Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 19:34, реферат
В соответствии с Указанием ЦБ от 31 декабря 1998г. № 474-У «О формировании уставного капитала кредитной организации неденежными средствами» участники (акционеры) кредитной организации вправе производить оплату увеличения уставного капитала действующей кредитной организации как частично, так и в полном объеме материальными активами в виде банковского здания (помещения), в котором располагается (будет располагаться) кредитная организация, за исключением незавершенного строительства.
Участники (акционеры) кредитной организации вправе производить оплату уставного капитала создаваемой кредитной организации и увеличение уставного капитала действующей кредитной организации иными, принадлежащими им активами, не являющимися денежными средствами или банковским зданием (помещением). В этом случае должны быть представлены документы, подтверждающие право учредителей на их внесение в уставный капитал кредитной организации. Материальные активы должны быть оценены и отражены в балансе кредитной организации в валюте РФ.
Порядок и этапы создания кредитной организации. Документы, завершающие отдельные этапы.
Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ с учетом установленного специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.
Порядок создания кредитной организации - это установленная нормативными актами последовательность действий, целью которых является получение права на осуществление банковской деятельности.
Порядок создания кредитных организаций регламентирован Инструкцией ЦБ РФ от 23 июля 1998 г. № 75-И «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» (в редакции: Указания ЦБ РФ от 05.07.2002 г. № 1177-У) и включает в себя несколько этапов:
1. До подписания учредительного
договора учредители кредитной
организации направляют в Банк
России запрос о
2. Подписание учредительного договора. Учредителями кредитной организации могут быть лица, участие которых в кредитной организации не запрещено законодательством. Учредителем банка может быть как юридическое, так и физическое лицо.
Юридическое лицо должно отвечать следующим требованиям:
- иметь устойчивое финансовое положение;
-иметь достаточно средств для внесения в уставный капитал кредитной организации;
- действовать в течение 3 лет;
- выполнять обязательства
перед федеральным бюджетом, бюджетом
субъекта РФ и местным
Кроме этих, общих для всех юридических лиц-учредителей требований, к кредитной организации-учредителю предъявляются еще дополнительные требования. Она должна быть финансово устойчивой в течение последних 6 месяцев, предшествующих дате подачи документов для государственной регистрации.
Юридическое лицо не может быть учредителем кредитной организации при наличии задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ и местным бюджетом, независимо от имеющейся отсрочки по ее уплате.
Учредители банка не имеют права выходить из состава его участников в течение первых 3 лет со дня его регистрации.
3. Не позднее, чем через 1 месяц после подписания учредительных договора, учредители кредитной организации должны представить в территориальное учреждение Банка России вместе с сопроводительным письмом документы, перечисленные в ст. 14 закона «О банках и банковской деятельности», в частности:
· заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций
· учредительные документы;
· протокол собрания учредителей о принятии учредительных документов и об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;
· свидетельство об уплате государственной пошлины;
· копии свидетельств о государственной регистрации учредителей юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, подтверждения органами Государственной налоговой службы РФ выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года;
· декларации о доходах учредителей - физических лиц, заверенные органами государственной налоговой службы РФ, подтверждающие источники средств, вносимых в уставной капитал кредитной организации.
· анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, заполняемые ими и содержащие сведения о наличии (отсутствии) судимости и о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее 1 года, а при отсутствии специального образования опыта руководства таким подразделением не менее 2 лет.
Территориальное учреждение
Банка России выдает
Срок рассмотрения документов в территориальном учреждении Банка России не должен превышать 4 месяцев с даты их поступления.
4. При отсутствии замечаний
территориальное учреждение
5. Банк России рассматривает
полученные документы и
Общий срок для принятия решения о государственной регистрации или об отказе в ней в соответствии со ст. 15 закона «О банках и банковской деятельности» не должен превышать 6 месяцев. Нужно иметь в виду, что этот срок начинается с момента представления всех необходимых документов для регистрации кредитной организации в территориальное учреждение Банка России.
Таким образом, 6-месячный срок, установленный законом «О банках и банковской деятельности», складывается из 4-х месяцев, отведенных на рассмотрение документов о регистрации кредитной организации в территориальном учреждении Банка России.
Банк России вправе отказать в государственной регистрации кредитной организации по следующим основаниям:
- несоответствие
- неудовлетворительное
- несоответствие документов,
поданных для государственной
регистрации и получения
6. При принятии положительного
решения о государственной
- подписывает свидетельство о государственной регистрации;
- ставит на титульном
листе учредительных
- вносит сведения о
регистрации в Книгу
- открывает корреспондентский счет для оплаты учредителями уставного капитала кредитной организации;
- публикует в Вестнике
Банка России сообщение о
- направляет в уполномоченный
регистрирующий орган сведения
и документы, необходимые для
осуществления данным органом
функций по ведению единого
государственного реестра
Сведения о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций должны быть внесены в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о государственной регистрации. Уполномоченным регистрирующим органом, ведущим единый государственный реестр юридических лиц, является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, которое с 1 июля 2002 г. осуществляет государственную регистрацию юридических лиц.
На основании решения Банка России о государственной регистрации кредитной организации и представленных им документов и сведений уполномоченный регистрирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.
Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации уведомляет об этом территориальное учреждение Банка России и выдает учредителям кредитной организации документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в единый государственный реестр юридических лиц.
7. Территориальное учреждение
Банка России, получив копию свидетельства
о регистрации кредитной
8. После фактической оплаты
уставного капитала для
9. Территориальное учреждение
Банка России в срок, не превышающий
10 дней с момента получения
документов, проверяет правомерность
оплаты уставного капитала. Заключение
о правомерности оплаты
Подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала является основанием для выдачи кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
10. После получения заключения
территориального учреждения
За регистрацию кредитной организации взимается сбор в размере 0,1% от размера уставного капитала кредитной организации, указанного в ее уставе.
С момента получения лицензии кредитная организация получает право заниматься банковской деятельностью и считается созданной.
Правовые требования к порядку формирования уставного капитала кредитной организации
Уставный капитал кредитной организации - это имеющее обязательный минимальный размер имущество, которым должна обладать кредитная организация для обеспечения интересов своих кредиторов и вкладчиков.
Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников. Вкладом в уставный капитал кредитной организации могут быть деньги, ценные бумаги, иные вещи или имущественные права, имеющие денежную оценку.
Однако применительно к кредитным организациям в отношении имущества, которое может быть вкладом в уставный капитал, имеется ряд требований. Эти требования можно разделить на три группы -количественные, качественные и процедурные:
1. К уставному капиталу
кредитных организаций
В настоящее время минимальный размер уставного капитала кредитной организации установлен Указанием ЦБ от 24 июня 1999 г. № 586-У «О минимальном размере уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций и минимальном размере собственных средств (капитала) для банков, ходатайствующих о получении генеральной лицензии на осуществление банковских операций» (в ред. Указания ЦБ РФ от 26.06.2001 № 982-У).1