Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:36, курсовая работа
Сложившееся положение открывает безграничные возможности для коррупции, наиболее массовой жертвой которой на местном уровне является представитель малого бизнеса. Государство не желает видеть в секторе малого предпринимательства равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких - либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных для выживания условиях.
Введение …………………………………………………………......3
1. Малые предприятия: сущность и основные черты……………..6
2. Преимущества малого бизнеса … …………………….. ……...10
3 Зарубежный опыт развития малого бизнеса……………………14
4. Проблемы становления малого бизнеса в России……………..22
Заключение……………………………………………………..…...29
Список использованных источников……………………………...31
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Малые предприятия:
сущность и основные черты……………
2. Преимущества малого бизнеса … …………………….. ……...10
3 Зарубежный
опыт развития малого бизнеса……
4. Проблемы становления малого бизнеса в России……………..22
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………...31
Введение
Актуальность данной
темы определена в первую
Значимость
изучения проблематики малого
предпринимательства
Без поддержки
государства и без
Потенциал
малых предприятий остается
Сложившееся
положение открывает безграничн
Государство
не желает видеть в секторе
малого предпринимательства
А в то же время в малый бизнес вовлекается все большее количество граждан. Занятие собственным делом как естественная форма проявления способностей человека и реализация его гражданских прав формируют условия создания и самоорганизации самостоятельного общественного слоя предпринимателей, составляющих социально-политическую базу демократических преобразований общества и в наибольшей степени заинтересованных в продолжении и развитии курса рыночных реформ.
Теоретической и методологической базой для написания курсовой работы послужили труды таких ученых, экономистов как Бабаева Л.Б, Гукасьян Г.М. , Горфинкель В.Я и т.д.
Целью данной работы является раскрытие основных теоретических понятий малого предпринимательства и его характеристик ,роль малых фирм ,и их развитие в разных странах мира ,включая Россию.
Курсовая
работа состоит из введения,
В первом вопросе курсовой работы даются определения малого бизнеса , а так же содержит группы устойчивых черт малого предпринимательства.
Второй вопрос рассматривает преимущества малого бизнеса в экономике нашей страны и за рубежом.
Третий вопрос рассматривает зарубежный опыт развития малого бизнеса в экономическом росте стран.
Четвертый вопрос курсовой работы является основным ,так как именно в нем произведен детальный анализ проблем стоящих на пути становления малого бизнеса в России и тормозящих его развитие.
1. Малые предприятия: сущность и основные черты
Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения и представляют собой и непосредственных производителей, и потребителей широкого спектра товаров и услуг одновременно. Малое предприятие является «клеточкой» малого предпринимательства. Отсюда следует, что последнее есть особый сектор экономики, образуемый совокупностью малых предприятий и потому являющийся специфической общественной формой мелкого производства в условиях рынка.
Под субъектами
малого предпринимательства
Итак, основные
экономические черты малого
-обособленность (т.е. хозяйствование на свой страх и риск);
-специализация
на каком-либо виде
-реализация произведенных товаров (услуг) через куплю - продажу на рынке.
Можно сформулировать несколько групп устойчивых черт малого предпринимательства, обусловленных:
1.Характером производственного процесса:
-ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов;
-небольшая номенклатура
выпускаемых изделий, т.е.
-упрощенность системы сбыта.
2. Спецификой
системы управления и
-единство права
собственности и
-особое значение
роли руководителя в жизни
предприятия, его
-компактность
управленческой команды и
-отсутствие
громоздких управленческих
-быстрота принятия решений.
3. Состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.):
-особый, персонифицированный
характер отношений между
-гибкость, восприимчивость к нововведениям;
-небольшой масштаб
используемых финансовых
-низкая капитализация,
означающая, что владельцы пускают
на расширение основного
-высокая оборачиваемость капитала;
-существенное
влияние на кадровую политику,
принятие стратегических
4. Особенностями внешних воздействий:
-локальность ресурсных и сбытовых рынков;
-неформальность
взаимоотношений с узким
-положение «ведомого»
в системе кооперационных
-сверхчувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства;
-ограниченность
источников финансирования и
хроническая нехватка
-большая степень
зависимости от системы
Малое предпринимательство - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предприятия являются его достоинствами, повышающим устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие.
Российский малый бизнес
обладает некоторыми
-совмещение в рамках
одного малого предприятия
-стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга и т.п.;
-общий низкий технический
уровень и низкая
-высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;
-низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;
-высокая степень
-неразвитость системы
самоорганизации и
-стремление успешно
-работа в условиях
отсутствия полной и
Итак ,малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально - экономический и отчасти политический уровень развития страны.
2. Преимущества малого бизнеса
Малое предпринимательство – это наиболее мобильная, динамичная и способная быстро адаптироваться к внешним условиям часть российской экономики. Малый бизнес сегодня выступает в роли катализатора негативных социальных явлений, обеспечивает значительную долю занятости, способствует конкуренции и является альтернативой крупному бизнесу.
Попробуем рассмотреть вопрос на основе изучения соотношения конкурентных преимуществ малого и крупного бизнеса, это обусловлено актуальностью и значимостью этой темы для формирования государственной политики развития конкуренции на разных уровнях. Важность таких разработок определяется также незначительным количеством аналитических работ, рассматривающих малый и крупный бизнес именно с этой точки зрения . Рассмотрение малого бизнеса как противоположность крупного, а понятия "малый" и "крупный" - как части единого целого предполагает также их анализ в разрезе основных отраслей экономики. Отраслевой анализ позволяет выявить те сферы, развитие малого предпринимательства в которых должно стать приоритетным для органов власти, в виду наличия существенных отраслевых различий в значимости малого предпринимательства и его эффективности по сравнению с крупными и средними предприятиями.