Исследование этнического предпринимательства в работах российских и зарубежных социологов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2013 в 21:34, статья

Краткое описание

Влияние полиэтничности на социальные и экономические процессы усиливается с развитием современной рыночной экономики, ускорением миграционных процессов. При взаимодействии различных культур происходит взаимообогащение, что способствует развитию инновационных возможностей общества и бизнеса, диверсификации экономики, освоению новых резервов роста. Этническое или этнокультурное многообразие обеспечивает необходимую сложность общества и широкий спектр его возможностей.

Вложенные файлы: 1 файл

статья Самарина.doc

— 44.00 Кб (Скачать файл)

ИССЛЕДОВАНИЕ  ЭТНИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РАБОТАХ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ СОЦИОЛОГОВ

Самарина Е.Л.

СПбГЭТУ им. В.И. Ульянова (Ленина) «ЛЭТИ»

Влияние  полиэтничности на социальные и экономические  процессы усиливается с развитием современной  рыночной экономики, ускорением миграционных процессов.  При взаимодействии различных культур происходит взаимообогащение, что способствует развитию инновационных возможностей общества и бизнеса, диверсификации экономики, освоению новых резервов роста. Этническое или этнокультурное многообразие обеспечивает необходимую сложность общества и широкий спектр его возможностей.

Глобальный экономический  кризис и последующее за ним повышение  уровня безработицы заставило многих профессионалов искать работу за рубежом. Особенно актуальна данная проблема для Европы, уровень безработных в Испании, например,  вырос с 8 % в 2007 году до 20 % в 2011. В условиях современной России, ее быстрорастущего рынка, развития международной торговли и также глобализации во всем мире происходит  активное взаимодействие различных этнических групп. С распадом Советского Союза из-за сложной экономической ситуации в бывших республиках трудовая миграция достигла небывалого размаха.

Проблема этнического  предпринимательства в мире изучается  давно и достаточно широко, российские исследования по данной тематике появились сравнительно недавно. Особенности адаптации и ведения бизнеса латиноамериканской группы в условиях российской действительности разработаны недостаточно. Методологические основы изучения данного явления были заложены в работах М. Вебера и Г. Зиммеля, которые уделили значительное внимание причинам и последствиям экономического поведения и предпринимательской этики религиозных и этнических групп (общностей). В первой половине прошлого века концепции «двойной этики» и «торговца как чужака» можно найти в исследованиях Вирта,  Стоункиста и Беккера.  В 50-е годы интерес зарубежных социологов к этническому предпринимательству возрождается после некоторого перерыва. Здесь можно отметить работы Канмана, Риндера и Блалока, из более поздних - Бонасич, Лайта и Портеса.

В России исследования этнического  предпринимательства стали относительно многочисленны, ими занимаются Радаев В.В., Смольков В.Г., Воронков В., Освальд  И., Дятлов В.И. и другие. Тюрюканова Е.В., Зайончковская Ж.А., Карачурина Л.Б., Мкртчан Н.В.,  Флоринская Ю.Ф. занимаются гендерными особенностями процессов миграции. Дмитриев А.В., Жуков В.И, Пядухов Г.А. рассматривают данные явления с точки зрения теории конфликта.  Вендина О. изучает влияние групп меньшинств на возможное формирование сегрегации.

Объектом исследования в работах социологов и экономистов, посвященных данной тематике, становятся субъекты транснациональных связей с зарубежными странами: персонал международных корпораций, международные правительственные и неправительственные организации, студенты, дипломаты, мигранты, экспаты и т.д. как особая этническая группа. В подавляющем большинстве мотивацией миграции являются экономические причины, особенно в условиях нынешнего глобального кризиса. Однако выделяют также семейные, религиозные и политические причины наряду с иными факторами. Основными местами локализации межкультурных контактов в России, как и в большинстве других стран, являются  крупные города, особенно Санкт-Петербург и Москва.

Одна из главных причин высокой профессиональной мобильности  этнических мигрантов и развития этнического предпринимательства, по мнению как большинства западных исследователей, так и российских социологов, например, В.В. Радаева, —  социально-экономическая маргинальность этнических меньшинств. Этнические мигранты создают достаточно прочные общины, представляющие собой изолированную среду, которая оказывает поддержку вновь прибывшему, обучает и передает опыт и квалификацию. Исследователи (Р. Уолдингер, Г. Олдрич, Р. Уард) тесно увязывают развитие этнического предпринимательства с иммиграционными волнами. В современной западной литературе миграция рассматривается как «предпринимательский акт».

Изучение предпринимательства  в социологии является одним из перспективных направлений. Помимо большого числа эмпирических исследований важно определить общие тенденции мировой интеграции, теоретически обосновать происходящие в мире процессы. Современная социология учитывает специфику данного вида деятельности в зависимости от конкретных социальных, культурных, политических и других факторов.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бредникова О., Паченков О. Этничность «этнической экономики» и социальные сети мигрантов // Экономическая социология. Т. 3, № 2, 2002 – с. 74-81 http://ecsoc.msses.ru
  2. Вендина О. Мигранты в Москве: грозит ли российской столице этническая сегрегация?/ Общ.ред. Ж. Зайончковской. М., 2005. (сер. Миграционная ситуация в регионах России. Выпуск третий)
  3. Гельбрас B.Г. Национальная безопасность России: вызов китайской миграции // Миграция и безопасность России. М.: Интердиалект, 2000. С.214-215.
  4. Дмитриев А.В., Жуков В.И, Пядухов Г.А. Монография. Миграция: конфликт, безопасность, сотрудничество. – М.: Издательство РГСУ, 2009. – 354 с.
  5. Дятлов В.И. Современные торговые меньшинства: фактор стабильности или конфликта? (Китайцы и кавказцы в Иркутске). – М.: Наталис, 2000.
  6. Дятлов, В. Предпринимательские меньшинства: торгаши, чужаки или посланные Богом? Симбиоз, конфликт, интеграция в странах Арабского Востока и Тропической Африки. - Москва: без издательства, 1996
  7. Женщины-мигранты из стран СНГ в России /  Тюрюканова Е.В. (ред.), Зайончковская Ж.А., Карачурина Л.Б., Мкртчан Н.В., Полетаев Д.В., Флоринская Ю.Ф.; под ред. Тюрюкановой Е.В. – М.: МАКС Пресс, 2011. – 184 с.
  8. Зиммель Г. Избранные работы - К: Ника-Центр, 2006.- 440 с.
  9. Зомбарт В. Буржуа: Пер. с нем./ Ин-т социологии. – М.: Наука. 443 с. (Серия «Социологическое наследие»)
  10. Конструирование этничности: формирование этнических общин Санкт-Петербурга / В.Воронков, И.Освальд (ред.). Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин. 1998. - 304 c.
  11. Кузнецов И.М., Мукомель В.И.  Формирование этнических ниш в российской экономике.
  12.  Радаев В.В. Этническое предпринимательство: мировой опыт и Россия// Полис. — М., 1993. — № 5. — С. 85.
  13. Российский статистический ежегодник - 2009г. http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_39/Main.htm
  14. Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В.А. Ядова. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2001. – 640 с.
  15. Снисаренко. А. Этническое предпринимательство в большом городе современной России (на примере исследования азербайджанской общины в Петербурге). В: Неформальная экономика. Россия и мир / Теодор Шанин (ред.). Москва: Логос (1999) С.138-155.
  16. Тишков В. Рыночная экономика и этническая среда - "Общество и экономика", 2005, №12
  17. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. / Пер. с англ. В. С. Автономова и т.д. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008.
  18. Basu D., Werbner P. Bootstrap capitalism and the culture industries: a critique of invidious comparisons in the study of ethnic entrepreneurship //Ethnic and Racial Studies - Taylor & Francis Ltd. Vol. 24, No. 2, March, 2001. Р. 236–262.
  19. Bonacich E. U.S. capitalism and Korean Immigrant small business: a study in the relationship between class and ethnicity. A paper presented at the 9th World Congress of Sociology in Uppsala, Sweden, August 14-19, 1978.
  20. Howard A., Ward R., Waidinger R. Minority Business Development in Industrial Society // European Studies Newsletter. 1985. Vol. 14. March 4.
  21. Light, I. Immigrant Entrepreneurs in America: Koreans in Los Angeles. In: Nathan Glazer (ed.). Glamor at the Gates. San Francisco: ICS Press, 1985.
  22. Salaff J. W., Greve A., Wong S., Ping L. Ethnic entrepreneurship, social networks, and the enclave // Approaching Transnationalism: Transnational Societies, Multicultural Contacts, and Imaginings of Home. - Chapter 4. Edrs.: B. Yeoh, T. C. Kiong, M. W. Charney. Kluwer Academic Publishers, Boston, 2003. Р. 61-82.
  23. Waldinger R. D., Aldrich H. E., Ward R., (Eds). Ethnic Entrepreneurs: Immigrant Business in Industrial Societies, Sage Publications, Newbury Park, CA. 1990.
  24. 44. Zhou Y. Beyond Ethnic Enclaves: Location Strategies of Chinese Producer Service Firms in Los Angeles// Economic Geography, Vol. 74, No. 3. (Jul., 1998), P. 228-251

Информация о работе Исследование этнического предпринимательства в работах российских и зарубежных социологов