Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:34, реферат
Наркомания и алкоголизм являются одной из важных и сложных проблем нашего общества. Дальнейший рост числа наркозависимых среди детей и подростков создает предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи.
ВВЕДЕНИЕ 3
I.Алкогольная зависимость как социальная проблема: стадии и профилактика. 5
II.Наркомания, понятие наркотического вещества 8
2.1.Причины употребления наркотиков, их влияние на подростка 8
2.2.Профилактика наркомании в школах 10
III.Прафилактическая деятельность в учебных учреждениях 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
I.Алкогольная зависимость как социальная проблема: стадии и профилактика. 5
II.Наркомания, понятие наркотического вещества 8
2.1.Причины употребления наркотиков, их влияние на подростка 8
2.2.Профилактика наркомании в школах 10
III.Прафилактическая деятельность в учебных учреждениях 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
Наркомания и алкоголизм являются одной из важных и сложных проблем нашего общества. Дальнейший рост числа наркозависимых среди детей и подростков создает предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи. Сложившаяся ситуация вызывает острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами.
Алкоголизм и наркомания, по данным Всемирной организации здравоохранения, перестали быть сегодня медицинскими или моральными проблемами только отдельных лиц, они затрагивают здоровье, благополучие и безопасность всего населения, влияют на национальное развитие. Алкоголизм и наркомания - это трагедия не только семьи, но и общества в целом и решать ее необходимо совместными усилиями.
Школа является одним из основных социальных институтов, способных активно противостоять распространению употребления наркотических веществ и алкоголя среди школьников. Профилактическая роль семьи сейчас активно уменьшилась с возобновлением прежних объемов потребления алкоголя взрослыми. Особенно гибельно злоупотребление алкоголем в молодежной среде - поражается и настоящее, и будущее общества. От этого страдает всё общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь, а также здоровье будущих матерей. Ведь алкоголизм особенно активно влияет на не сформировавшийся организм, постепенно разрушая его.
При систематическом употреблении алкоголя развиваются опасные болезни, а также сохраняется высокий уровень заболеваемости алкогольными психозами. Они не только опасны для здоровья человека, но и практически неизлечимы. Социологи и психологи в качестве основных причин тяги подростков к алкоголю и наркотикам указывают на растущее психологическое напряжение, неумение, правильно использовать свободное время, отчуждение, неустроенную жизнь и несостоятельность семьи в вопросах воспитания.
Итак, тема алкоголизма и наркомании, особенно среди подростков является актуальной и одной из серьезнейших социально-педагогических проблем на сегодняшний день.
Цель работы - изучить профилактику при борьбе с алкоголизмом и наркоманией у подростков.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- алкогольная зависимость как социальная проблема;
-рассмотреть профилактику в борьбе с алкоголизмом и наркотической зависимостью;
- понятие наркотического вещества;
- причины употребления наркотиков, их влияние на подростка;
-профилактика наркомании в школах;
-профилактическая деятельность в учебных учреждениях;
Объект исследования –профилактика алкоголизм и наркомания в школе
Предмет исследования - профилактика алкоголизма и наркомании у подростков.
Задача всестороннего и гармонического развития подрастающего поколения неразрывно связана с воспитанием у него позитивных нравственных установок, в том числе и отрицательного отношения к проявлениям пьянства.
Существует несколько определений алкоголизма. С медицинской точки зрения алкоголизм - это хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам.
С социальных позиций алкоголизм - форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей деградацией личности.1
Алкоголизм представляет
собой одну из форм токсикомании, характеризуются
пристрастием к употреблению веществ,
содержащих этиловый спирт, развитием
психической и физической зависимости,
абстинентного синдрома, психической,
физической и социальной деградацией
личности. Как и всякая другая болезнь,
алкоголизм не возникает вдруг, а имеет
свои доклинические проявления – бытовое
пьянство.
Наиболее существенными факторами
риска раннего злоупотребления алкоголем
считаются конфликтные отношения в семье,
аномалии характера, раннее начало девиантного
поведения (импульсивность, непослушание,
агрессивность, антисоциальные поступки),
невысокий интеллектуальный уровень,
низкая школьная успеваемость, отсутствие
планов на продолжение образования. К
алкоголизму таких детей толкает внутренний
дискомфорт, создаваемый отсутствием
необходимого для правильного развития
одобрения взрослых и сверстников, неудовлетворённая
потребность в самоуважении. Правильное
отношение к таким детям, соответствующая
помощь со стороны родителей, педагогов
и библиотекарей, нахождение для них сферы
деятельности, где подросток может показать
успехи, препятствует развитию раннего
алкоголизма.
Потребность в алкоголе не входит в число естественных жизненных потребностей человека, как, например, потребность в кислороде или пище, и потому сам по себе алкоголь не имеет побудительной силы для человека. Потребность это, как и некоторые другие «потребности» человека (например, курение) появляется потому, что общество, производит данный продукт, «воспроизводит» обычаи, формы, привычки и предрассудки, связанные с его потреблением.
При употреблении алкоголя подростки становятся невнимательными к близким, к прежним друзьям, неискренними, холодными, замкнутыми и недоверчивыми. Непринужденно они чувствуют себя только в «своем кругу». Что касается внешних манер поведения, то несовершеннолетним больным свойственны (бесцеремонность, развязность, бахвальство) которые, однако, в условиях строгого контроля легко сменяются подавленностью, беспомощностью.
Различаются три стадии алкоголизма:
Начальная стадия- характеризуется появлением
влечения к алкоголю. Это результат психической
зависимости, возрастания устойчивости
к принимаемым дозам: для достижения опьянения
требуется большая доза алкоголя. Употребление
алкоголя становится систематическим.
Средняя стадия- характеризуется нарастающим
влечением к алкоголю, изменением характера
опьянения, последующим забыванием прошедшего,
потерей контроля над количеством выпитого,
появлением состояния похмелья. На этой
стадии отмечаются нарушения психики,
изменения во внутренних органах и нервной
системе.
Последняя стадия-характеризуется снижением
устойчивости к принимаемым дозам алкоголя,
развитием запойного пьянства. Возникают
тяжелые нервно-психические нарушения,
глубокие изменения во внутренних органах.
Когда появляется психическая
зависимость от алкоголя, человек чаще
всего не считает себя больным. Вслед за
психической зависимостью наступает физическая:
алкоголь включается в процессы обмена
веществ, лишение его приводит к тягостному
заболеванию – похмелью, которое характеризуется
дрожанием рук, тревожным настроением,
тяжелым сном с кошмарами, неприятными
ощущениями со стороны внутренних органов.
На каждой из последующих стадий увеличиваются
изменения в организме, психике и поведении
больного.2
К основным способам профилактики алкоголизма среди детей подросткового возраста специалисты относят:
1.Просвещение родителей в форме лекций, бесед;
2.Формирование нравственной личности учащихся и осознания подростком ценности своего здоровья;
3.Своевременное определение феномена психологической готовности к употреблению алкоголя у подростков;
4.Ознакомление подростков со
специальной литературой о вреде алкоголя.
Все эти способы могут быть использованы
педагогами для профилактики.
Наркомания – заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества. Проблема наркомании существует в большей или меньшей степени практически во всех странах, и в этом отношении Россия по праву входит в мировое сообщество. Наркотики сейчас называют третьей угрозой человечеству после ядерного оружия и глобальной экологической катастрофы.
Наркотики – это химические вещества растительного или синтетического происхождения, способные вызывать изменения психического состояния, систематическое применение которых приводит к зависимости.
Независимо от качества самооценки на момент инициации в процессе употребления наркотиков самооценка снижается. Прежде всего, об этом свидетельствует внешний вид подростка. Многие наркоманы равнодушны к своему внешнему облику, выглядят неряшливо, не заботятся о чистоте своего тела и одежды.3
Следует отметить, что среди причин злоупотребления наркотиками наиболее часто упоминаются следующие:
Социальная согласованность. Ес
Удовольствие. Одна из главных причин, почему люди употребляют наркотики, - это сопутствующие и приятные ощущения, от хорошего самочувствия и релаксации до мистической эйфории.
Доступность. Нелегальное потребление наркотиков наиболее высоко там, где они легче доступны, например, в крупных городах.
Любопытств . В отношении наркотиков заставляет некоторых людей начать самим принимать наркотики.
Враждебность. Применение наркотиков может выглядеть символом оппозиции ценностям общества. Когда человек отвергает общество и все альтернативы, включая самого себя, свои надежды и цели, возникающее чувство бессмысленности жизни, изоляции и неадекватности делает его предрасположенным к хронической наркомании.
Достаток и досуг. Могут привести к скуке и потере интереса к жизни, и выходом и стимуляцией в этом случае могут показаться наркотики.
Уход от физического стресса. Большинству людей удается справляться с наиболее стрессовыми ситуациями их жизни, но некоторые пытаются найти убежище в форме наркотической зависимости. Наркотики часто становятся ложным центром, вокруг которого вращается их жизнь.
Состояние психической зависимости проявляется в том, что человек с помощью наркотика желает добиться внутреннего равновесия и стремится вновь и вновь испытать действие наркотика. Наркотик, его действие, постепенно замещает собой все обычные для человека положительные эмоции. На этом этапе человек еще сохраняет способность контролировать употребление, он еще может выбирать, в каких ситуациях, и в какой, момент принять наркотик.4
Если говорить о профилактике в школах, ребятам нужна, правда, о страшных последствиях употребления наркотиков, об их коварстве, о том, как тяжело потом избавляться от наркозависимости. Ребятам необходимо помогать сформировать настроенность жить без наркотиков, настроенность на моральные и культурные ценности, творчество, спорт, желание всего добиваться своей головой и своими руками, настроенность на доброту, справедливость, ответственность. Это четкая и доступная информация для детей, подростков, родителей, учителей с целью разъяснения не столько вреда наркотиков, сколько пользы здорового образа жизни, формирования здорового морально - психологического климата, создания условий для разумной организации в проведении свободного времени, разъяснения определенных норм поведения.
Работа должна проводиться по определенным принципам:
1.индивидуальная направленность;
2.выявление групп риска с использованием различных методов (медицинских, психологических, педагогических и др.)
3.работа с лицами групп риска по групповым и индивидуальным программам;
4.организация специальных лагерей
для детей с девиантным поведением.
Следует иметь в виду, что чаще в "рядах наркоманов" могут оказаться подростки с психическими заболеваниями.
Первое - это работа учителя и классного руководителя, забота родителей и родных, внимание школьного психолога и врача. Это повседневная работа, требующая определенных знаний по проблеме.
Второе - это раннее выявление, диагностика
и лечение заболевших. Этим занимаются
в специализированных детских наркологических
диспансерах.
Трудности в проведении профилактики
касаются педагогов, родителей, психологов,
врачей. Прежде всего, это связано с практическим
отсутствием подготовленных по проблеме
кадров. Большая часть педагогов школ,
средних и высших учебных заведений не
имеют знаний по диагностике коррекционному
воспитанию детей и подростков в современных
социальных условиях нашей страны.5
Информация о работе Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков