Тоталитаризм как политический режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 19:09, реферат

Краткое описание

Тоталитаризм - (от лат.totalis - весь, целый, полный) - термин, применяемый для характеристики таких политических систем, которые стремятся к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности. Тоталитаризм не возникает случайно, даже будучи своеобразной аномалией, он имеет свои социальные предпосылки и причины.

Вложенные файлы: 1 файл

тоталитаризм.docx

— 22.88 Кб (Скачать файл)

Тоталитаризм  как политический режим.

Тоталитаризм - (от лат.totalis - весь, целый, полный) - термин, применяемый  для характеристики таких политических систем, которые стремятся к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности. В научный язык политологии понятие  тоталитаризма впервые ввели  в 1923 году итальянские либералы Джованни Амендола и Пиерро Гобетти для  обозначения установленной в 1923 году в Италии фашистской диктатуры  с целью подчеркнуть качественное отличие итальянского фашизма от прежних типов диктатур: деспотизма, олигархии, тирании и т.д. Муссолини  и его сподвижники придавали  данному термину положительный  смысл, превознося и прославляя тоталитарный дух, тоталитарную волю, тоталитарное государство. Но за пределами итальянского фашизма и немецкого нацизма  термин "тоталитарный" имеет негативный смысл и с 20-х годов становится термином науки политологии.

Тоталитаризм не возникает  случайно, даже будучи своеобразной аномалией, он имеет

свои социальные предпосылки и причины. К важнейшим из них

относятся:

1. Само индустриальное  общество, усложнение общественных  связей и

взаимозависимости;

2. Нарастание рационализма  и организованности в жизни  общества, новые

возможности для манипулирования  общественным сознанием; (радио, телевидение,

средства связи, СМИ и  т.д.);

3. Появление монополий  и их срастания с государством (тоталитаризм - высшая

их ступень, всеобъемлющая  монополия);

4. Этатизация (направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития) общества, усиление в общественном сознании культа Государства распространение коллективистских взглядов;

5 Массовая эмоциональная  уверенность в возможности быстрого  улучшения жизни с

помощью планирования и рациональных преобразований

6. Массовая психологическая  неудовлетворённость отчуждением  личности при

капитализме, её незащищенностью  и одиночеством. Тоталитарные движения дают

иллюзию приобщения к "вечным ценностям": классу, нации, государству,

величественной сакральной Власти;

7. Острые социально-экономические  кризисы ведут к маргинализации (социологическое явление, понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами.)общества,

появлению многочисленных люмпенских и полулюмпенских слоев, особо

восприимчивых к тоталитарной идеологии и склонных к политическому

радикализму;

К политическим предпосылкам тоталитарных режимов относятся: уже

упоминавшаяся этатизация общественного  сознания, а главное, появления массовых,

предельно идеологизированных, партий нового, тоталитарного типа с жёсткой,

полувоенной структурой и  полным подчинением рядовых членов партийной идеологии

и её выразителям - вождям, руководству  в целом.

     У носителей тоталитарного сознания выделяются следующие отличительные

черты: нетерпимость к любому инакомыслию, стремление политически  или даже

физически уничтожить несогласных, или их насильственно перевоспитать  в духе

правильного учения, все  остальные идеи, их плюрализм они  рассматривают как

заблуждение или сознательную ложь. Им присуще стремление к "математически

безошибочному всеобщему  счастью" В этом проявился их разрыв с рационализмом и

переход на догматические  позиции, часто сами вожди становятся заложниками

собственных догм.

     Пять признаков тоталитаризма.

К. Фридрих и З. Бжезинский в своей работе "Тоталитарная диктатура и автократия"

предлагают для определения "общей модели" тоталитаризма пять признаков:

·      единая массовая партия, возглавляемая харизматическим  лидером;

·      официальная  идеология, признаваемая всеми;

·      монополия  власти на СМИ (средства массовой информации);

·      монополия  на все средства вооруженной борьбы;

·      система  террористического полицейского контроля и управления экономикой.

Концепция Фридриха и Бжезинского, получившая в историографии название "

тоталитарный  синдром", оказала большое влияние на последующие

исследования в этой области. В то же время неоднократно указывалось  на

несовершенство их формулы, что, впрочем, признавали и сами авторы.

Американский политолог  Дж. Линц в 70-е годы выделяет такие  признаки:

1. сильно централизованная, монистическая структура власти, в которой

правящая группа не несет  ответственности перед выборным органом и не может

быть лишена власти институциональными средствами;

2. монопольная детализированная  идеология, легитимирующая режим  и

пронизывающая его  неким  величием исторической миссии;

3. активная мобилизация  населения на выполнение политических  и социальных

задач с помощью всех институтов.

Такое описание тоталитаризма  более фундаментально. Оно ориентировано  на

описание не всех, а наиболее характерных признаков и приближает к пониманию

его сущности. И, тем не менее, оно тоже уязвимо, так как автор  не разделяет

двух политических вопросов - каковы отношения власти и как  организована

власть. Тоталитаризм - понятие, призванное, прежде всего, выразить отношения

власти и общества. Поэтому  описание механизма власти (сильная  централизация,

способы легитимации) - это  вторичные, производные признаки тоталитаризма.

Отталкиваясь от результатов  анализа, прежде всего тоталитарных структур

гитлеровской Германии и  сталинского СССР, которые можно  назвать "тоталитарным

максимумом", можно выделить пять основных признаков тоталитаризма. Все эти

признаки являются в определенной степени идеальными и проявляются  в различных

тоталитарных режимах  в неодинаковой степени, вплоть до тенденций.

Первый признак  абсолютная концентрация власти, реализуется через механизмы государства и

представляет собой этатизм, то есть вмешательство государства  в экономическую и

политическую жизнь страны, возведенное в высшую степень. Такая  концентрация

власти с точки зрения формы правления непременно представляет собой автократию,

для которой характерны:

а) Соединение исполнительной и законодательной власти в одном  лице при

фактическом отсутствии независимой  судебной власти.

б) Принцип "вождизма", причем вождь харизматического, мистического типа.

Абсолютность власти означает, что власть - исходное начало всех инициатив,

движений, изменений. Гражданского общества нет, или сфера его жизни  крайне

сужена. Признавая формально  гражданские свободы, тоталитарные режимы ставили

одно, но решающее условие: пользоваться ими можно было исключительно  в

интересах той системы, которую  проповедовали вожди, что означало бы поддержку

их владычества. Экономические, духовные интересы существуют такими, какими им

разрешено быть властью.

Второй признак- однопартийная политическая система - средство осуществления политической

власти в тоталитарном государстве.

Такая политическая система тесно связана с двумя моментами.

Во-первых, основой однопартийной  политической системы обязательно  становится

монистическая-единая, господствующая идеология, исходящая исключительно  от

правящей партии и не терпящая никакой оппозиции или критики. В самой партии

также поддерживается идейное  единство.

Во-вторых, однопартийная  политическая система сопровождалась фактическим

отсутствием демократических  институтов, таких как парламент, Советы депутатов

и др., в результате чего достигалось  тотальное отчуждение индивида от

политической власти.

Возможное существование  некоторых общественных организаций  ничего не меняло,

так как они контролировались партийными и государственными органами.

3 признак - общественно-политическое  движение, составляющее массовую

социальную базу режима.

В характере тоталитарного  режима фактор общественно-политического  движения

занимает определяющее место  по следующим причинам.

Во-первых, именно через общественно-политическое движение как социальную базу

режима происходит формирование в общественном сознании "тоталитарной идеи".

Во-вторых, через общественно-политическое движение достигается

всеохватывающий контроль над  всеми проявлениями общественной жизни, что и

обеспечивает осуществление  тоталитарного господства власти.

В-третьих, через общественно-политическое движение тоталитарный режим

внедряет мифы в общественное сознание, формирует позитивное отношение  масс к

тоталитарному режиму, тотализирует массы изнутри, а всех несогласных,

неподдающихся уничтожают.

4 признак - государственно  организованный террор, основанный на

постоянном и тотальном  насилии. Основой тоталитарного  режима может быть только

всеобщая лояльность граждан, в обеспечении которой террор играет не последнюю

роль, представляя собой  логическое продолжение тоталитарной пропаганды.

 

5 признак - экономическая  автаркия (экономический режим самообеспечения страны, в котором минимизируется внешний товарный оборот.)при жесткой регламентации

экономики и существенной доле внеэкономических форм принуждения.

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал- социализм.

Коммунизм (социализм) в большей  степени, чем другие разновидности  тоталитаризма, выражает основные черты  этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства , полное устранение частной собственности  и, следовательно, всякой автономии  личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными доля фнего достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

Фашизм - право- экстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции  в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Итальянский фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение “народной души”, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы утвердились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов капиталистического общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс , сохранения существующего строя и осуществления своих имперских амбиций на международной арене.

Третья разновидность тоталитаризма - национал- социализм. Как реальный политический и общественный строй  он возник в Германии в 1933 г. Цель: мировое  господство арийской расы и социальное предпочтение - германская нация. Если в коммунистических системах агрессивность  направлена прежде всего вовнутрь - против собственных граждан (классового врага), то в национал- социализме - вовне, против других народов.


Информация о работе Тоталитаризм как политический режим