Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2014 в 16:16, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении экономических прав человека и гражданина в Российской Федерации, исследовании проблем законодательного регулирования экономических прав человека и гражданина и экономической безопасности, как составляющей национальной безопасности, и гарантий экономических прав человека и гражданина в Российской Федерации.
Экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации – совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере
Введение...............................................................................................................3
Экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации (правовое закрепление и обеспечение)
1.1 Право на экономическую деятельность………………………………………..3
1.2 Право частной собственности…………………………………………………..5
1.3 Трудовые права и свободы……………………………………………………...7
Правовые механизмы реализации права граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления
2.1 Право граждан на обращения в органы государственных и муниципальных образований……………………………………………...…………………………..9
2.2 Порядок обжалования решений органов государственной власти…………13
Заключение................................................................................................................15
Нормативные правовые акты……………………………………………………...16
Список использованной литературы………………………………………
Содержание
Введение.....................
1.1 Право на экономическую деятельность………………………………………..3
1.2 Право частной собственности………
1.3 Трудовые права и свободы………………
2.1 Право граждан на обращения
в органы государственных и
муниципальных образований……………
2.2 Порядок обжалования решений
органов государственной власти
Заключение....................
Нормативные правовые акты……………………………………………………...16
Список использованной литературы……………………………………….....
Введение.
Цель данной работы состоит в изучении экономических прав человека и гражданина в Российской Федерации, исследовании проблем законодательного регулирования экономических прав человека и гражданина и экономической безопасности, как составляющей национальной безопасности, и гарантий экономических прав человека и гражданина в Российской Федерации.
Экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации – совокупность конституционных прав, определяющих юридические возможности человека в экономической сфере. Основными экономическим правами и свободами в современных демократических государствах являются: право частной собственности (в т.ч. на землю и интеллектуальные продукты), право наследования, свобода предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы), свобода труда и другие трудовые права, в т.ч. на забастовку, на участие в управлении предприятием. Круг экономических прав и свобод человека закреплен в ст. 34-37 Конституции РФ.
Предметом исследования выступают нормы права в сфере обеспечения экономических прав человека и гражданина в Российской Федерации, а также основные тенденции, закономерности механизма обеспечения экономической безопасности хозяйственной и предпринимательской деятельности
1. Экономические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации (правовое закрепление и обеспечение)
1.1 Право на экономическую деятельность
Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью.
Согласно ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимаются самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке1.
Признание права на экономическую деятельность порождает для государства определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права. Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию в регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны защищать имущество частного предпринимателя наравне с государственной собственностью. Всей своей экономической политикой правительство правового государства содействует и помогает частному бизнесу, поощряет его развитие и защищает от незаконных посягательств.
В то же время это право подлежит определенным ограничениям. Государство запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия, изготовление орденов и др.) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Государство регулирует экспорт и импорт, что накладывает на многие предприятия определенные ограничения. Также государственные органы вправе требовать от предпринимателя финансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческую тайну. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но должны опираться на законодательную базу.
Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность, регулируются большим числом законодательных актов, и прежде всего ГК РФ. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Правила этого законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Чтобы обеспечить правомерные, цивилизованные условия становления и развития рыночных отношений, Конституция устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию2.
Государство оказывает поддержку малому предпринимательству, о чем принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который предусматривает создание льготных условий в финансовой области и налогообложении, поддержку внешнеэкономической деятельности малых предприятий и др. Государство призвано осуществлять специальные программы, создавать фонды поддержки малого предпринимательства.
1.2 Право частной собственности
Важнейшее место в системе экономических прав и свобод занимает право частной собственности. Его конституционное закрепление имело решающее значение в переходе страны на рыночную экономику.
Конституция РФ 1993 г. отнесла признание и защиту частной собственности к основам конституционного строя, расширила гарантии ее охраны, в том числе судебными органами.
Охрана права частной собственности осуществляется уголовным, гражданским, административным и иным законодательством. УК РФ предусматривает ответственность за преступления против собственности (кража, мошенничество, присвоение, грабеж, разбой и др.) ГК РФ закрепляет основания приобретения и прекращения права собственности, устанавливает, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов, которое в соответствии с законом не может им принадлежать3.
Право частной собственности, таким образом, является комплексным институтом, регулируемым многими отраслями российского права.
Конституция РФ устанавливает две важные юридические гарантии права частной собственности. Во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Это, в частности, означает, что государственные органы не в праве, ссылаясь на любую нецелесообразность и даже закон, лишать человека имущества против его воли. Собственник всегда вправе обратиться в суд, доказывая не конституционность применяемых против него закона или действий.
Во-вторых, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Тем самым запрещается насильственная национализация и реприватизация без компенсации, которая принята в тоталитарном государстве. Частная собственность может перейти в разряд государственной, а государственная – в разряд частной (приватизация), но только в соответствии с законом и с возмещением, определяемым по договору или рыночным ценам.
Гарантией права частной собственности является также право наследования. ГК РФ регулирует переход имущества собственника после его смерти к наследникам по закону или по завещанию. Наследственное право призвано гарантировать выполнение воли собственника в отношении его имущества и в то же время обеспечивать справедливость, особенно, когда речь идет об охране интересов нетрудоспособных или малолетних родственников.
Отдельно закреплено в Конституции РФ право частной собственности на землю (ст.36). Оно принадлежит только лицам, имеющим гражданство Российской Федерации, а также их объединениям.
Конституция фиксирует право государственной собственности на землю. Это особенно важно при применении законодательства о федеральных землях и землях, являющихся собственностью субъектов Федерации.
В особую категорию выделяются природные ресурсы, являющиеся собственностью муниципальных органов, которые вправе сами распоряжаться ими, использовать их, передавать в собственность, пользование и аренду другим субъектам. При этом субъекты права собственности на природные ресурсы могут выступать как сам орган управления, так и от его имени граждане и юридические лица, в чье владение, пользование или аренду передан природный ресурс.
Конституция допускает возможность частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю и другие природные ресурсы. Устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Действует много нормативных актов, регламентирующих право частной собственности на землю - как отдельных граждан, так и их объединений, в отношении земли, как в сельской местности, так и в городах.
1.3 Трудовые права и свободы
В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание прав человека в сфере труда (ст. 37 Конституции РФ).
Конституцией 1993 г. сформулированы права человека в сфере труда, применительно к рыночной экономике. Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом. Государство перестало быть единственным собственником всех средств производства, а, следовательно, и единственным работодателем и единственным гарантом получения каждым работы. Но это не означает устранения государства от обеспечения прав граждан в сфере труда. Роль государства многогранна. Государство запрещает принудительный труд. Таким трудом считается не только откровенно рабский труд, что в наше время встречается крайне редко, но и любые формы принуждения человека работать на недобровольно принятых условиях или под угрозой какого-либо наказания.
Вместе с тем не считается принудительным трудом выполнение обязанностей, вытекающих из военной службы, в условиях чрезвычайного положения или по приговору суда. Принудительный труд запрещен Конвенцией Международной организации труда №29 «Относительно принудительного или обязательного труда» (1930 г.), а также Трудовым кодексом РФ (ст.2).
Государство дает право требовать наемному работнику соблюдения определенных Конституцией условий, а именно: чтобы условия труда отвечали требованиям безопасности и гигиены, а вознаграждение за труд выплачивалось без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Работодатель за данные нарушения несет материальную, а в определенных случаях и уголовную ответственность.
Право на защиту от безработицы предполагает обязанность государства проводить экономическую политику, способствующую, по возможности, полной занятости, а также бесплатно помогать гражданам, не имеющим работы, в трудоустройстве. Кодекс законов о труде защищает работника от необоснованных увольнений. При отсутствии работы и возможности ее получить гражданам выплачивается пособие по безработице, предоставляется возможность бесплатного обучения новой профессии или участия в оплачиваемых общественных работах, компенсируются затраты в связи с добровольным переездом в другую местность. Эти нормы предусмотрены Законом о занятости населения в Российской Федерации от 19 апреля 1991 г.4
Государство признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Забастовка не свидетельствует о желании работников разорвать трудовой договор, поэтому неправомерный запрет забастовки рассматривается как форма принудительного труда. В соответствии с Конституцией РФ, а также с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах право на забастовку реализуется в соответствии с законом. Закон вправе запретить забастовку в ряде отраслей хозяйства (транспорт, общественное обслуживание и др.), однако этот запрет касается не всех работников отрасли, а только тех, кто может нанести вред здоровью других лиц, безопасности государства и т.д.
Действующим законом запрещены также некоторые виды забастовок. Прежде чем объявить забастовку, требуется использовать примирительные процедуры, предусмотренные ФЗ о порядке разрешения коллективных трудовых споров от 23 ноября 1995 г. На предприятиях существуют также комиссии по трудовым спорам, рассматривающие индивидуальные трудовые споры. Но любая система разрешения споров предусматривает возможность для недовольной стороны обратиться в суд.
С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции). Функции государства в этой сфере заключаются в установлении посредством ФЗ продолжительности рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.
Информация о работе Право граждан на обращения в органы государственных и муниципальных образований