Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 19:35, курсовая работа
Автором рассмотрены методы преподавания начал программирования с помощью учебных языков программирования и исполнителей, базовые понятия алгоритмизации и методы преподавания некоторых языков программирования высокого уровня. Также в данной курсовой работе раскрыта важность использования программирования для широкого круга пользователей и качественного обучения его основам.
Во второй части работы рассмотрено описание реализации практического задания "Числа", представлены блок-схема реализации, техническое описание программы и инструкция пользователя.
Введение 3
Глава 1. Методика преподавания языков программирования 4
1.1. Структурное программирование 4
1.1.1. Алгоритмизация 5
1.1.2. Псевдокод 6
1.1.3. Исполнители 7
1.2. Учебные языки программирования 8
1.2.1. Pascal 8
1.2.2. Basic 9
1.2.3. Си 9
1.3. Объектно-ориентированное программирование 11
Глава 2. Разработка программы "Числа" 12
2.1. Постановка задачи 12
2.2. Математические методы 12
2.3. Описание алгоритма 12
2.4. Блок-схемы 14
2.5. Системные требования 16
2.6. Руководство пользователя 16
Заключение 19
Список литературы 20
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт математики, естественных наук
и информационных технологий
Кафедра программного обеспечения
КУРСОВАЯ РАБОТА
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ "ЧИСЛА"
Выполнил:
Студент 304-2 группы
Мустафина П.Д.
Проверил:
Научный руководитель
Ст. преподаватель
Киприна Е.А.
Тюмень — 2011
Аннотация
В первой части курсовой работы рассмотрены методики преподавания языков программирования. Данная тема является актуальной для студентов специальностей, связанных с программированием.
Объектом исследования являются языки программирования, а предметом исследования — методика их преподавания. Гипотеза исследования заключается в предположении, что структурное программирование является наиболее удачным для обучения, а также, что программирование в целом будет способствовать повышению познавательной мотивации учащихся.
Автором рассмотрены методы преподавания начал программирования с помощью учебных языков программирования и исполнителей, базовые понятия алгоритмизации и методы преподавания некоторых языков программирования высокого уровня. Также в данной курсовой работе раскрыта важность использования программирования для широкого круга пользователей и качественного обучения его основам.
Во второй части работы рассмотрено описание реализации практического задания "Числа", представлены блок-схема реализации, техническое описание программы и инструкция пользователя.
Содержание
Введение
Обучение математике нельзя подменить обучением ряд ее приложений и методов, не разъясняя сущности математических понятий и не учитывая внутреннюю логику самой математики
Кудрявцев Л. Д., "Мысли о современной математике и ее изучении"
Перефразируя сказанное о
Существует множество языков программирования,
предназначенных для решения
самых различных задач. Различные
языки программирования поддерживают
различные стили
Для дальнейшего обучения основам и подходам программирования существуют учебные языки, ориентированные скорее для преподавания, чем для универсального программирования, такие как Pascal и Basic.
Компьютеризация настолько вошла в нашу жизнь, что без знания информационных технологий и компьютерной грамотности невозможно работать почти ни в одной сфере деятельности. Однако прогресс не стоит на месте, с каждым днем требуется все больше знаний и навыков. Чтобы выйти за рамки широкого круга пользователей, использующих такую мощную систему, как компьютер, лишь в качестве усовершенствованной пишущей машинки с проверкой орфографии, необходимо изучать программирование, способное значительно расширить круг стандартных возможностей.
Глава 1. Методика преподавания языков программирования
На сегодняшний день самой популярной методикой программирования является структурное программирование "сверху — вниз". Эта технология программирования представляет собой процесс пошагового разбиения алгоритма на все более мелкие части с целью получить такие элементы, для которых можно легко написать конкретные предписания.
Структурная алгоритмизация основывается на двух принципах:
Из принципов вытекают требования структурного программирования:
Базовый набор структурной
Основные свойства и достоинства структурного программирования:
При решении задач с использованием структурного программирования можно выделить два основных направления:
В соответствии с этими направлениями
чаще всего и преподается
При изучении структурного программирования
на начальном этапе более подходит
"алгоритмический" подход. Он более
полно и последовательно
В силу перечисленных достоинств наиболее верным и методически правильным для преподавания программирования на начальном этапе обучения является алгоритмический подход. При изучении программирования с использованием алгоритмического подхода учащиеся сталкиваются с двумя проблемами: описание и детализация решения задачи на алгоритмическом языке; переход от алгоритмических конструкций к конкретному языку программирования. На разрешение этих трудностей должно быть направлено методическое обеспечение. В первом случае это могут быть схемы основных базовых структур с описанием их работы и особенностей использования при построении алгоритмов. Во-втором — таблицы перевода алгоритмических конструкций в конструкции языка программирования.
1.1.1. Алгоритмизация
Изучение алгоритмизации может иметь два целевых аспекта: первый — развивающий аспект, под которым понимается развитие алгоритмического мышления учащихся; второй — программистский аспект. Составление программы начинается с построения алгоритма; важнейшим качеством профессионального программиста является развитое алгоритмическое мышление.
Теория структурного программирования доказывает, что алгоритм любой степени сложности можно построить с помощью базового набора структур: последовательная (линейная); ветвящаяся; циклическая. Алгоритм может быть реализован, если он содержит только элементарные предписания. Такими элементарными, т.е. не требующими детализации, можно считать следующие предписания или операции:
Таким образом, с помощью базового набора структур можно построить алгоритм любой степени сложности. Освоив принципы и средства структурной алгоритмизации, обучаемые должны уметь реализовать их на конкретном языке программирования. Следовательно, основной концепцией в изучении ими любого языка программирования будет являться методика перевода основных базовых структур в конструкции данного языка.
Конструирование блок-схем может происходить
методом постепенного перехода от более
укрупненных к более подробным
конструкциям, причем на каждом этапе
конструирования программа
1.1.2. Псевдокод
Псевдокод занимает промежуточное
положение между словесным
При изучении информатики в школах для изучения основ алгоритмизации применяется т.н. школьный алгоритмический язык, использующий понятные школьнику слова на русском языке. В отличие от большинства языков программирования, алгоритмический язык не привязан к архитектуре компьютера, не содержит деталей, связанных с устройством машины. Алгоритмический язык является примером псевдокода.
Для подкрепления изучения программирования по алгоритмическому языку, был создан редактор-компилятор "Е-практикум", позволяющий вводить, редактировать и исполнять программы на алгоритмическом языке. В 1986 году для "Е-практикума" был выпущен комплект учебных исполнителей: "Робот", "Чертежник", "Двуног", "Вездеход", которые позволяют просто вводить понятия алгоритма.
1.1.3. Исполнители
Исторически первым педагогическим программным средством, предназначенным для обучения детей алгоритмизации, был язык программирования ЛОГО. В состав ЛОГО входит исполнитель Черепашка, назначение которого — изображение на экране чертежей, рисунков, состоящих из прямолинейных отрезков. Программы управления Черепашкой составляются из команд: вперед, назад, направо, налево, поднять хвост, опустить хвост. Имеется в виду, что Черепашка рисует хвостом, и если хвост опущен, то при перемещении проводится линия, а когда хвост поднят, то линия не рисуется. Кроме того, в языке имеются все основные структурные команды. В целом ЛОГО предназначен для обучения структурной методике программирования. От ЛОГО происходит понятие черепашьей графики, используемой также и в некоторых профессиональных системах компьютерной графики. Главное методическое достоинство исполнителя Черепашки — ясность для ученика решаемых задач, наглядность процесса работы в ходе выполнения программы.
Традиционно применяемым дидактическим средством в этом разделе являются учебные исполнители алгоритмов. Кроме Черепашки, существуют также и другие исполнители, каждый из которых имеет собственную систему команд: Робот, Чертежник, Кенгуренок, Муравей. Языком описания алгоритмов для всех исполнителей является учебный алгоритмический язык (АЯ). Вообще говоря, подходит любой исполнитель, который удовлетворяет следующим условиям:
1.2. Учебные языки программирования
Учебный язык программирования — язык программирования, предназначенный для обучения. Такой язык должен отвечать главному требованию: простота. Чем проще он будет, тем быстрее его освоит новичок. Возможности таких языков могут быть ниже чем возможности полноценных, но они и не предназначены для серьёзной работы. Однако такие языки тоже способны к развитию: многие учебные языки программирования впоследствии превратились в полноценные языки высокого уровня, например Pascal.
Цель существования учебных языков — научить основным структурным элементам программирования, таким как переменные и их типы, циклы, ветвления, массивы и т. д.
Из структурных языков к учебным можно отнести Pascal, Basic и Си.
1.2.1. Pascal
Паскаль — высокоуровневый язык программирования общего назначения. Создавался этот язык как учебный, но оказался настолько удачным, что многие годы был одним из основных в формировании мировоззрения нескольких поколений программистов. Он был опубликован как небольшой и эффективный язык, чтобы способствовать хорошему стилю программирования, использовать структурное программирование и структурированные данные.
Информация о работе Методика преподавания языков программирования разработка программы "числа"