Проблемы и перспективы развития молодежного предпринимательства в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 12:19, статья

Краткое описание

В современных условиях развития рыночной экономики особую остроту приобретают в России проблемы малого и среднего предпринимательства. Именно этому сектору экономики отводится сегодня главная роль в процессе формирования среднего класса, способного стать надежной опорой российского общества. Необходимым стратегическим ресурсом для развития малого и среднего предпринимательства является молодежное предпринимательство.

Вложенные файлы: 1 файл

статья.docx

— 26.90 Кб (Скачать файл)

УКД 334-043.86-053.81(470.57)

ПОЛЯНЦЕВА М.С

Уфимский государственный университет экономики и сервиса  (г.Уфа)

 

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РБ

 

В современных условиях развития рыночной экономики особую остроту приобретают  в России проблемы малого и среднего предпринимательства. Именно этому  сектору экономики отводится  сегодня главная роль в процессе формирования среднего класса, способного стать надежной опорой российского  общества. Необходимым стратегическим ресурсом для развития малого и среднего предпринимательства является молодежное предпринимательство.

В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской  является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, продажи  товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке.[1]

По определению  Магаданского регионального отделения «Ассоциации Молодых Предпринимателей» и Молодежной Общественной Палаты «Молодежное предпринимательство - это осуществление гражданами в возрасте до 35 лет предпринимательской деятельности; а равно юридические лица - субъекты малого и среднего предпринимательства, отвечающие следующим условиям: средний возраст штатных сотрудников - до 35 лет; возраст руководителя - до 35 лет; в уставном (складочном) капитале, если он предусмотрен организационно-правовой формой юридического лица, доля вкладов лиц не старше 35 лет превышает 70%.»[2]

При всей широте научного интереса к проблеме предпринимательства, молодежный его сегмент, тем более социальные его аспекты, все еще не стали  предметом самостоятельного исследования. В связи, с чем в науке до сих пор не определено само ключевое понятие «молодежное предпринимательство», что, следовательно, не позволяет однозначно выделить и субъекты молодежного предпринимательства. И соответственно возникает ситуация, когда в практике есть понимание того, что развитию молодежного предпринимательства необходима государственная поддержка, но не ясен вопрос о том, кому именно следует оказывать содействие, какими должны быть меры поддержки, каким образом и какими органами государственной власти они должны осуществляться. Данная проблема является ключевой и во многом препятствующей процессу поддержки молодежного предпринимательства со стороны государства. Помимо нее есть ряд других важных социальных проблем, стоящих на пути развития молодежного предпринимательства и требующих серьезных теоретико-прикладных исследований. Среди них специфичными для молодого поколения, имеющего незначительный социальный и трудовой опыт, являются проблемы практической неподготовленности будущих и начинающих предпринимателей к занятию новым непривычным делом и недостаточность знаний и деловой информации в области самостоятельной предпринимательской деятельности. Выявленные проблемы являются следствием отсутствия эффективной системы бизнес-образования молодежи и системы информационно-консультационной помощи молодым предпринимателям, а также отсутствия таких субъектов инфраструктуры поддержки молодежного предпринимательства, как молодежные бизнес-инкубаторы.

Проблемы развития молодежного  предпринимательства в Республике Башкортостан и вопросы его государственной  поддержки остаются также мало изученными. Сегодня имеются лишь исследования Х.Б. Асылгужина, Н.Р. Ирназаровой, Т.Р. Асадуллиной, которые затрагивают проблематику молодежного предпринимательства, акцентируя внимание на отдельных характеристиках социальной группы молодых предпринимателей. Неизученными остаются проблемы бизнес-образования молодежи в Республике Башкортостан, вопросы информационно-консультационной помощи молодым предпринимателям, проблемы создания системы молодежного бизнес-инкубирования.Актуальность вышеуказанных проблем, их недостаточная изученность и вместе с тем существенная значимость обусловили выбор темы данной статьи.[3]

Проблемы развития молодежного предпринимательства существуют во многих регионах, в том числе и в Республике Башкортостан. Свидетельством злободневности темы молодежного предпринимательства и его государственной поддержки является наличие региональных и муниципальных нормативно-правовых актов и разного рода программ, прямо или косвенно касающихся молодежного предпринимательства. В частности, в Республике Башкортостан согласно закону «О молодежной политике в Республике Башкортостан», Концепции развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодежи «Молодежь - стратегический ресурс Республики Башкортостан» на 2006-2015 годы, Президентской программе «Молодежь Башкортостана» на 2007-2010 годы, а также Концепции развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2006-2010 гг. молодежное предпринимательство признано одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики и государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства.[4]

В Республике уделяется большое  внимание поддержке молодежного  предпринимательства. Согласно статистике, доля молодежи в среде предпринимателей составляет более 30%.  Однако анализ ситуации в молодежной среде Республики показывает, что продолжает оставаться высокой доля молодежи среди незанятого населения. Поэтому большое внимание уделяется созданию условий для обеспечения самозанятости молодежи. Среди городов Республики по числу молодых предпринимателей выделяются такие города как Салават, Стерлитамак, Кумертау, Уфа.    Молодые предприниматели Республики Башкортостан составляют 21% от общего числа предпринимателей всех возрастов, а в г.Уфе эта цифра возрастает до 33%.Социальная среда во многом определяет то, что молодежь, чувствуя в себе потенциальные предпринимательские способности и стремясь раскрыть свой личностный потенциал, желает открыть свое дело. Данное положение подтверждают результаты социологических исследований. Так, 72% молодых людей - респондентов из числа населения в возрасте от 14 до 30 лет, отметили, что готовы заняться предпринимательской деятельностью, лишь 17% не хотят открывать своего дела, а затруднились ответить на вопрос 11%. По сферам деятельности субъекты молодежного предпринимательства в Республике Башкортостан подразделяются:- торгово-закупочная деятельность - 71,4%;- производство – 4,5%;- услуги – 20,1%;- другие виды деятельности – 4%.[5]

Федеральные законы не выделяют молодежное предпринимательство в  отдельную категорию, предоставляя ему поддержку на общих основаниях с другими субъектами малого предпринимательства, без учета его специфики. Аналогичной является ситуация и в других регионах России. Только в Москве принято отдельное постановление «О молодежном предпринимательстве», существует специальная комиссия и оказывается финансовая помощь. В остальных регионах помощь молодежному предпринимательству стараются оказывать в основном комитеты по делам молодежи и молодежные парламенты, что является явно недостаточным.

Не учитывается пока специфика  молодежного предпринимательства  и необходимость дополнительной поддержки. В связи с этим нужно  внести изменения в отдельные  законодательные акты, чтобы обеспечить комплексное регулирование и  поддержку малого предпринимательства [6]:

- закрепить на законодательном уровне определения «Молодежное предпринимательство» и «Субъект молодежного предпринимательства»;

внести в Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» раздел, посвященный поддержке молодежного предпринимательства;

- внести в Федеральный закон от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» изменения, предусматривающие квоты на выполнение государственных заказов субъектами молодежного предпринимательства;

- внести изменения в Федеральный закон «О рекламе», предусматривающие предоставление рекламы товаров (работ, услуг) выпускаемых (предоставляемых) субъектами молодежного предпринимательства (наружная реклама, телевидение и иные электронные и печатные средства массовой информации) на льготных условиях;

- ввести в Общественные советы, созданные при федеральных органах исполнительной власти представителей молодежных предпринимательских объединений;

- оказывать молодежным предпринимательским объединениям финансовую поддержку по выпуску специализированного общероссийского периодического печатного издания, направленного на популяризацию бизнеса в молодежной среде и повышение уровня предпринимательской грамотности, в течение первых трех лет с момента регистрации такого печатного издания в установленном порядке (например, первый в России журнал Ассоциации молодых предпринимателей России «Молодой предприниматель»);

- оказывать поддержку молодежным предпринимательским объединениям по получению помещений, находящихся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ, с фиксированной льготной ставкой арендной для постоянного размещения их руководящих органов и проведения мероприятий, направленных на развитие и поддержку молодежного предпринимательства;

- создать государственные инвестиционные фонды начального (старт-ап) финансирования проектов субъектов молодежного предпринимательства с капиталом в размере не менее 5 млн. рублей на каждый проект, распределяемых на беспроцентной основе, исходя из анализа предлагаемого проекта;

- установить мораторий на рост тарифов естественных монополий на первые годы деятельности с момента регистрации субъекта молодежного предпринимательства;

- установить льготную плату за технологическое присоединение электроустановок субъектами молодежного предпринимательства к электросетям;

- рассмотреть возможность организации льготного кредитования под государственные гарантии или субсидирования ставки кредитования субъектов молодежного предпринимательства.

Для обеспечения развития молодежного предпринимательства  как основы малого и среднего предпринимательства  в будущем требуется комплексное  регулирование, дополнительная поддержка  с учетом важности и специфики  вопроса, специальная работа по вовлечению молодежи в предпринимательскую  деятельность.[6]

Таким образом, основные предложения по поддержке предпринимательской активности молодёжи в России и в регионах РБ сводятся к следующим:

- расширение нормативно-правовой базы молодежного предпринимательства;

 - совершенствование инфраструктуры его поддержки в РБ (формирование при Федеральном агентстве РФ по делам молодежи отдела содействия развитию молодежного предпринимательства;

 - привлечение представителей молодежного предпринимательства к разработке государственных программ поддержки; внедрение системы госзаказов для молодежного бизнеса через государственную поддержку электронных молодежных торговых площадок и др.);

 - развитие системы информационно-консультационной поддержки (проведение регулярного мониторинга деятельности субъектов молодежного предпринимательства; создание в Интернете Биржи деловых предложений молодых предпринимателей и рубрики по вопросам открытия собственного дела и др.);

- развитие системы молодежного бизнес-образования и созданию молодежных бизнес-инкубаторов (принятие в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» комплексной программы начального бизнес-образования молодежи; разработка мер по поддержке развития системы профориентации и молодежного бизнес-образования, реализуемых образовательными учреждениями, учебными центрами и организациями бизнеса и др.;

 - разработка законопроектов, направленных на стимулирование и поддержку развития системы молодежного бизнес-инкубирования; разработка научно-методического и подготовка кадрового обеспечения деятельности молодежных бизнес-инкубаторов и др.)

Таким образом, формирование благоприятной инфраструктуры и эффективной государственной поддержкимолодежи, работающих в предпринимательских структурах позволит развить и укрепитьмолодежное предпринимательство, что в результате  повысит конкурентоспособность региональной экономики и всей России.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гражданский кодекс РФ 2013 глава 1 статья 2.

2. Программа Федерального агентства по делам молодежи «Ты – предприниматель». 2010http://www.newparlament.ru/news/view/11034.

3. Ирназарова Н.Р., Асылгужин Х.Б. Молодые предприниматели как социально-демографический фактор. // Россия и Башкортостан: историко-социальное взаимодействие: Материалы Всероссийской научной конференции. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. - С. 117-123.

4.Власов Г.Ю. Развитие молодежного предпринимательства на современном этапе // Российское предпринимательство. — 2011. — № 10 Вып. 2 (194). — c. 11-16.

5. Молодежный форум Приволжского федерального округа «iВолга – 2013» http://www.utec-rb.ru/business/

6.Программа «Молодежное предпринимательство – путевка в жизнь XXI век» http://kapital-rus.ru/articles/article/177455.


Информация о работе Проблемы и перспективы развития молодежного предпринимательства в РБ