Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 09:57, курсовая работа
В данной курсовой работе будет разработана база данных для автоматизации предметной области «Гостиничная система», а также база знаний для извлечения новых знаний из данной предметной области.
Гостиничный бизнес — одна из наиболее перспективных и быстро развивающихся отраслей мировой экономики, которая несет в себе огромный потенциал, как для зарубежного, так и для отечественного рынка. Это тот бизнес, в который охотно вкладывают средства и частные лица, и корпорации.
Введение
Проектирование баз знаний – одно из важнейших направлений искусственного интеллекта. Системы искусственного интеллекта отличаются от обычных программ тем, что они оперируют не данными, а знаниями.
Второе отличие состоит в том, что для обычных программ всегда программируется тот или иной результат, который должна выдать программа при определенных данных, а система искусственного интеллекта способна сама вырабатывать решения, которые в нее никто не закладывал.
В данной курсовой работе будет разработана база данных для автоматизации предметной области «Гостиничная система», а также база знаний для извлечения новых знаний из данной предметной области.
Гостиничный бизнес — одна из наиболее перспективных и быстро развивающихся отраслей мировой экономики, которая несет в себе огромный потенциал, как для зарубежного, так и для отечественного рынка. Это тот бизнес, в который охотно вкладывают средства и частные лица, и корпорации.
Для осуществления процесса
обслуживания туристов в гостинице должен
быть предусмотрен минимальный набор
следующих основных служб, обеспечивающих
предоставление основных гостиничных
услуг:бронирования;
На гостиничных предприятиях различных типов и разной вместимости число служб может быть больше или меньше приведенного выше. Их функции также могут различаться.
1. Анализ предметной области
1.1 Описание исходных данных, ключевых сущностей и процессов, протекающих в предметной области
Предметная область – Гостиничная система(сведение о номерах, клиентах, использовании номеров).
Наименование объекта: гостинечный комплекс оказывающий услуги населению.
Объект автоматизации: комплекс задач по организации и выполнению гостиничных услуг для населения.
Цель автоматизации: сокращение трудозатрат по ведению информации и отчетных документов при решении комплекса задач при выполнении гостиничных услуг для населения.
Организационная структура объекта: администратор; клиенты.
Внешняя среда: клиенты; заказы на бронирование номеров от ФЛ.
Функционирование объекта. Гостиница — коммерческое предприятие, производящее и предлагающее на рынке свой «товар», продукт в виде комплекса услуг, среди которых основными являются услуга размещения и услуга питания.
Областью применения базы данных является Гостиница. Задачей администратора гостиницы является отслеживание финансовой стороны работы гостиницы. Его деятельность организована следующим образом: гостиница предоставляет нoмeра клиентам на определенный срок. Каждый номер хaрaктеризуется вместимостью, комфортностью и ценой. Клиентами гостиницы являются различные лица, о которых администратор собирает определенную информацию (фамилия, имя, отчество и некоторый комментарий). Сдача номера клиенту производится при нaличии свoбoдных мест в номерах, подходящих клиенту по указанным выше параметрам. При поселении фиксируeтся дата пoселения. При выезде из гостиницы для каждого места запоминается дата освобождения.
Срок хранения информации: определяет разработчик (не менее 5 лет).
Входная информация:
– информация о клиeнтах;
– информация о персонале;
– информация о номерах;
– информация о категориях номеров;
– информация об учете работы гостиницы.
Выходная информация:
(ФИО клиента, паспортные данные, способ оплаты (наличные, безналичный));
1.2 Описание действующих лиц предметной области и их взаимосвязей
На основании изучения предметной области выделим действующих лиц, которые участвуют в решении задач, определенных для последующей автоматизации. Организационная структура «гостиничная система» представлена на рисунке 1.1 и состоит из следующих компонентов:
Рисунок 1.1 – Организационная структура
1.3 Описание понятий и прецедентов.
Выделим прецеденты для базы данных:
Выделим из предметной области понятия, необходимые для разработки базы знаний:
Выделим задачи (прецеденты), которые должна выполнять база знаний:
2. Проектирование структуры БД
2.1. Построение концептуальной модели БД
Для построения концептуальной модели выделим подзадачи, которые будет решать база данных:
Определим для каждой локальной КМ набор сущностей и представим его в виде таблицы (табл. 2.1). Т.е. определим основные информационные объекты, которые необходимы пользователю для решения задач из предметной области.
Таблица 2.1— Описание сущностей по задачам
№ п/п |
Имя сущности |
Описание сущности |
Псевдо-нимы |
Особенности использования | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
КМ 1 - Учет клиентов бюро | |||||
1 |
Клиент |
Лицо, которому оказывает услуги гостиница |
|||
2 |
Заявка |
Заказ на бронирование номера |
Заказ |
У клиента может быть несколько заявок | |
3 |
Услуга |
Виды предоставляемых гостиницей услуг |
В заявке можут быть описаны услуги только на одного человека | ||
КМ 2 - Учет номеров гостиницы | |||||
4 |
Справочник |
Номера, которые есть в справочнике гостиницы |
Номер |
У клиента может быть несколько комнат | |
5 |
Заявка |
Заказ на бронирование номера |
Заказ |
У клиента может быть несколько заявок | |
6 |
Клиент |
Лицо, которому оказывает услуги гостиница |
|||
7 |
Договор |
Письменное соглашение на предоставление услуг |
Не для всех заявок заключается договор, а если заключается то только один | ||
КМ 3 - Учет операций бронирования | |||||
8 |
Заявка |
Заказ на бронирование номера |
Заказ |
У клиента может быть несколько заявок | |
9 |
Клиент |
Лицо, которому оказывает услуги гостиница |
|||
10 |
Договор |
Письменное соглашение на предоставление услуг |
Не для всех заявок заключается договор, а если заключается то только один | ||
17 |
Услуга |
Виды предоставляемых гостиницей услуг |
В заявке можут быть описаны услуги только на одного человека | ||
18 |
Портье |
Сотрудник гостиницы |
Сотрудник за определенный срок может заключить несколько договоров |
Далее определим связи, которые существуют между отдельными сущностями в рамках каждой локальной КМ и представим их в табличной форме (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Описание связей между сущностями по задачам
№ п/п |
Имя сущности |
Имя связи |
Имя сущности |
Кардинальность |
КМ 1 | ||||
1 |
Клиент |
Составляет |
Заявки |
1:N |
2 |
Услуга |
Присутствует в |
Заявке |
1:1 |
КМ 2 | ||||
3 |
Клиент |
составляет |
Заявки |
1:N |
4 |
Заявка |
Присутствует в |
Договоре |
1:1 |
5 |
Номер(Справочник) |
Сдается по |
Договору |
1:1 |
КМ 3 | ||||
7 |
Клиент |
Составляет |
Заявки |
1:N |
8 |
Заявка |
Присутствует в |
Договоре |
1:1 |
9 |
Услуга |
Присутствует в |
Заявке |
1:1 |
11 |
Портье |
Составляет |
Договоры |
1:N |
Построим диаграмму «сущность-связь» для первой подзадачи (рис. 2.1):
Построим диаграмму «сущность-связь» для второй подзадачи (рис. 2.2).
Построим диаграмму «сущность-связь» для третьей задачи (рис. 2.3).
Объединенная концептуальная модель 1-ой и 2-ой задачи приведена на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 – Результат объединения КМ1 и КМ2 в КМ1_2
Объединив КМ1_1 и КМ3 получим результирующую концептуальную модель (рис. 2.5).
Таким образом, результатом
объединения локальных
Рисунок 2.5- Концептуальная модель БД.
2.3. Построение логической модели БД
Определим атрибуты и представим их в табличной форме (табл. 2.3).
Таблица 2.3 - Описание атрибутов
№ п/п |
Имя сущности или связи |
Атрибут |
Тип данных |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Номера |
Код номера |
Числовой |
Категория номера |
Текстовый | ||
Количество мест |
Числовой | ||
Стоимость в сутки |
Денежный | ||
Количество комнат |
Числовой | ||
2 |
Портье |
Код портье |
Числовой |
ФИО портье |
Текстовый | ||
Дата рождения |
Дата | ||
Образование |
Текстовый | ||
Телефон |
Числовой | ||
3 |
Клиент |
Код клиента |
Числовой |
ФИО клиента |
Текстовый | ||
Дата рождения |
Дата | ||
Пол |
Текстовый | ||
Телефон |
Числовой | ||
Вид документа |
Текстовый | ||
Серия |
Тесктовый | ||
Номер |
Числовой | ||
4 |
Услуга |
Код услуги |
Числовой |
Название |
Текстовый | ||
Описание |
Текстовый | ||
Стоимость |
Денежный | ||
5 |
Заявка |
Код заявки |
Числовой |
Код услуги |
Числовой | ||
Код клиента |
Числовой | ||
Дата поступления |
Дата | ||
6 |
Договор |
Код договора |
Числовой |
Код номера |
Числовой | ||
Код портье |
Числовой | ||
Код заявки |
Числовой | ||
Дата подписания |
Дата |
Информация о работе Проектирование баз знаний "Гостиничная система"