Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 11:56, реферат
Оценивая значение научного творчества А.Р. Лурии, следует признать, что его заслуги перед отечественной и мировой психологической наукой состоят не только в создании нейропсихологии - новой отрасли психологии, но и в существенном продвижении в других областях психологической науки - общей, исторической, детской, дефектологии, психофизиологии. Лурия совместно с Л. С. Выготским и другими отечественными психологами сыграл большую роль в разработке фундаментальных общепсихологических концепций, на которых основана современная психология.
Введение ------------------------------------------------------------------------- 3
Основная часть -----------------------------------------------------------------
Культура и человек в исследованиях А.Р. Лурии ---------------------
Нейропсихология А.Р. Лурии ---------------------------------------------- 5
Заключение ------------------------------------------------------------------------- 7
Список используемых источников ---------------------------------------------
Содержание
Введение ------------------------------
Основная часть ------------------------------
Заключение -------------------
Список используемых источников ------------------------------
Введение
Отечественная психология обособленна от мировой психологии. Причина отдельного её рассмотрения - стремление показать целостную картину становления этой науки в нашей стране, ее специфику по сравнению с зарубежной и дать анализ тех факторов, которые определили и ее своеобразие, и динамику ее развития. В соответствии с этим выделены и
временные периоды, характеризующие критические точки в развитии российской науки.
Это 40-60-е годы XIX в., т.е. период становления российской
психологии, осознания ею своего предмета, выбора пути и научной программы.
Следующим важным моментом стало зарождение советской,
марксистской психологии, появившейся в 20-30-х годах.
К середине 30-х годов усилились авторитарные тенденции, что привело
к разгрому и запрещению не только философской психологии, но
и педологии и психотехники. Фактически запрещенными оказались
все психологические исследования, даже те, которые были идеологически близки советской власти.
Вторая половина XX в. ознаменовалась возрождением школ,
запрещенных в 30-е годы (школы Бехтерева, Выготского), активным поиском новых путей развития, новыми исследованиями и
открытиями в разных областях психологии, прежде всего в когнитивной и возрастной. Возобновляются и связи с зарубежной психологией. Многие отечественные исследования, малоизвестные за рубежом (нейропсихологические работы А. Р. Лурии, понятие о
зоне ближайшего развития Л. С. Выготского), получают широкое
распространение в мировой психологии, дополняются новыми
материалами. В своей работе я бы хотела отразить последний период, и, в частности, вклад А.Р. Лурии в становление отечественной психологии.
С самого начала в центре исследовательских интересов А.Р. Лурии (1902-1977) была проблема взаимосвязи личности и культуры. Эта
проблема принимала разные модификации в течение его богатой
исследованиями и научными открытиями жизни.
Как и Леонтьев, Лурия был приглашен Челпановым в Психологический институт. Одновременно он работал в Государственном
психоаналитическом институте, организованном И.Д.Ермаковым,
и в Русском психоаналитическом обществе, в котором он состоял
в должности научного секретаря. Уже в этот период, до встречи с
Выготским, проявились некоторые значимые научные ориентации
и установки, свойственные Лурии в зрелые годы, в частности его
стремление к поиску объективных методов исследования внутренних психических состояний и мотивов поведения личности, изучение факторов, определяющих взаимосвязь человека и культуры,
человека и общества.
В психоаналитическом институте наиболее важными для Лурии
оказались направления, связанные с исследованием психологии
художественного творчества, психоаналитического
анализа эмоций, в том числе
эстетических эмоций. Междисциплинарный
подход (прежде всего соединение неврологических,
патопсихологических и
Совместно с Выготским он разработал новую теорию организации и развития психической деятельности, названную культурно-
исторической, поскольку определяющим для формирования сознания и его функций были признаны факторы культуры, изменяющиеся в процессе развития общества.
Всемирную славу принесли Лурии его работы по изучению
влияния аффективных реакций человека на стрессовые ситуации.
Эти экспериментальные исследования проводились с помощью
оригинальной методики, которая
позволила зафиксировать
В совместном с Выготским труде ≪Этюды по истории поведения≫ (1929) Лурия рассмотрел различные планы психического развития, проанализировав ранние его стадии - овладение мышлением и языком, а также своеобразие памяти и числовых операций.
Наряду с этим он детально рассмотрел своеобразие поведения ребенка в качественном отличии от психических функций взрослого человека.
В дальнейшем он сосредотачивается
на выяснении того, как изменялся
строй психической жизни
Наряду с общей психологией Лурия занимался детской, в частности соотношением между наследственностью и средой. Большую
известность в этом плане приобрели его исследования близнецовой
пары, в которых сравнивались психические функции близнецов,
либо подвергавшихся, либо не подвергавшихся целенаправлен-
ному развитию этих функций. Согласно Лурия, в психике человека нельзя разделять биологическое и социальное, т.е. эти два аспекта находятся в постоянном единстве и взаимопроникновении, причём социальные факторы используют биологические механизмы, что реализует высшие формы психической деятельности. Опыты показали, что генетическая
обусловленность существенно сказывается на элементарных процессах, тогда как высшие функции в большей степени зависят от условий воспитания.
Новаторский характер носила обширная программа изучения
зависимости психики людей от различий в социокультурных условиях их жизни. На рубеже 30-х годов Лурия выехал в экспедицию в Узбекистан, чтобы сравнить различия в психике тех его жителей,
которые приобщились к новой культуре, и тех, кто не поддался
новым культурным влияниям, жил замкнуто, по старым среднеазиатским законам. Сравнительный анализ позволил выявить интересные особенности мышления в зависимости от сдвигов в том культурном контексте, в котором оно исторически формируется.
Первые шаги в области нейропсихологии Лурия сделал в годы Великой Отечественной войны, когда острейшую практическую актуальность приобрели задачи диагностики и восстановления психических нарушений, вызванных ранениями головного мозга.
С этим сопряжены идеи Лурии о динамической локализации
высших психических функций
в коре больших полушарий головного
мозга и подкорковых
контроля произвольных психических актов).
Тщательному экспериментальному изучению подвергались также различные формы регуляции произвольного поведения, ведущую роль в которой играет речь.
Многие работы Лурии по этой теме показали, что овладение речью перестраивает все основные психические процессы; благодаря речи высшие психические функции приобретают характер осознанности и произвольности. Специальный цикл работ Лурии был посвящен роли речи в генезе и нарушениях произвольных движений формируются в разные возрастные этапы. Так, на ранних этапах развития ребёнка его сознание носит преимущественно аффективный характер; это этап отражения эмоциональных связей и отношений. На следующем этапе преобладает отражение наглядно - двойственных связей и лишь на завершающем этапе сознание приобретает вербально - логический характер.
Хорошо известны работы Лурия в области дефектологии. Предметом исследования были нарушения психических функций у детей с разными формами умственной отсталости. Экспериментально было подтверждено одно из основных положений специальной психологии, согласно которому при умственной отсталости в первую очередь нарушаются механизмы формирования высших психических функций, связанные с участием речевой системы.
Безусловен вклад Лурия в психофизиологию. Этой теме он посвятил работы «Лобные доли» (1966), «Функции лобных долей мозга» (1982) и др. В Институте нейрохирургии АМН СССР проводились систематические исследования с помощью методов А.Р. Лурия, и был получен большой фактический материал, который уточнил сведения о различиях функционального состояния спокойного и работающего мозга.
Своими работами, посвященными регулирующей роли речи, её развитию, нарушениями, мозговым механизмам, Лурия внес существенный вклад в современную общую психологию, в современное понимание произвольных форм управления психической деятельностью.
Заключение
Нейропсихологические
Оценивая значение научного творчества
А.Р. Лурии, следует признать, что
его заслуги перед
Список используемых источников
Большая Советская Энциклопедия, том 16.
Вопросы психологии, 2002.
Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. изд.
Московского университета, 1990.
Марцинковская Т.Д. История психологии. изд. Москва ACADEMA, 2004.
http://www.psy.msu.ru/people/
Информация о работе А.Р. Лурия – основоположник отечественной нейропсихологии