Антрополингвистика
Зубцова Надежда, РКН-ОД, 3 курс
Значение.
Антрополингвистика, антропологическая лингвистика — раздел лингвистики, изучающий эволюцию человеческого
мышления на основе её отражения в соответствующей эволюции языка (прежде всего его лексики).
- Ее исходным положением является то, что практически все исторические изменения в человеческом сознании, развитии культуры и росте знаний отражаются в лексической системе языка.
- Проведенные за последние десятилетия десятки исследований эволюции различных областей знаний, отраженной в историческом развитии соответствующих терминологий показали, что характер мышления был различным на разных стадиях развития мыслительных способностей человека.
- В истории формирования любой области научного знания можно выделить ряд основных этапов развития.
При исследовании эволюции старых областей знания мы можем выделить три этапа их развития :
- Донаучный этап;
- Протонаучный этап;
- Научный этап.
Донаучный этап
- Этап, когда в мышлении люди пользовались представлениями и называющими их обычными словами.
Протонаучный этап
- Этап, перирующий специальными представлениями, наименования которых являются прототерминами.
Научный этап
- Этап оперирования понятиями и терминами.
- Появление антрополингвистики было провозглашено в «Белостокском манифесте», подписанном известными терминоведами Великобритании, Германии, Польши, России и Украины в 2004 г. В Белостоке.
- В 2005 г. вышел в свет первый учебник антрополингвистики — «Основы антрополингвистики» и в этом же году в Нижнем Новгороде была защищена первая диссертация по данной тематике.
Основные постулаты антрополингвистики
1. Развитие знаний сопровождается их постоянной специализацией.
- В целом, по данным науковедения, в среднем каждые 25 лет число научных дисциплин удваивается. По данным Британской энциклопедии, в 20 веке появилось свыше 2,5 тысяч наук и научных дисциплин. Специализация знаний отражается в количественном росте и специализации лексики.
- Изучение истории развития лексических систем свидетельствует о том, что развитие познания, а вместе с тем и материальной культуры человечества характеризуется уточнением, специализацией первоначально достаточно общих, расплывчатых, синкретичных значений слов путем количественного увеличения лексики языков.
- Еще одно важное положение теории разрабатываемой антрополингвистики касается объективности существования аналогии филогенеза (исторического развития вида) и онтогенеза (индивидуального развития организма) в эволюции человека, известной как биогенетический закон Э. Геккеля.
- Существующие в психологии данные умственного развития детей, отражаемого в росте объема словаря, позволяют придти к мнению о подобии ранних этапов развития лексической картины мира у детей и всего человечества в целом.
- Основные черты начального этапа мышления — наивного мышления у человечества и у детей совпадают — расплывчатость и синкретизм значения слов, отсутствие строгих научных классификаций, уточнение и перераспределение значений в ходе освоения новой лексики.
Кроме расплывчатости значения, другой типичной чертой ранних слов был их общий характер.
- Первоначально слово apple
(яблоко) означало также любой плод, что нашло отражение в лексике ряда языков — нем. Apfelsine
(апельсин — букв. китайское яблоко), ит. pomo
d’oro (помидор — букв. золотое яблоко), фр. pommes
de terre (картофель — букв. земляные яблоки).
- Это объясняется тем, что яблоко было одним из первых плодов, открытым человеком, и впоследствии каждый фрукт или овощ воспринимался как яблоко с последующим их различением и поиском новых названий. Подобные факты могут быть использованы для определения последовательности открытия и освоения человеком разных предметов и видов деятельности при отсутствии других свидетельств.
- Параллелизм развития наблюдается не только в лексике — в древнерусском и древнеанглийском языках не было средств выражения будущего времени, что указывает на отсутствие соответствующих представлений, а по данным психологов, трехлетние дети хорошо понимают только значение слов «вчера» и «сегодня», не зная, что такое «завтра» (Strelau
2000).
- Подобие возрастных процессов развития мышления, наблюдаемых у детей и на ранних этапах становления человечества свидетельствует о том, что умственное развитие каждого отдельного человека повторяет основные черты развития мышления человеческого общества.
- Это положение разделяется многими современными философами и психологами — «развитие психики ребенка во многом повторяет закономерности общественно-исторического развития человека» (Маклаков 2005, с.105). При этом появляется возможность использования данных изучения развития детей для реконструкции и лучшего понимания психологии людей отдаленных от нас исторических эпох.
Список литературы
- Гринев-Гриневич С. В., Сорокина Э. А., Скопюк Т. Г. Основы антрополингвистики (к лингвистическим основаниям эволюции мышления): Учебное пособие
- Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. (2004) Возрастная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ Сфера. — 464 с.
- Маклаков А. Г. (2005) Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер. — 503 с.