Предпринимательство в классических экономических теориях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 17:12, реферат

Краткое описание

Социально-экономическое явление «предприниматель» возникло с момента возникновения хозяйственной деятельности человека, но в научный оборот оно входит несколько позже. Понятие «предприниматель» появилось впервые во времена античности и означало человека, ведущего общественное строительство. В средние века вместо понятия «предприниматель» использовали слова «антрепренер», что в переводе с французского языка означает посредник.

Содержание

1. Р. Кантильон........................................................................................................3
2. А. Смит.................................................................................................................4
3. Ж.Б. Сэй…………………………………………………………………………6
4. Й. Шумпетер……………………………………………………………………7
Список использованных источников...................................................................13

Вложенные файлы: 1 файл

predprinimatelstvo.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный аграрный университет»

 

Экономический факультет

 

Кафедра организации производства и моделирования экономических систем

 

 

 

Реферат

на тему:

«Предпринимательство в классических экономических теориях»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 51 группы

                                                                            специальности «Экономика и                               

                                                                          управление на предприятии АПК»                                                                         

                                                                            Карасаева А.Т.

Проверила: к.э.н, доцент Малимонова А.В.

 

 

 

 

 

 

Оренбург 2014 г.

 

Содержание

 

1. Р. Кантильон........................................................................................................3

2. А. Смит.................................................................................................................4

3. Ж.Б. Сэй…………………………………………………………………………6

4. Й. Шумпетер……………………………………………………………………7

Список использованных источников...................................................................13

 

1. Р. Кантильон

Социально-экономическое явление «предприниматель» возникло с момента возникновения хозяйственной деятельности человека, но в научный оборот оно входит несколько позже. Понятие «предприниматель» появилось впервые во времена античности и означало человека, ведущего общественное строительство. В средние века вместо понятия «предприниматель» использовали слова «антрепренер», что в переводе с французского языка означает посредник.

Использовалось это понятие в двух значениях:

1) так называли лиц, отвечающих за выполнение крупномасштабных строительных или производственных проектов;

2) так обозначались организаторы  парадов и музыкальных представлений.

С XV века французский термин «entreprendre» - «предпринимать» ложится в основу английского «enterprise», что имеет три значения:

1) сложный, рискованные проект или  дело;

2) готовность к активным действиям, инициативность;

3) совместное хозяйственное предприятие; разновидность бизнеса; постоянная  направленная деятельность.

В научный оборот это понятие вводит Ричард Кантильон (1680-1734), который отмечал в своей работе «Очерк об общей природе коммерции», что именно предприниматель несет весь риск в различных операциях хозяйственной деятельности («покупает по определенной цене, чтобы продать по неопределенной цене» (Блауг, 2009, с. 115)). Расхождения между спросом и предложением создают возможности покупать дешевле и продавать дороже. «Предприниматель может быть торговцем или землевладельцем, но в равной степени он может быть и капиталистом, использующим чужой труд; однако во всех случаях предпринимательская роль остается непосредственно за тем, кто принимает решения в условиях неопределенности» . Предпринимательская деятельность по Р. Кантильону не требует не только производственной деятельности, но и не всегда осуществляется на средства предпринимателя. Главное для предпринимательской деятельности — это предвидение и желание брать риск на себя. Доход предпринимателя — это плата за риск.

Он показал, что расхождение между рыночным спросом и предложением создают возможности покупать дешево и продавать дорого. И людей, использующих возможности извлечения прибыли в этих условиях, Кантильон назвал предпринимателями, т. е. индивидами, желающими купить по известной цене и продать по неизвестной. Более того, он отметил, что эти действия не обязательно требуют производственной деятельности и не обязательно поглощают личные средства предпринимателя. По Кантильону, предпринимательская прибыль — это вопрос предвидения и желания брать на себя риск, а само предпринимательство — экономическая функция особого рода, состоящая в приведении предложения в соответствии со спросом на различных товарных рынках.

 

2. А. Смит

Немаловажное значение для развития теории предпринимательства имеет работа Адама Смита (1723-1790) «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) (Смит, 2007). Непосредственно фигура предпринимателя не привлекает внимание А. Смита, но сформулированная им концепция «свободной конкуренции» имеет принципиально важное значение для становления и развития теории предпринимательства. По его мнению, рыночная система формируется спонтанно. Однако эгоистический интерес и силы конкуренции создают эффективный механизм координации деятельности людей в экономической сфере. «Невидимая рука» рынка не только рождает необходимые стимулы для хозяйственной деятельности и направляет активность предпринимателей в нужном для общества направлении, она формирует внутренний механизм саморегулирования экономики, когда нарушенное равновесие быстро восстанавливается посредством изменения цен и колебания спроса и предложения. Если корыстная, эгоистическая деятельность людей не только обеспечивает достижение ими своего материального интереса, но и способствует росту общественного благосостояния, то такой деятельности людей не надо мешать. Невмешательство государства в хозяйственную жизнь и экономическая свобода предпринимательской деятельности — таков важнейший вывод А. Смита.

Предприниматель, по Смиту, — это собственник капитала, который ради реализации какой-то коммерческой идеи идет на экономический риск и получение прибыли. По мнению ученого, предприниматель большей частью является капиталистом. А. Смит предпочитал частную собственность как материальную основу предпринимательства, но у него не было безграничного доверия к инициативе частных лиц. По его мнению, даже при встрече ради приятного времяпрепровождения разговор предпринимателей одной и той же отрасли промышленности часто сводится к тому, чтобы устроить заговор против покупателей или принять какое-нибудь соглашение для повышения цен. По Смиту, чтобы частное предприятие было полезно обществу, необходимы два важных условия: 1) у предпринимателя должна быть личная выгода от предприятия; 2) конкуренция должна держать его в определенных условиях. А. Смит является первым ученым-экономистом, который был против вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, поскольку «правительства — всегда и без исключения величайшие расточители...». Но невмешательство государства у А. Смита является общим принципом, а не абсолютным правилом, поэтому государство должно устанавливать размер процента, стоимость (минимальную) банковских акций и др. Он был сторонником развития конкуренции между предпринимателями и противником крупных монополий, полагая, что «потребление — единственный конец и единственная цель всякого производства...».

А. Смит — первый из ученых-экономистов наиболее комплексно исследовал вопросы предпринимательства с учетом уровня развития экономической жизни в середине XVIII в. Важное значение для развития предпринимательства имели разработанные ученым предложения о налоговой системе и таможенных пошлинах.

 

3. Ж. Б. Сэй

Следующим этапом в развитии теории предпринимательства стали работы Жана Батиста Сэя (1767-1832) «Трактат политической экономии» (1803) и «Полный курс практической политической экономии» (1829). Ж.-Б. Сэй считал, что именно предприниматель осуществляет рациональную координацию факторов производства (земли, капитала и труда). От эффективности предпринимательской деятельности зависит и размер прибыли, поэтому, предпринимательская деятельность, по мнению Ж. Б. Сэя, становится четвертым фактором производства. Эта идея не получила широкого признания и не получила должного развития ни в трудах самого Сэя, ни у его последователей. Лишь во второй половине ХХ века исследователи стали рассматривать умения и навыки предпринимателя в качестве специфического капитала, влияющего на эффективность хозяйственной деятельности, а в научный оборот было введено понятие человеческий капитал предпринимателя.

Другой важной для теории предпринимательства идеей Ж. Б. Сэя стал отказ от сформулированной А. Смитом теории производительного и непроизводительного труда. Ж. Б. Сэй признал, что услуги — это тоже производство полезности, равноценное изготовленному товару. Следовательно на услуги существует такой же спрос, как и на товары. Предпринимательская деятельность — это услуга, на которую всегда есть определенный уровень спроса, поэтому предпринимательский доход это не только плата за риск, организаторскую деятельность и новаторство, но и результат определенного соотношения спроса и предложения на данный вид услуг.

В создании "богатства нации" Сэй решающее значение придает фигуре предпринимателя, а также промышленности, машинной производству и техническому прогрессу. Можно утверждать, что идеи Сея о "предпринимателя как новатора, носителя технического прогресса, со временем легли в основу" теории предпринимательства ", подробно разработанной австрийским экономистом Й. Шумпетер. Сэй трактует фигуру предпринимателя в широком смысле: это и новая-тор-промышленник и прогрессивный земледельцы и талантливый изобретатель, которые комбинируют "факторы производства", идут на риск ради получения выгоды. По его мнению, именно "предприниматель", а не все капиталисты в целом, в наибольшей степени способствуют техническому и общественному прогрессу, а значит должны получать свою растущую долю доходов (за "деятельность, талант, дух порядка и руководство").

 

4. Й. Шумпетер

Йозеф Алоиз Шумпетер (1883-1950) видел в предпринимательской деятельности основу капиталистической системы хозяйствования. Под предпринимателем он понимал «...хозяйственных субъектов, функцией которых является … осуществление новых комбинаций...». Предприниматель это не обязательно собственник, но человек, способный к организационной и управленческой деятельности, к творчеству в условиях риска, к достижению успеха. Важнейшим его качеством является способность внедрения инноваций в практику хозяйственной деятельности. Не всегда предприниматель является генератором идей или разработчиком инноваций, его задача, по мнению Й. Шумпетера — внедрять новое в хозяйственную деятельность и за счет этого получать прибыль. Появление чего-то нового на рынке приводит к нарушению равновесия, инициатор этого получает прибыль и провоцирует всплеск экономической активности в данной отрасли рыка. Экономическая активность снижается тогда, когда внедренное нововведение становится рутиной, обыденной деятельностью. Прибыль минимизируется и уровень хозяйственной активности снижается. Эта тенденция сохраняется до тех пор, пока не происходит очередное внедрение предпринимателями чего-то нового, провоцирующего изменение хозяйственной деятельности и экономической активности.

Й. Шумпетер отмечает, что постоянное внедрение инноваций в хозяйственную деятельность нельзя рассматривать, как профессию. Внедрение инноваций — это функция деятельности, ее основная характеристика, но никак не сама деятельность. По этой же причине, утверждает Й. Шумпетер, нельзя рассматривать предпринимателей, как отдельную группу или класс. «Осуществление предпринимательской функции создает для наиболее удачливых предпринимателей и их семей классообразные позиции, оно в состоянии наложить на эпоху свой отпечаток, сформировать особый стиль жизни, особую систему моральных и эстетических ценностей, но как таковое оно не означает классовой позиции и не предполагает ее».

Идеи Й. Шумпетера, впервые высказанные им в работе «Теория экономи-ческого развития» (1912) (Шумпетер, 2007, с. 30-361), получили широкое признание, как в экономической науке, так и в смежных отраслях знания. Эта популярность его идей привела к некоторому их искажению и деформации. Например, не только в обыденном сознании, но и довольно часто в научных исследованиях от каждого хозяйствующего субъекта ожидают всплеск инновационной активности или ищут социокультурные или психологические предрасположенности к инновациям. Кроме того, предложенный Й. Шумпетером подход к определению понятия «предприниматель» не является однозначным и непротиворечивым. Примером того может послужить тот факт, что инновации не всегда инициируются и внедряются рыночными субъектами с целью создания нестабильности на рынке, о чем свидетельствует история СССР. Конечно же, можно обозначать термином «предприниматель» любое лицо без отнесения его к хозяйственной деятельности. Например, Л. Д. Троцкий, И. В. Сталин, Л. П. Берия, Л. И. Брежнев и др. неоднократно инициировали различные инновационные программы и отдельные проекты, которые провоцировали всплеск хозяйственной деятельности и экономической активности, но обозначать их предпринимателями — значить распылять содержание данного понятия.

В трудах И. Шумпетера изложены важнейшие проблемы теории и практики предпринимательства, изучение которых имеет немалое значение для российского предпринимательства. Так, значительный интерес представляет учение о сущности предпринимателей, их личностных качествах, мотивах деятельности и др. «Предпринимателями, — пишет Шумпетер, — мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент».

Это понятие намного шире общепринятых. Шумпетер считает предпринимателями не только «самостоятельных» хозяйственных субъектов рыночной экономики, но и всех тех, кто реально выполняет основополагающую функцию — комбинирование факторов производства. Предпринимателями он считает и тех, кто не имеет длительных связей с индивидуальным предприятием и использует таковые только для проведения новых комбинаций. По мнению Шумпетера, предприниматели представляют собой особый тип людей, и их деятельность является специфической проблемой, так как они выполняют функции создания чего-то нового, а сделать что-то новое объективно труднее, чем привычное и испытанное. При этом социальная среда оказывает противодействие попыткам каждого, кто намерен внести новое, и в экономике в частности.

Информация о работе Предпринимательство в классических экономических теориях