История построения и развития компании Procter & Gamble

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 03:36, сочинение

Краткое описание

В своей каждодневной жизни мы постоянно пользуемся товарами бытового назначения. Если зубной пастой – то это Blend-a-med, если же чистящее средство – то обязательно Comet или Mr.Proper, ну а если речь зашла о подгузниках, то мы непременно вспомним о Pampers. И это лишь малая часть продукции Procter & Gamble, с которой мы сталкиваемся каждый день. Иными словами, довольно сложно представить нашу жизнь без Procter & Gamble. На сегодняшний день P&G является крупнейшей организацией, занимающейся производством товаров потребительского назначения. А ведь начиналось всё с небольшого семейного бизнеса по производству мыла и свечей в городе Цинциннати.

Вложенные файлы: 1 файл

Эссе по истории предпринимательства Богтикова Антона Сергеевича(123).doc

— 61.50 Кб (Скачать файл)

Государственный университет – Высшая школа экономики 
факультет менеджмента
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Эссе  на тему 
«История построения и развития компании Procter & Gamble »
 
 
 
 
 
 

                      Выполнил: Богатиков Антон Сергеевич

                      123 группа 
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

Москва 2009

 

      В своей каждодневной жизни мы постоянно пользуемся товарами бытового назначения. Если зубной пастой – то это Blend-a-med, если же чистящее средство – то обязательно Comet или Mr.Proper, ну а если речь зашла о подгузниках, то мы непременно вспомним о Pampers. И это лишь малая часть продукции Procter & Gamble, с которой мы сталкиваемся каждый день. Иными словами, довольно сложно представить нашу жизнь без Procter & Gamble. На сегодняшний день P&G является крупнейшей организацией, занимающейся производством товаров потребительского назначения. А ведь начиналось всё с небольшого семейного бизнеса по производству мыла и свечей в городе Цинциннати. Так как же из небольшого дела, занимающегося производством исключительно мыла и свечей, P&G смогла во много раз расширить свой ассортимент и перерасти в организацию, без продукции которой сначала не обходилась ни одна американская, а потом и любая другая семья? Эта заслуга целиком и полностью принадлежит её основателям: англичанину Уильяму Проктеру и ирландцу  Джеймсу Гэмблу, а потом и продолжателю их дела, изобретателю Виктору Миллсу. Несмотря на тот факт, что на протяжении своей предпринимательской деятельности, основателям P&G постоянно сопутствовала удача, это ничуть не умоляет их предпринимательских навыков.  Во многом благодаря своему чутью и изобретательности основатели P&G смогли остаться на плаву, и впоследствии обойти всех своих конкурентов. P&G показали, что чтобы иметь успех в бизнесе, надо всегда ориентироваться на непосредственные запросы потребителей, угадывать, что в данный момент могло бы стать ходовым, покупаемым товаром. И не надо далеко ходить за идеями, достаточно просто посмотреть вокруг себя…Итак, чтобы более подробно рассмотреть динамику развития бренда, а потом и компании, обратимся к самым истокам, то есть к основателям Уильяму Проктору и Джеймсу Гэмблу.

     На  самом деле P&G могло и не существовать, если бы волею случая, судьба не забросила  обоих в начале позапрошлого века в Америку, а именно в небольшой  городок Цинциннати, штат Огайо. Оба они попали в Америку не от хорошей жизни.

     Джеймса оказался в Америке в возрасте 16 лет. Его отцу, протестантскому священнику, надоело влачить полунищенское существование в вечно неспокойной католической Ирландии, и он решил начать новую жизнь где-нибудь в Иллинойсе. Гэмблы предприняли полное опасностей путешествие через Атлантический океан, однако по дороге Джеймс простудился и слег. Эмигранты сделали, как им казалось, временную остановку в Цинциннати. Пока юноша набирался сил, его отец успел переквалифицироваться в торговца зеленью и заработать первые доллары. Вскоре доходы бывшего священника возросли настолько, что он открыл в Цинциннати собственную овощную лавку. Джеймс сначала помогал отцу, но затем решил заняться чем-нибудь более прибыльным, чем закупка и продажа зелени. Например, мылом. В те годы этот товар как раз входил в моду и пользовался большим спросом. Устроившись в ученики к одному из самых опытных мыловаров в Огайо, Джеймс вскоре открыл собственную мыловарню. Вскоре он женился на Элизабете Норрис, которая являлась дочерью Александра Норриса, преуспевающего изготовителя свечей. В том же году произошла свадьба её родной сестры Оливии, вышедшей замуж за вдовца Уильяма Проктера.

     Ульяма  занесло в Америку по причине  его долгов. В Англии на взятые взаймы деньги он открыл небольшой магазин шерстяных изделий. Однако уже на первое утро его магазин ограбили. Пообещав кредиторам вернуть все деньги( 8000$ -- по тем временам огромная сумма) он уехал в Америку на заработки. Однако в дороге умерла его жена Марта. По случайности, случилось это как раз в Цинциннати. Там он и осел, устоившись на работу банковским клерком. Однако доходов не хватало даже на жизнь, не говоря уж о долге. Тогда он занялся производством свечей, и преуспел в этом нелёгком деле. Уже здесь Уильям проявил находчивость. Наученный горьким опытом, свечник отпугивал грабителей так: рядом со своей мастерской поставил огромную собачью будку, привязал цепь внушительных размеров и положил у входа огромные обглоданные кости. Имитация достигла цели — воры Проктера не беспокоили. Расплатившись с кредиторами, Уильям второй раз женился на Оливии Норрис.

     Весной 1837 года в США разразился банковский кризис. Промышленность пришла в полный упадок, была парализована вся финансовая система. Даже в относительно благополучном  штате Огайо предприятия закрывались одно за другим, а те, которым удалось избежать этой печальной участи, старались сохранить хотя бы то, что имели.

     В связи с этим нельзя не отметить, что ещё одним человеком, без которого P&G скорее всего не мог бы существовать, является Александр Норрис, отец Элизабет и Оливии. Сначала он выдал обеих своих дочерей за перспективных молодых людей : Джеймса Гэмбла, мыловара, и Уильяма Проктера, изготовителя свечей. Вторым разумным шагом Александра стал уговор новоиспеченных родственников стать деловыми партнерами. По мнению Александра, предприятию был обеспечен успех, так как в производстве свечей и мыла использовалось одно и то же сырье – животные жиры. В августе Гэмбл и Проктер внесли 7192 доллара и 26 центов “…с целью производства и сбыта мыла и свечей и всех сопутствующих товаров, а также с целью приобретения и продажи всех видов изделий, относящихся к указанному производству мыла и свечей.., причем прибыли, получаемые от указанной деятельности, а равно все убытки по причине невозвращенных долгов и прочие убытки делятся между указанными партнерами поровну…”

     Хотелось  бы отметить, что до этого этапа, как уже говорилось ранее, судьба и удача играли очень большую  роль в истории данного бренда. Если задуматься, какой имеется процент  вероятности, что приблизительно два человека из разных стран, окажутся в одном и том же городе(причем город этот отнюдь не является крупным) и начнут заниматься предпринимательской деятельностью? Более того, женятся на родных сёстрах. Но, как говорится, мир тесен. Однако, начиная с того момента, когда ими было принято решение о создании совместного предприятия, удача начинает отходить на второй план(хотя в некоторых отдельных случаях она всё играла довольно важную роль). С этого момента всё дальнейшее развитие и процветание P&G связано непосредственно с деятельностью её соучредителей.

     К 1859 году компания “Проктер энд Гэмбл” была одной из крупнейших промышленных компаний в городе Цинциннати. Ее годовой  доход уже превышал миллион долларов. К делам стали подключаться следующие поколения семей. В компании стали работать трое сыновей Проктера из пяти, и трое сыновей Гэмбла из шести. За 3 финансовых года, 1887–1890, компания имела оборот около 10 миллионов долларов и ежегодно получала 500 тыс. долларов чистой прибыли. Даже основатели фирмы не могли предвидеть такого успеха.

     Поначалу  у Проктера и Гэмбла была на двоих  небольшая мыловарня и тачка, на которой они развозили готовую  продукцию. Обязанности распределили так: один день Джеймс варил мыло и  свечи, а Уильям развозил продукцию по лавкам торговцев, на следующий день они менялись местами. Со временем Джеймс Гембл взял на себя заведование производством, а Уильям Проктер — сбыт продукции и продвижение товара.

     Что же повлияло на такой стремительный  рост компании, что позволило ей выделится на фоне конкурентов? Конечно же, это реклама. Основной рекламой в те времена было выставление товаров на полках. Многие изделия не имели своих отличительных знаков, и покупателем было сложно отличить товар одной фирмы от товара другой. P&G первыми обзавелись собственным отличительным знаком.

     Довольно  интересна история его создания. Как ни странно, саму идею знака Проктеру подкинули не кто иные, как грузчики. Первоначально портовые грузчики ставили краской на ящиках со свечами грубый крест, чтобы помочь неграмотным стивидорам отличать эти ящики от других. Проктер распорядился поменять кресты на звёзды. Вскоре рядом появился и полумесяц. Это стало первым товарным знаком компании. Этот знак, а также использование больших рекламных щитов, помогли компании за период чуть более 20 лет добиться годового дохода более миллиона долларов.

     Как уже говорилось ранее, помимо всего  прочего Проктер и Гэмбл смотрели на долгосрочное развитие своей компании: они приобщали своих сыновей  к отцовскому делу. И сыновьями можно было годиться. Первое серьёзное дело, доверенное им(а конкретно Уильяму Александру Проктеру и Джеймсу Норрису Гэмблу) , было выполнено безупречно. В канун гражданской войны они отправились в Новый Орлеан на закупку древесной смолы. Встревоженные слухами о скорой войне, молодые люди скупили почти весь запас городской смолы по доллару за бочку. Начавшаяся вскоре война, вынуждала северян закупать огромные запасы мыла и свечей, вследствие чего взлетела цена и на смолу – до 15$ за штуку. Продавая свою продукцию по более низким ценам, чем у конкурентов, P&G имели очень неплохие доходы с этой торговли. Вдобавок к этому, компания также получила свой первый госзаказ. Таким образом, продукция P&G получала широкое распространение не только у гражданских покупателей, но и среди солдат, которые, вернувшись с войны, прекрасно знали её звёзды и полумесяц.

     Нельзя  не отметить, что удача сыграла  не последнюю роль в данном эпизоде  развития компании. И после войны, удача не прекращала покидать младшее поколение Проктеров и Гэмблов. Однако, она была отнюдь не единственным фактором, влияющем на развитие P&G. Как уже говорилось ранее, одной из главных стратегий компании являлась реклама. Наука была призвана в помощь рекламе. В 1890 владельцы Procter & Gamble специально создали центральную аналитическую лабораторию в Айворидейле, которая научно обосновала чистоту мыла Ivory. Сведения эти стали публиковаться в международных средствах массовой информации. В 1882 году Харли Проктер, сын Уильяма, убедил отца и дядю выделить $11 тысяч на рекламу мыла Ivory. Впервые общенациональная еженедельная газета «Индепендент» начала публиковать рекламу этого мыла — о его чистоте и способности держаться на плаву узнала вся страна. Ход оказался удачным: уровень продаж, и без того довольно высокий, резко пошел вверх.

       Кстати говоря, в создании мыло  Ivory не обошлось без случая. Как то раз, рабочий следивший за варкой Ivory отвлёкся, и выключил аппарат на час позже. Однако говорить об этом он никому не стал, и партия переваренного мыла отправилась на прилавки. Как оказалось, мыло которое не тонет, а остаётся на плаву – это именно то, что нехватало домохозяйкам.

     Как говорилось ранее, «мыло красоты» рекламировалось  во многих популярных журналах. Оно изображалось как леди Айвори, томной красавицей в платье цвета слоновой кости, изображалось на обложках иллюстрированных журналах в руках тогдашних звёзд. Однако этого было уже не достаточно, нужно было осваивать новые методы рекламы. И тогда мыло стало рекламироваться по радио. Необходимо отметить, что это был абсолютно новый, неизведанный ранее способ рекламирования товара: в эфире стал звучать небольшой радио-сериал о семейке Колдбергов. Его тут  же окрестили «мыльной оперой». Проктер и Гэмбл были первыми (не считая Colgate-Palmolive-Peet Company), кто в своей рекламной стратегии делала упор на спонсорство радиопрограмм.

     Дальнейшее  развитие компании связано с именем талантливого и предприимчивого  инженера-химика Виктора Миллса, поэтому сейчас мне хотелось бы подвести некоторые итоги. Во-первых, как уже неоднократно говорилось, на протяжении всего периода работы вместе, Проктеру и Гэмблу, а также их сыновьям, постоянно сопутствовала удача. Примеров тому ранее было неоднократно приведено. Во-вторых необходимо также отметить, что основатели P&G очень много трудились и работали во имя процветания своего дела. Самоотверженный труд партнеров принес свои плоды. Несмотря на кризис, их фирма набирала обороты. А все потому, что они сосредоточились не столько на проблеме выживания, сколько на создании технологических предпосылок для дальнейшего развития. Уже первые образцы продукции Procter & Gamble несли в себе черты фирменной оригинальности и рыночного превосходства — все они были пусть немного, но лучше, удобнее и дешевле, чем аналогичные изделия конкурентов. В итоге всего за несколько лет молодой компании удалось не только выстоять, но и накопить средства для ввода в строй собственного завода. Так начался технологический отрыв от соперников. Они также воспитали новое поколение Проктеров и Гэмблов, сумевших подстроиться под растущие тенденции. Однако, на мой взгляд, кое-чему поколение основателей P&G не уделяло внимание, а именно расширению ассортимента производимой продукции. Зациклившись на производстве мыла (свечи не выдержали конкуренции с электролампами), компания больше практически не делала никаких исследований в другие отрасли потребительского назначения. До 50-летия своего детища, отмечавшегося в 1887-м, Уильям Проктер не дожил, он скончался за три года этого в возрасте 83 лет. Зато Джеймс Гэмбл принял участие в юбилейных торжествах, застав тот период, когда оборот учрежденного им предприятия составил $10 миллионов, а ежегодная чистая прибыль — $500 тысяч. Гэмбл прожил 88 лет и отошел в мир иной в 1891 году.

Информация о работе История построения и развития компании Procter & Gamble