Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 12:14, реферат
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей. С точки зрения управления и его теоретической базы – кибернетики, конкуренция является главным инструментом, обеспечивающим устойчивое положение и поступательное развитие рынка.
Введение 3
Значение и функции правовой основы конкуренции для развития рыночной экономики 5
Заключение 14
Список литературы 16
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при
ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра государственного строительства и права
РЕФЕРАТ
ПО
ПРЕДМЕТУ: «Российское предпринимательско
НА ТЕМУ: «Значение и функции правовой основы конкуренции для развития рыночной экономики»
Студент: Монгуш Мариана Макаровна
Гр. № ЗД-09-3
Москва, 2012
Содержание
Введение 3
Значение и функции правовой основы конкуренции для развития рыночной экономики 5
Заключение 14
Список литературы 16
Введение
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей.
С точки зрения управления и его теоретической базы – кибернетики, конкуренция является главным инструментом, обеспечивающим устойчивое положение и поступательное развитие рынка. Это объясняется ролью конкуренции: как основного и объективного механизма отбора товаропроизводителей по конечным результатам их деятельности; как средства обратной связи при регулировании производства и потребления по критериям качества и стоимости товаров; как средства расширения номенклатуры и границ товарного рынка.
Также конкуренцию можно определить как соперничество между субъектами рынка за овладение вниманием потенциальных потребителей; как борьбу между производителями продукции с целью обеспечения лучших возможностей сбыта продукции и получения максимальной прибыли, удовлетворяя при этом разнообразные потребности потребителей.
В экономической системе
Адама Смита конкуренция
Законом РФ «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 г.1 установлено следующее определение конкуренции. Конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения. Например, в Японии ресурсы используются в целом в три раза эффективнее, чем в России. Издержки японских производителей на производство промышленной продукции почти в 3 раза ниже, чем в России, из них, использование топлива и электроэнергии эффективнее в пять раз.
С.Г. Светуньков и А.А. Литвинов в книге «Конкуренция и предпринимательские решения» рассматривают конкуренцию с позиций трех подходов: как состязательность на рынке (начальная стадия научных исследований понятия «конкуренция»); как свойство рынка, уравновешивающее спрос и предложение (классическая экономическая теория, «невидимая рука» Адама Смита); как критерий, определяющий тип отраслевого рынка (современная экономическая теория), где под конкуренцией подразумевается «не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка»2.
Поэтому исследование темы реферата «Значение и функции правовой основы конкуренции для развития рыночной экономики» очень актуально.
Цель реферата исследовать значение и функции правовой основы конкуренции для развития рыночной экономики.
При написании реферата использованы нормативные материалы, учебные пособия, труды российских ученых.
Значение и функции правовой основы конкуренции для развития рыночной экономики
Государственное регулирование в области защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках осуществляется путем определения организационных и правовых основ поддержки и развития конкуренции, предупреждения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иной антиконкурентной практики.
Правовые основы государственного регулирования конкурентных отношений определяются федеральным антимонопольным законодательством, основанным на Конституции РФ и состоящим из Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции" и иных федеральных законов, регулирующих отношения, влияющие на конкуренцию на товарных и финансовых рынках в Российской Федерации. Такие отношения регулируются также указами Президента Российской Федерации. На основании и во исполнение указанных Федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, регулирующие подобные общественные отношения. Отношения, влияющие на конкуренцию на финансовых рынках и связанные с защитой такой конкуренции, могут регулироваться также нормативными актами Центрального банка Российской Федерации и нормативными правовыми актами Федеральной антимонопольной службы и иных органов, осуществляющих регулирование на рынке финансовых услуг3.
Непосредственная реализация государственной политики по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках производится федеральным антимонопольным органом, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ. Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).
Основные полномочия
Федеральной антимонопольной
1. Вносит в Правительство
Российской Федерации проекты
федеральных законов,
2. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности.
3. На основании федеральных
законов, актов Президента
- за соблюдением коммерческими
и некоммерческими
- за действиями, которые совершаются
с участием или в отношении
субъектов естественных
- за соблюдением требований обеспечения доступа на рынки услуг естественных монополий и оказанием услуг субъектами естественных монополий на недискриминационных условиях;
- за соблюдением установленных
законодательством о
- за соблюдением установленных антимонопольным законодательством требований о заключении договоров хозяйствующими субъектами и финансовыми организациями, занимающими доминирующее положение на соответствующих рынках;
- за действиями субъектов
- за деятельностью
- за соответствием
- за соответствием
4. Выдает:
- заключения о последствиях
влияния на конкуренцию на
внутреннем рынке Российской
Федерации специальных
- предписания, обязательные для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями (их руководителями), федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями (их должностными лицами), физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством и законодательством о рекламе;
5. осуществляет согласование:
- создания, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций в случаях, установленных законодательством о конкуренции на товарных рынках;
- приобретения акций (долей)
в уставном капитале
- проектов решений федеральных
органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти
субъектов Российской
6. обобщает практику
применения законодательства
Одним из основных
направлений осуществления
а) объекты, связанные с осуществлением корпоративной политики хозяйствующего субъекта, финансовой организации (создание, реорганизация (слияние, присоединение), изменение состава участников хозяйствующих субъектов (в т.ч. финансовых организаций), изменение уставного капитала финансовой организации, избрание физических лиц в органы управления, советы директоров (наблюдательные советы) хозяйствующих субъектов);
б) сделки, совершаемые на товарных и финансовых рынках.
Предварительное согласие федерального антимонопольного органа необходимо получить в случае слияния и присоединения коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает три миллиарда рублей или суммарная выручка таких организаций (их групп лиц) от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, превышает шесть миллиардов рублей либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов (п. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции).
Информация о работе Значение и функции правовой основы конкуренции для развития рыночной экономики