Правовое регулирование рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 15:50, контрольная работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является исследование правового регулирования рынка ценных бумаг, финансового и валютного рынков.
Для реализации названной цели ставятся следующие задачи:
- исследование правового регулирования финансового рынка в России в совокупности составляющих его сегментов: рынка ценных бумаг, валютного рынка;
- анализ основных нормативно-правовых актов, регулирующих финансовый рынок, рынок ценных бумаг и валютный рынок России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2.
1. Правовое регулирование финансового рынка……………………………3.
2. Правовое регулирование рынка ценных бумаг…………………………..8.
3. Правовое регулирование валютного рынка………………………………13.
Заключение……………………………………………………………………..15.
Список использованной литературы…………………………………………17.

Вложенные файлы: 1 файл

предприн право.docx

— 41.38 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

 

 

Курсовая работа

 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО

 

 

Правовое регулирование рынка ценных бумаг

 

 

 

Выполнил(а) студент(ка)

3курс, группа ЮУ-121

____________________

         Ф.И.О.

____________________

          (подпись)

 

Научный руководитель

ученая степень, звание

____________________

 

Ф.И.О.

____________________

           (подпись)

 

Работа защищена

________________20     г.

 

 

Оценка_______________

 

 

 

 

 

 

БЕЛОВО 2015г.

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………2.

1. Правовое  регулирование финансового рынка……………………………3.

2. Правовое  регулирование рынка ценных бумаг…………………………..8.

3. Правовое  регулирование валютного рынка………………………………13.

Заключение……………………………………………………………………..15.

Список использованной литературы…………………………………………17.

 

Введение

 

Экономика любого государства не может существовать без развитого финансового рынка. Рыночная экономика требует усиления роли экономических, в том числе и финансовых, рычагов в регулировании общественного производства. Кроме того, усиление общего интереса к финансовой сфере обусловлено и негативными явлениями в экономике страны. В сфере финансов и денежного обращения они выражаются в бюджетном дефиците, несобираемостью налогов в намеченных суммах, росте задолженности по внешнему и внутреннему государственному долгу, падении покупательной способности рубля, низком уровне финансовых вложений в развитие производства, социальной сферы, в неплатежах при взаиморасчетах в хозяйственном обороте, неэффективности налогового и кредитного механизма как стимуляторов производственной деятельности и др.

Осуществляя финансовую деятельность, правовое государство стремится к тому, чтобы максимально учесть и сбалансировать публичные и частные интересы, проявляющиеся в экономических отношениях, свести к минимуму неизбежный конфликт между ними, найти механизмы и способы, с помощью которых возможно осуществлять эффективное правовое регулирование.

Целью настоящей работы является исследование правового регулирования рынка ценных бумаг, финансового и валютного рынков.

Для реализации названной цели ставятся следующие задачи:

- исследование  правового регулирования финансового  рынка в России в совокупности  составляющих его сегментов: рынка  ценных бумаг, валютного рынка;

- анализ  основных нормативно-правовых актов, регулирующих финансовый рынок, рынок ценных бумаг и валютный  рынок России.

Объект исследования в настоящей работе – финансовый рынок России.  
1. Правовое регулирование финансового рынка

 

Финансовый рынок - это рынок денег, предоставляемых в пользование в различных формах. Финансовый рынок может быть определен как механизм соотнесения спроса и предложения на денежные ресурсы, а его функционирование непосредственно связано с распределением этих ресурсов в экономике. Специфическим товаром на финансовом рынке выступают деньги. В качестве товара деньги обращаются в таких секторах финансового рынка, как кредитный, рынок ценных бумаг, валютный, страховой и т.д.

Правовое регулирование финансового рынка РФ состоит в упорядочении взаимодействия и защите интересов его участников путем установления определенных правил, критериев и стандартов относительно отношений по поводу финансовых ресурсов. Государственно-правовое регулирование финансового рынка в РФ осуществляется совокупностью государственных органов, которые составляют систему государственных органов регулирования в этой сфере.

Наибольшее значение для регулирования финансового рынка имеет такая экономическая основа (принцип) конституционного строя, как свободное перемещение финансовых средств, гарантированное ст. 8 Конституции РФ. Перемещение финансовых средств, свобода которого гарантируется ст.ст. 8 (часть 1) и 74 Конституции РФ, происходит в рамках денежного оборота. Именно в Конституции РФ, а также в конституциях и уставах субъектов Федерации закрепляются основы правовой организации финансового рынка в целом и по отдельным его сегментам.

Какого-либо единого нормативного акта, регулирующего финансовый рынок в целом, типа кодекса, не имеется. Однако приняты кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву. Кроме того, в нормативных актах других отраслей права - конституционного, административного, гражданского и др. - имеется немало таких, которые содержат нормы, регулирующие финансовый рынок. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др.

Имеются и международные акты.

Акты правового регулирования финансового рынка РФ неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов РФ, относящихся к разным сферам финансового рынка, например, о налогах различных видов и т.д. Прежде эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов государственного управления.

Новое содержание федеративных отношений в России и развитие местного самоуправления вызвали активизацию нормотворческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере финансового рынка. Приняты законы субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о налогах, положения о внебюджетных фондах, положения о местных налогах, утвержденные органами местного самоуправления, и др.

Нормы, регулирующие финансовый рынок, содержатся в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах органов исполнительной власти субъектов Федерации, актах финансово-кредитных органов - Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ. Некоторые нормативные акты издаются этими органами совместно с другими экономическими или иными службами в зависимости от содержания регулируемых отношений. Эти акты должны строго соответствовать законодательству.

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления - министерств, ведомств и др., регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли). Особо следует отметить, что в финансово-правовом регулировании могут действовать и нормативные акты СССР и РСФСР в области отношений, еще не урегулированных законодательством РФ, и не противоречащие ему.

Большое значение для правового регулирования финансового рынка имеет деятельность Федеральной службы по финансовым рынкам. Именно она осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансового рынка РФ (за исключением банковской и аудиторской деятельности). В целом функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере финансовых рынков осуществляет Министерство финансов РФ. Так, Министерство финансов РФ (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих - участников накопительно-ипотечной системы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд РФ), государственного регулирования в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бюро кредитных историй. Министерство финансов РФ осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг.

Приоритетные направления деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка на период до 2020 г. определяет Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г.. При этом в Стратегии не затрагиваются вопросы развития банковского и страхового секторов, а также вопросы их регулирования, контроля и надзора.

Стратегия определяет направления совершенствования правового регулирования финансового рынка:

взаимодействие с саморегулируемыми организациями;

унификация принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка;

развитие системы пруденциального надзора;

снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;

обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

развитие и совершенствование корпоративного управления;

предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке.

Итак, сегодня финансовый рынок опосредует оборот огромных по своим масштабам капиталов, в связи с чем перед государством объективно возникает задача обеспечения эффективного функционирования этого рынка, а присущие ему динамика и рискованность не предполагают возможности для утраты актуальности задачи по постоянному совершенствованию нормативно-правового регулирования отношений, складывающихся при управлении финансовым рынком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовое регулирование рынка  ценных бумаг

 

Являясь неотъемлемой частью финансового рынка и мощным регулятором межотраслевых переливов капитала, рынок ценных бумаг нуждается в эффективном государственном регулировании, поскольку выполняет несколько важных функций: 1) аккумулятивную - способствуя мобилизации и концентрации частного капитала, предназначенного для инвестиционных целей; 2) перераспределительную - обеспечивая свободный перелив капитала в те отрасли экономики, которые наиболее востребованы, поддерживая, таким образом, наиболее рациональную структуру общественного производства; 3) контрольную - демонстрируя количественные показатели структуры общественного капитала и структуры собственности; 4) информационную - обеспечивая доступность и достоверность информации о наличии "инвестиционных продуктов и заинтересованных заемщиках и кредиторах".

Вне всякого сомнения, базовые элементы рынка ценных бумаг должны быть урегулированы нормами гражданского законодательства, предоставляющими субъектам возможность проявлять инициативу при принятии решений об эмиссии ценных бумаг, инвестировании в фондовые ценности, совершении сделок на вторичном рынке.

Но в то же время государственное вмешательство требуется в сфере создания общего благоприятного инвестиционного климата в стране в целом и в каждом регионе в частности; в сфере создания дополнительных стимулов для секьюритизации частных капиталов; в сфере формирования системы государственных гарантий надежности вложений в ценные бумаги; в сфере обеспечения информационной прозрачности всего механизма рынка ценных бумаг. Государство заинтересовано в создании динамичного, устойчивого рынка ценных бумаг, способного обслуживать интересы частного капитала и формировать эффективные механизмы перераспределения собственности. Кроме того, развитая инфраструктура и наполненность рынка являются факторами, способствующими увеличению количества источников получения государственных доходов и как следствие - расширению области бюджетного финансирования и осуществлению социально-экономических программ.

Важной вехой в развитии законодательства о ценных бумагах явилось принятие 30 ноября 1994 г. части I Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК), который был разработан с учетом практического опыта правового регулирования рыночных отношений.

Основными источниками регулирования ценных бумаг и их рынка являются ГК, Федеральные законы:

- от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О рынке  ценных бумаг" - регулирует отношения, возникающие при эмиссии и  обращении эмиссионных ценных  бумаг, при осуществлении профессиональной  деятельности на рынке ценных  бумаг, а также устанавливает  основы государственного регулирования  данного рынка;

- от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об акционерных  обществах" – определяет правовой  режим акций и акционерных  обществ;

- от 05.03.1999 № 46-ФЗ (ред. от 04.10.2010) "О защите  прав и законных интересов  инвесторов на рынке ценных  бумаг" - устанавливает меры, направленные  на обеспечение государственной  и общественной защиты прав  и законных интересов физических  и юридических лиц, объектом инвестирования  которых являются эмиссионные  ценные бумаги, а также определяет  порядок выплаты компенсаций  и предоставления иных форм  возмещения ущерба инвесторам - физическим  лицам, причиненного противоправными  действиями профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- от 23.06.1999 № 117-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "О защите  конкуренции на рынке финансовых  услуг" - предметом регулирования  являются отношения, влияющие на  конкуренцию на рынке финансовых  услуг, в том числе услуг на  рынке ценных бумаг.

Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ (ред. от 14.06.2012) "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" устанавливает порядок возникновения в результате эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и исполнения обязательств РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями; процедуру эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения; порядок раскрытия информации эмитентами указанных ценных бумаг.

Информация о работе Правовое регулирование рынка ценных бумаг