Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 20:14, контрольная работа
Краткое описание
Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрогия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазии сосудистого генеза чаще всего возникают у взрослых людей. В результате разрыва аневризм сосудов головного мозга, тромбоэмболии, вызванных ревматическим пороком сердца, и черепно-мозговых травм. Афазии нередко наблюдаются у подростков и лиц молодого возраста.
Афазия — полная
или частичная утрата речи, обусловленная
локальными поражениями головного мозга.
Причинами возникновения афазии
являются нарушения мозгового кровообращения
(ишемия, геморрогия), травмы, опухоли,
инфекционные заболевания головного мозга.
Афазии сосудистого генеза чаще всего
возникают у взрослых людей. В результате
разрыва аневризм сосудов головного мозга,
тромбоэмболии, вызванных ревматическим
пороком сердца, и черепно-мозговых травм.
Афазии нередко наблюдаются у подростков
и лиц молодого возраста.
Афазия возникает примерно в
трети случаев нарушений мозгового кровообращения,
наиболее часто наблюдается моторная афазия.
У детей афазия возникает реже,
как результат черепно-мозговой травмы,
опухолевого образования или осложнения
после инфекционной болезни.
Афазия — одно из наиболее тяжелых
последствий мозговых поражений, при котором
системно нарушаются все виды речевой
деятельности. Сложность речевого расстройства
при афазии зависит от локализации поражения
(например, расположение очага поражения
при кровоизлиянии в подкорковых отделах
мозга позволяет надеяться на спонтанное
восстановление речи), величины очага
поражения, особенностей остаточных и
функционально сохранных элементов речевой
деятельности, при левшестве. Реакция
личности больного на речевой дефект и
особенности преморбидного строения функции
(например, степень автоматизации чтения)
определяют фон восстановительного обучения.
В основе любой фонемы афазии
лежит та или иная первично нарушенная
нейрофизиологическая и нейропсихологическая
предпосылка (например, нарушение динамического
или конструктивного праксиса, фонематического
слуха, апраксии артикуляционного аппарата
и т. п., которая ведет к специфическому
системному нарушению понимания речи,
письма, чтения, счета. При афазии специфически
системно нарушается реализация разных
уровней, сторон, видов речевой деятельности
(устная речь, речевая память, фонематический
слух, понимание речи, письменная речь,
чтение, счет и т. д.). Большой вклад в понимание
нарушения речи при афазии внесен как
нейрофизиологией, так и нейропсихологией
и нейролингвистикой.
В 1861 г. французский врач П. Брока
продемонстрировал мозг больного афазией
с обширным размягчением в области левой
средней мозговой артерии, захватывающим
задние отделы третьей лобной извилины.
Брока считал, что получил доказательство
локализации центра устной речи в лобных
отделах мозга. В 1874 г. Вернике описал 10
больных с поражением височных отделов
коры головного мозга слева с нарушением
понимания речи и своеобразными расстройствами
экспрессивной речи, письма и чтения. Это
дало ему основание связать развитие сенсорной
афазии с локализацией патологического
очага в задней трети верхней височной
извилины.
Открытия Брока и Вернике положили
начало дискуссии ученых двух направлений:
«локализационистов» и «антилокализационистов».
Дискуссия длилась в течение пятидесяти
лет. Первые привязывали сложные психические
функции к определенным участкам мозга
(Лихтгейм, 1855; Либманн, 1905). Они стояли
на прогрессивных позициях. Однако среди
«локализационистов» были и парадоксальные
узколокализационистские направления.
Так, Клейст локализовал не толь ко целые
функции — счет, письмо, чтение — в отдельных
областях мозга, но и «личное и общественное
Я», «любовь к Родине» и т. п. Несомненно,
что ранние работы Клейста и других узких
«локализационистов» породили бурные
выступления «антилокализационистов»,
ряд которых также высказывал рациональные
возражения. Но среди них, в свою очередь,
были и ортодоксальные взгляды, например,
П. Мари считал больных с афазией дементными,
душевнобольными. Крупнейший афазиолог
Гольдштейн считал, что нарушения сложных
функций нельзя соотносить с отдельными
участками коры и что мозг человека работает
как единое целое. Он связывал нарушение
сложных психических функций при заболеваниях
головного мозга с изменениями интеллектуальной
деятельности, с поражением глубинных
«инстинктов», с нарушением «абстрактной
установки» и «категориального поведения».
Особый вклад в понимание сложных
психических функций был внесен Джексоном,
который еще в 1863 г. показал, что каждая
функция имеет сложную «вертикальную»
организацию, и утверждал, что можно локализовать
симптом, но нельзя локализовать функцию,
так как она имеет сложное иерархическое
строение от низшего звена к высшему.
Проводились специальные исследования
частных проявлений нарушений высших
психических функций, например, различных
видов апраксии, в том числе апраксии артикуляционного
аппарата (Либманн), аграмматизма (А. Пик);
нарушению сложных форм речевой деятельности
(пониманию сложных логико-грамматических
оборотов), проявляющемуся при семантической
афазии, посвящены труды X. Хэда.
В России изучению проблем локализации
высших психических функций предшествовал
выход монографии И. М. Сеченова «Рефлексы
головного мозга», которая оказала большое
влияние на работы В. М. Тарковского, Н.
Д. Родосского, С. И. Давиденкова, М. И. Аствацатурова,
М. Б. Кроля и других русских ученых.
Существуют различные классификации
афазий: классическая, неврологическая
классификация Вернике—Лихтгейма, лингвистические
классификации X. Хэда и других, каждая
из которых отражает уровень развития
неврологической, психологической, физиологической
и лингвистической наук, характерный для
того или иного исторического периода
развития учения о речи. В настоящее время
общепринятой является нейропсихологическая
классификация афазий А. Р. Лурия.
Нейропсихологический подход
к организации высших корковых функций
А. Р. Лурия является продолжением нейрофизиологических
открытий И. П. Павлова, Н. А. Бернштейна
и П. К. Анохина о системной организации
функций и «обратной афферентации», а
также нейропсихологических и психологических
взглядов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева
и других психологов. В 1947 г. А. Р. Лурия
формулирует принцип системного строения
и динамической, поэтапной локализации
высших корковых функций. Им разработаны
методы изучения нарушений психической
деятельности, различных познавательных
процессов человека. Нейропсихологическая
методика, предложенная А. Р. Лурия, позволяет
исследовать различные симптомы и синдромы,
закономерные сочетания симптомов, возникающие
при поражении тех или иных структур мозга.
Применение этой методики позволяет не
только делать заключение о наличии той
или иной формы афазии, но и диагностировать
место поражения головного мозга. Им показано,
что при любой форме афазии нарушается
реализация речевой деятельности.
В основу современной нейропсихологии
и нейролингвистики легло учение о роли
внутренней речи и мышления. У истоков
психолингвистики стоят имена Ф. де Сосюра
и И. А. Бодуэна де Куртенэ, положивших
начало дифференциации понятий «язык»
и «речь», «парадигматические» и «синтагматические»
отношения, «статика» языка и «динамика»
речи.
Под парадигматическими единицами
речи подразумеваются все признаки языка:
фонемы, слоговая система, лексика, приставки,
суффиксы, определенные словосочетания,
т. е. то, что характеризует тот или иной
язык. Каждая парадигма, например, фонема,
имеет определенное число признаков, при
замене которых меняется смысловое качество
фонемы, поэтому парадигматические признаки
характеризуются принципом взаимозаменяемости
«или» — «или»: или ротовой, или носовой,
или губной, или язычный, или звонкий, или
глухой. Этими противопоставительными
признаками отличаются фонемы, лексемы(приехать — уехать, домик — домище и т. п.).
В речи все парадигматические единицы
взаимосвязаны синтагматически по принципу
«и» — «и», не допускающему взаимозаменяемости;
так, в слове фонемы имеют свой жесткий,
линейный порядок, в предложении предлог
не может стоять перед глаголом или наречием
и т. п., т. е. парадигматические отношения
построены по пространственному, симультанному
принципу, а синтагматические — по временному,
линейному, сукцессивному принципу. При
разных формах афазии по-разному нарушается
«парадигматическая» организация импрессивной
и экспрессивной речи (А. Р. Лурия, 1975).
А. Р. Лурия различает шесть форм
афазий: акустико-гностическая
и акустико-мнестическая афазии,возникающие
при поражении височных отделов коры головного
мозга, семантическая афазия
и афферентная моторная афазия, возникающие
при поражении нижних теменных отделов
коры головного мозга, эфферентная моторная
афазия и динамическая афазия, возникающие
при поражении премоторных и заднелобных
отделов коры головного мозга (слева у
правшей).
Афазии, возникающие при поражении
верхневисочных и нижнетеменных зон, входящий
во второй функциональный блок (А. Р. Лурия,
1979), называются «задними» формами афазии.
Это афазии, при которых нарушаются парадигматические
отношения. Афазии, возникающие при поражении
зад-нелобных отделов мозга, входящих
в третий функциональный блок называются
«передними» афазиями. При этих формах
афазии нарушаются синтагматические соотношения.
При поражении речевых зон происходит
нарушение так называемой первичной предпосылки,
осуществляющей специфическую деятельность
соответствующей анализаторной системы.
На основе первичного анализаторного
нарушения возникает вторичный, также
специфический, распад всей функциональной
системы языка и речи, т. е. возникает нарушение
всех видов речевой деятельности: понимания
речи, устной и письменной речи, счета
и т. д. Характер и степень нарушения понимания
речи, ее экспрессивной формы, чтения и
письма зависят прежде всего не от величины
очага поражения в коре головного мозга,
а от тех гностических (кинестетической,
акустической или оптической) предпосылок,
которые по-разному вносят свой вклад
в реализацию различных речевых процессов.
^
АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ
СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ
Сенсорную афазию впервые описал
немецкий психиатр Вернике. Он показал,
что афазия, которую он назвал сенсорной,
возникает при поражении задней трети
верхней височной извилины левого полушария
(рис. 18, поле 22). Отличительной чертой этой
формы афазии является нарушение понимания
речи при восприятии ее на слух. Длительное
время причины нарушения понимания при
этой форме афазии оставались неясными.
Лишь в 30-е годы нашего века отечественными
психологами было установлено, что в основе
речевой акустической агнозии лежит нарушение
фонематического слуха.
^ Нарушение понимания. На раннем этапе после инсульта
или травмы при сенсорной афазии наблюдается
полная утрата понимания речи: чужая речь
воспринимается как нечленораздельный
поток звуков. Непонимание речи окружающих
и отсутствие явных двигательных нарушений
приводит к тому, что больные не всегда
сразу осознают у себя наличие речевого
расстройства. Они могут быть возбуждены,
подвижны, многоречивы. На более поздних
этапах и при менее выраженных расстройствах
наблюдается лишь частичное непонимание
речи,
подмена точного восприятия
слова догадками: различные слова звучат
для такого человека одинаково (например: хвост — гвоздь — кость — трость). Одно
и то же слово может восприниматься по-разному,
смешиваются слова дом — том, бочка — почка, точка — дочка и др.
^ Рис. 18. Карта
цитоархитектонических полей коры головного
мозга
В связи с тем, что звуковой состав
флексий, приставок и суффиксов однороден
и они являются в потоке речи более частотными,
чем звуковой состав разнокорневых слов
(например, сахарница, чернильница,
учительница), при сенсорной афазии
с трудом улавливается на слух корневая,
т. е. лексико-семантическая часть слова,
в результате чего обнаруживается потеря
его предметной отнесенности. Однако категориальная
отнесенность слова может быть воспринята,
например, услышав словоколокольчик, такой
больной говорит: «Это что-то маленькое,
а что не знаю».
В некоторых случаях при поражении
обеих (левой и правой) височных долей
мозга возникает картина тяжелой акустико-гностической
афазии в сочетании с акустической агнозией.
Нарушается не только фонематический
слух, но не различаются на слух тембр
голоса, интонация речи, не дифференцируются
неречевые звуки: звонки, гудки, шелест
бумаги, звук льющейся воды и т. д.
^ Нарушение экспрессивной
речи. В связи с нарушением фонематического
восприятия слышимой речи при акустико-гностической
сенсорной афазии расстраивается слуховой
контроль за своей речью. В результате
этого в речи возникает множество литеральных
и вербальных парафазии. На раннем этапе
после инсульта или травмы речь больного
может быть абсолютно непонятной для окружающих,
так как она состоит из случайного набора
звуков, слогов и словосочетаний, что получило
название «жаргонафазии» или «речевой
окрошки». Так, больной М. на вопрос: «У
вас голова болит?» — отвечал: «Раз нас
это и грамажим, ны мы их и так это давно
быть лет пять то же было а последних годах.
Что очень болезня теня ну голова на вот
надима».
Из-за нарушения фонематического
восприятия вторично страдает повторение
слов, причем нередко первоначально слово
автоматизировано, глобально повторяется
верно, но при вслушивании в него и при
очередных попытках его повторить человек
теряет не только звуковые компоненты
слова, но утрачивает и ритмико-мелодическую
его основу.
Период жаргонафазии держится
на более 1,5—2 месяцев, постепенно уступая
место логорее (многоречивости) с выраженным
аграмматизмом. На среднем этапе восстановления
речи литеральные парафразии наблюдаются
реже, однако отмечаются обильные вербальные
парафразии.
Э. С. Бейн (1964) и И. Т. Власенко
(1972) показали разнообразие вербальных
парафразий, возникновение которых связано
как со схожей акустико-фонематической
структурой слов, так и с семантической
организацией их значения. Выбор определенного
значения слова обусловлен контекстом,
что создает необходимость оттормаживания
побочных смысловых ассоциаций. Так, близкие
по значению словасмелый, героический,
отважный, пасмурный, холодный, дождливый и
т. п. требуют своего точного отбора в зависимости
от контекста. Нарушение этого механизма
оттормаживания побочных связей может
привести к заменам одного слова другим,
не адекватным в контексте данного высказывания;
например, вместо чемодан — «шкаф»
или «колодец» лишь на основании того,
что оба предмета имеют общие признаки
углубления и хранения. Приведем еще несколько
примеров: «Волк увидел охотников иделикатно (вместо потихоньку) скрылся
в кустах», «Ребятенок (теленок)
бегал вокруг коровы и не подчинялся пастуху».
Эти дефекты выбора лексических средств
оформления мысли при акустико-гностической
афазии проявляются на фоне сохранной
ритмико-мелодической, интонационной
основы высказывания.
В исследовании номинативной
функции при сенсорной, акустико-гностической
афазии наряду с правильным называнием
наблюдаются попытки объяснить значение
слова или найти его через фразеологический
контекст. Например, при назывании яблока
произносится: «ну, как же... я отлично знаю,
что это груша, нет, не груша, а апельсин,
апельсин... не апельсин, а кисленькое яблоко...
в лесу растет и в саду растет».
На позднем этапе восстановления
на первый план выступает специфический
для сенсорной афазии аграмматизм, проявляющийся
в отсутствии согласования между членами
предложения в роде и числе, в незаконченности
высказывания, в пропусках слов, заменах
существительных личными местоимениями.
Менее расстроено при сенсорной афазии
использование предлогов и флексий существительных.
^ Нарушение чтения
и письма. При чтении в речи человека с
сенсорной афазией появляется множество
литеральных парафазии, возникает затруднение
в нахождении места ударения в слове, в
связи с чем осложняется и понимание прочитанного.
Однако чтение остается наиболее сохранной
речевой функцией при сенсорной афазии,
так как оно осуществляется путем привлечения
оптического и кинестетического контроля.
Письменная речь при акустико-гностической
афазии в отличие от чтения нарушается
в большей степени и находится в прямой
зависимости от состояния фонематического
слуха.
На раннем этапе после инсульта
при грубой акустико-гностической афазии
нарушено не только письмо под диктовку,
но и списывание слов. Больные, не осознавая
свои речевые дефекты, зрительно схватив
образ списываемого слова, бесконтрольно
начинает его воспроизводить. При таком
бесконтрольном воспроизведении слова
при списывании они пишут вместо трех
букв, входящих, например, в слово дом,восемь —
десять букв, непрестанно произнося неопределенный
набор звуков. Привлечение сохранного
оптического контроля постепенно приводит
к точному копированию буквенного состава
слова, однако в слуховых диктантах длительное
время наблюдаются литеральные параграфии.
Грубые нарушения счета при
сенсорной акустико-гностической афазии
наблюдаются лишь на самом раннем этапе,
так как счет требует проговаривания слов,
входящих в счетные операции. Больные,
не понимая инструкции, могут пассивно
копировать, списывать примеры, не совершая
арифметических операций, могут неправильно
записать число, например: 4 + 1 = 4 +1,4 + 1 =
15, 5 + 2 = 3.
^
АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ
АФАЗИЯ
Процесс слухового, акустического
запоминания является прямым продолжением
процесса восприятия, т. е. акустико-гностического
анализа звукового состава слова. Любое
внешнее воздействие, а тем более необходимость
запомнить следующее слово, по смыслу
не связанное с предыдущим словом, отвлечение
на него внимания, неизбежно тормозит
и блокирует акустико-мнестические процессы.
Акустико-мнестическая афазия
возникает при поражении средних и задних
отделов височной области (А. Р. Лурия,
1969, 1975; Л. С. Цветкова, 1975) (рис. 18, поля 21
и 37).
А. Р. Лурия считает, что в ее
основе лежит снижение слухоречевой памяти,
которое вызвано повышенной тормозностью
слуховых следов. При восприятии каждого
нового слова и его осознании больной
утрачивает предыдущее слово. Это нарушение
проявляется также при повторении серий
слогов и слов.
^ Нарушение понимания. Для акустико-мнестической афазии
характерна диссоциация между относительно
сохранной способностью повторить отдельные
слова и нарушением возможности повторения
трех-четырех не связанных по смыслу слов
(например: рука — дом — небо;
ложка —- диван.— кот; лес — дом — ухо и т. д.). Обычно
больные повторяют первое и последнее
слово, в более тяжелых случаях — лишь
одно слово из заданной серии слов, объясняя
это тем, что не запомнили все слова. При
повторном прослушивании они также не
удерживают либо их последовательность,
либо опускают одно из них.
Нарушение слухоречевой памяти
наблюдается и при других формах афазий,
однако при акустико-мнестической афазии
это нарушение речевой памяти является
основным дефектом, так как оказываются
сохранными фонематический слух, артикуляторная
сторона речи. У больных наблюдается повышенная
речевая активность, компенсирующая трудности
коммуникации
Л. С. Цветкова (1975) объясняет
невозможность удержания речевого ряда
не только тормозительно слухоречевой
памяти, но и сужением ее объема.
Нарушение объема удержания
речевой информации, ее тормозимость приводят
к трудностям понимания при этой форме
афазии длинных, многосложных высказываний,
состоящих из пяти — семи слов: человек
может указать или дать не тот предмет,
о котором идет речь, возникает его акустико-мнестическая
дезориентированность, с трудом ориентируется
в беседе с двумя-тремя собеседниками,
«отключается» в сложной речевой ситуации,
не может посещать доклады, лекции, утомляется
при восприятии музыки и радиопередач.
При втором варианте акустико-мнестической
афазии, так называемой оптической афазии,
трудности удержания на слух смысловой
стороны речи заключаются в ослаблении
и обеднении зрительных представлений
о предмете, в соотношении воспринятого
на слух с его зрительным представлением.
Объясняется эта слабость зрительных
представлений тем, что задневисочные
отделы (поле 37, по Бродману) являются смежными
с затылочными, оптико-гностическими отделами.
Снижение оптико-мнестических процессов
приводит к тому, что зрительное представление
о предмете становится неполным. При рисовании
тех или иных предметов опускаются, недорисовываются
значимые для их опознания детали. Так,
человек может недорисовать носик у чайника,
гребешок у петуха, ручку у чашки. Характерно,
что недорисовываются те элементы предметов,
которые, с одной стороны, специфичны именно
для них, а с другой — связаны с многозначностью
слова (например, слова: носик, гребешок,
ручка). Больной вместо петуха рисует
неопределенной формы птицу, вместо чайника
нечто похожее на сахарницу, вместо чашки
миску или стакан и т. д.
^ Нарушение экспрессивной
речи. При этой форме афазии экспрессивная
речь характеризуется трудностями подбора
слов, необходимых для организации высказывания.
Речь при акустико-мнестической афазии,
как и при акустико-гностической афазии,
сохраняет свой выраженный предикативный
характер.
Трудности нахождения слов объясняются
обеднением зрительных представлений
о предмете, слабостью оптико-гностического
компонента. Семантическая размытость
значения слов приводит к возникновению
обильных вербальных парафазии, редких
литеральных замен, слияния двух слов
в одно, например, «ножилка» (нож + вилка).
Нарушение номинативной функции
речи при акустико-мнестической афазии
проявляется не только в трудностях при
назывании, но и в подборе слов в собственной
речи, в рассказах по картинкам и т. д. При
рассказе по серии сюжетных картинок,
пересказе текста, в спонтанной речи существительные
замещаются местоимениями. Аграмматизм
при акустико-мнестической афазии характеризуется
смешением флексий глаголов и существительных
в роде и числе.
В отличие от акустико-гностической
афазии высказывание при акустико-мнестической
афазии отличается большей законченностью,
в речи нет «речевой окрошки».
^ Нарушение чтения
и письма. При акустико-мнестической афазии
в письменной речи больше, чем в устной,
выступают явления экспрессивного аграмматизма,
т. е. смешение предлогов, а также флексий
глаголов, существительных и местоимений,
главным образом, в роде и числе. Номинативная
сторона письменной речи оказывается
более сохранной, так как больные имеют
больше времени для подбора слов, выбора
синонимов, а также фразеологизмов, способствующих
«всплыванию в памяти» нужных слов, изредка
наблюдаются литеральные парафразии по
акустическому типу (смешение звонких
и глухих фонем). При записи текста под
диктовку больные испытывают значительные
трудности в удержании в слухоречевой
памяти даже фразы, состоящей из трех слов,
при этом они обращаются с просьбой повторить
каждый фрагмент фразы.
При акустико-мнестической афазии
возникают значительные трудности в понимании
читаемого текста. Это объясняется тем,
что печатный текст состоит из предложений
значительной длины, и тем, что удержание
в памяти читаемого текста тоже требует
сохранности слухоречевой памяти.
Дефекты слухоречевой памяти
сказываются и в решении арифметических
примеров. Например, при сложении чисел
27 и 35 больной пишет «2» и произносит «один
в уме», и даже в том случае, если единица
записана вблизи примера, он забывает
ее прибавить к следующим слагаемым.
Таким образом, при акустико-мнестической
афазии нарушения слухоречевой памяти
вторично приводят к трудностям нормальной
реализации письма, чтения и счета.
^
АМНЕСТИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ
АФАЗИЯ
Амнестико-семантическая афазия
возникает при поражении теменно-затылочной
области доминантного по речи полушария
(рис. 18, поле 39). При поражении теменно-затылочных
(или задних нижне-теменных) отделов полушария
головного мозга сохраняется плавная
синтагматическая организация речи, не
отмечается никаких поисков звукового
состава слова, отсутствуют явления снижения
слухоречевой памяти или нарушения фонематического
восприятия.
Наблюдаются специфические
амнестические трудности при поисках
нужного слова или произвольном назывании
предмета, когда больные при трудностях
нахождения лексической парадигмы обращаются
к описанию функций и качеств этого предмета
синтагматическими средствами, т. е. не
заменяют одно слово другим (вербальные
парафразии), а заменяют слово целой фразой,
говорят: «Ну, это то, чем пишут», «...это
то, чем режут» и т. д., а с другой стороны,
имеется характерный для этой формы афазии
сложный импрессивный аграмматизм.
Импрессивный аграмматизм и
амнестические трудности при амнестико-семантической
афазии имеет много общего с выраженной
пространственно-конструктивной апраксией,
так как первично нарушенной предпосылкой
при этой форме афазии является ориентировка
в пространственно организованных семантических
координатах, характерных для сложных
парадигм, парадигм-синонимов: например, брат отца — дядя (инвариантом
значения слова дядя является
мужчина, а не определенный родственник
отца, находящийся в сложном семантическом
пространстве родственных взаимоотношений).
^ Нарушение понимания. Нарушение понимания сложных
смысловых и грамматических взаимоотношений
слов, выраженных предлогами и флексиями,
получило название импрессивного аграмматизма.
При семантической афазии сохраняется
понимание обычных фраз, передающих «коммуникацию
событий». Больные хорошо понимают значение
отдельно предлогов, свободно кладут карандаш
под ложку или ложку справа от вилки, но
затрудняются в расположении трех предметов
по инструкции: «Положите ножницы справа
от вилки и слева от карандаша». Еще большие
трудности они испытывают при расположении
геометрических фигур, не в состоянии
решить такую логико-грамматическую задачу,
как нарисовать крест под кругом и над
квадратом, и не могут сориентироваться
в сравнительных словосочетаниях типа: Коля выше Миши и
ниже Васи. Кто из них самый высокий? Кто
самый низкий? Такие же трудности возникают
у них при понимании сравнительных словосочетаний
с наречиями больше — ближе, слева — справа и т. д.
Не менее грубо нарушена при
семантической афазии расшифровка флективных
инвертированных словосочетаний, включенных
в инструкцию: «Покажите расческу ручкой,
покажите ручку карандашом». При выполнении
этих заданий происходит соскальзывание
на прямой порядок действия с предметами,
игнорируют флективные семантические
признаки пространственной направленности
действия. Такие же трудности в определении
направленности действия возникают при
понимании предложений: Колю ударил Петя
(Кто драчун?), при нахождении аналогичного
предложения из двух предъявленных: Солнце освещается
Землей; Земля освещается Солнцем или
Земля освещает Солнце; Солнце освещает
Землю.
Наибольшие трудности возникают
при семантической афазии в решении логико-грамматических
словосочетаний, передающих «коммуникацию
отношений» типа «брат отца» — «отец брата»,
которые можно решить, лишь соотнося с
определенными смысловыми категориями: дядя — брат — отец.
Больные затрудняются и в понимании
сложных синтаксических конструкций,
выражающих причинно-следственные, временные
и пространственные отношения, деепричастные
и причастные обороты. Так, они затрудняются
в понимании предложений типа Я отправился в столовую
после того, как поговорил с сестрой. Не
обнаруживают алогичности предложений
типа Шел дождь, потому
что было мокро.
При семантической афазии утрачивается
понимание метафор, пословиц, поговорок,
крылатых слов, не обнаруживается в них
переносный смысл. Так, метафоры «каменное
сердце», «железная рука», пословица «Не
плюй в колодец, пригодится водицы напиться»
понимаются в прямом, конкретном смысле.
^ Нарушение устной
и письменной речи. Экспрессивная речь при семантической
афазии отличается сохранностью артикуляторной
стороны речи. Однако могут отмечаться
выраженные амнестические трудности,
подсказке первого слога или звука слова
помогает больному. Слова заменяются описанием
функции предмета: «Ну, это то, через что
смотрят на улицу» или «Это то, что показывает
время».
В основе амнестических трудностей
при семантической афазии лежит нарушение
так называемого «закона силы» (А. Р. Лурия),
позволяющего в норме безошибочно выбирать
слово из серии слов, близких по категориальной
отнесенности, по смыслу. Нарушение этого
«закона силы» как бы блокирует поиск
слова как парадигмы в определенном семантическом
поле, в связи с чем больные прибегают
к синтагматическому приему описания
функции или категориальной принадлежности
предмета: «То, чем едят рыбу», «То, чем
режут (пишут и т. д.)». Вербальные парафазии
не характерны для семантической афазии,
так как больные не замещают одну парадигму
другой. Бедность лексики выражается в
редком употреблении прилагательных,
наречий, описательных оборотов, причастных
оборотов, причастных и деепричастных
оборотов, пословиц, поговорок, в отсутствии
поисков точного или «меткого» слова.
При этой форме афазии письменная
речь отличается бедностью, стереотипностью
синтаксических форм, в ней мало сложносочиненных
и сложноподчиненных предложений, сокращается
употребление прилагательных
При семантической афазии наблюдаются
грубые нарушения счетных операций. Больные
смешивают направления действий при решении
арифметических примеров, испытывают
трудности при действии с переходом через
десяток, с трудом записывают со слуха
многозначные числа. Например, вместо
числа 1081 человек записывает 1801, 1108, так
как затрудняется в определении разрядности
числа. Нарушения счета проявляются в
трудностях понимания текста задач, так
как они включают те же логические элементы больше — меньше, дальше — ближе, на сколько,
во сколько раз и т. д., что также объясняется
нарушением симультанного анализа и синтеза
тех же логико-грамматических конструкций».
^
АФФЕРЕНТНАЯ КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ
МОТОРНАЯ АФАЗИЯ
Афферентная кинестетическая
моторная афазия возникает при поражении
вторичных зон постцентральных и нижнетеменных
отделов коры головного мозга, расположенных
сзади от центральной, или Роландовой,
борозды (рис. 18, поля 7, 40). Вторичные поля
постцентральных и нижнетеменных отделов
тесно связаны с первичными полями, для
которых характерно четкое соматотопическое
строение. Нервные волокна, несущие импульсы
от нижних противоположных конечностей,
располагаются в верхних отделах этой
зоны. Нервные волокна, несущие импульсы
от верхних конечностей, — в средних отделах,
импульсы, поступающие от лица, губ, языка,
глотки, — в нижних постцентральных отделах.
Эта проекция построена не по геометрическому,
а по функциональному принципу: чем большее
значение имеет та или иная область периферических
тактильно-кинестетических рецепторов
того или иного активного органа и чем
большей степенью свободы обладает тот
или иной двигательный сегмент: сустав,
фаланга пальцев, язык, губы и т. д., тем
большую территорию имеет его представительство
в соматотопической проекции коры. Существенно,
что соматотопическая проекция органов,
участвующих в артикуляции звуков, значительно
больше представлена в левом, доминантном
по речи полушарии.
Известно, что каждый речевой
звук произносится одномоментным включением
или выключением определенной группы
пространственно организованных артикуляционных
органов. Так, вторичные поля, принимающие
комплексное, симультанное участие в организации
той или иной фонемы, связаны с первичными,
проекционными полями. Однако не всегда
учитывается, что смычка губ и языка при
произношении м и н является менее
напряженной, чем при б и п, д и т. Наиболее
напряженной является смычка при произношении
глухих фонем кит, но при этом голосовые
складки оказываются в ненапряженном
состоянии. Трудностями определения этих
тонких дифференциальных кинестетических
признаков фонем объясняется возникновение
при афферентной моторной афазии грубой
аграфии, алексии, нарушений понимания
речи.
Нарушение экспрессивной речи.
А. Р. Лурия отмечает (1969, 1975), что существуют
два варианта афферентной кинестетической
моторной афазии Первый характеризуется
нарушением пространственного, симультанного
синтеза движений различных органов артикуляционного
аппарата и полным отсутствием ситуативной
речи при грубой выраженности расстройства.
Второй вариант, носящий в клинике название
«проводниковой афазии», отличается значительной
сохранностью ситуативной, клишеобразной
речи при грубом распаде повторения, называния
и других произвольных видов речи. Этот
вариант афферентной кинестетической
моторной афазии характеризуется преимущественно
нарушением дифференцированного выбора
способа артикуляций и симультанным синтезом
звуковых и слоговых комплексов, входящих
в слово.
При первом варианте афферентной
кинестетической моторной афазии выраженная
апраксия артикуляционного аппарата может
привести к полному отсутствию спонтанной
речи. Попытки произвольного повторения
звуков приводят к хаотичным движениям
губ и языка, к литеральным (звуковым) заменам.
Пристальное всматривание больного в
артикуляцию логопеда приводит лишь к
нахождению либо способа, либо органа
артикуляции, что порождает смещение звуков м — п. — б, н — д— m — л, и — с, о — у и т. п., которое
объясняется нарушением кинестетической
оценки степени смычки артикуляторных
органов при произнесении звуков, десинтеграцией
движений таких органов, как мягкое нёбо
и голосовые складки. На более поздних
этапах больные произносят слово халат как «ханат»
или «ходят», дом как «лом»
или «том», т. е. одна фонематическая парадигма
заменяется другой.
Для афферентной кинестетической
моторной афазии характерны трудности
в анализе структуры сложных слогов. Больные
дробят закрытый слог на два открытых,
дробят стечения согласных в слоге, опускают
согласные звуки. Поэтому нередко слова тут, там, вот, стол,
шапка и т. д. звучат как «ту-ть», «та-мь»,
«во-ть», «съ-то-лъ», «ша-пъ-ка» и т. д.
По мере восстановления произносительной
стороны речи выявляется сохранность
синтагматической стороны речевого высказывания.
В некоторых случаях могут оставаться
легкие артикуляционные призвуки, напоминающие
в одних случаях дизартрию (псевдодизартрия
как следствие апраксии артикуляционного
аппарата), в других — легкий иностранный
акцент, выражающийся не в изменении интонации,
а в замедленности и искусственности произнесения
слов, оглушении звонких и отсутствии
мягких согласных, в редких литеральных
парафразиях.
^ Нарушение понимания. На раннем этапе после травмы
или инсульта при афферентной афазии может
наблюдаться грубое нарушение понимания
речи. Это объясняется тем, что в процессе
понимания значительную роль играет кинестетический
контроль, сопряженное, скрытое произнесение
воспринятого на слух сообщения.
Период значительного непонимания
речи у больных с афферентной кинестетической
моторной афазией непродолжителен (от
одного дня до нескольких суток после
инсульта), после чего у них отмечается
быстрое восстановление понимания ситуативной
разговорной речи, понимание значений
отдельных слов, возможность выполнения
несложных инструкций.
Длительное время у больных
наблюдаются специфические особенности
нарушения понимания. Они заключаются
во вторичных нарушениях фонематического
слуха. При афферентной кинестетической
моторной афазии возникают трудности
в распознавании на слух слов со звуками,
имеющими общие признаки по месту и способу
артикуляции (губные: б — м — п, переднеязычные: д — л — m — н,сонорные щелевые: н — х — ш, сонорные и
гласные и т. д.). Эти трудности фонематического
анализа в целом компенсируются избыточностью
фонематических различий слов в разговорной
речи и позволяют им понимать ее, но сказываются
в письме больных. Нарушение понимания
слова ухудшается в тех случаях, если больной
пытается его проговорить, т. е. включает
первично нарушенный кинестетический
контроль.
Наряду с артикуляторными нарушениями,
приводящими к нечеткости восприятия
на слух речи, при афферентной кинестетической
моторной афазии наблюдаются трудности
понимания лексических средств языка,
передающих различные сложные пространственные
отношения. К ним относится прежде всего
характерный для этой формы афазии предложный
импрессивный аграмматизм: при сохранности
понимания значений отдельных предлогов
нарушается возможность расположения
в пространстве трех предметов, например,
положить или нарисовать карандаш под
кисточкой и над ножницами, т. е. наблюдаются
нарушения понимания, свойственные для
семантической афазии.
Значительные трудности в понимании
вызывают глаголы с приставками (завернуть, возвращаться и
др.), которые, кроме пространственного
признака, отличаются и многозначностью.
Особые трудности испытываются в понимании
значений личных местоимений, употребляемых
в косвенных падежах, что объясняется
отсутствием в них предметной отнесенности,
наличием различной пространственной
направленности, обилием фонематических
изменений (например, мне — меня — мною).
При афферентной кинестетической
афазии, как правило, наблюдается конструктивно-пространственная
апраксия, а при втором варианте — и пространственная
дезориентированность. Последняя усугубляет
представление о плохом понимании больным
речи; например, больные испытывают чрезвычайные
трудности при выборе книги, альбома или
другого предмета на книжной полке.
Сложность и многообразие особенностей
нарушения понимания при афферентной
кинестетической моторной афазии компенсируется
в повседневной речи избыточностью, конкретностью
ситуации, что и создает картину относительной
сохранности у них понимания речи.
^ Нарушение чтения
и письма. При афферентной кинестетической
моторной афазии степень нарушения чтения
и письма зависит от тяжести апраксии
артикуляционного аппарата. Наиболее
грубо нарушены чтение и письмо при тяжелой
апраксии всего артикуляционного аппарата.
Восстановление чтения и письма происходит
параллельно с ее преодолением. Восстановление
внутреннего чтения может опережать восстановление
письменной речи. При записи слов под диктовку,
при письменном назывании предметов, при
попытках письменного общения с окружающими
сказываются все артикуляционные трудности,
т. е. появляется множество литеральных
параграфий, отражающих смешение гласных
и согласных фонем, близких по месту и
способу артикуляции, пропускаются согласные
(сонорные).
При втором варианте афферентной
кинестетической моторной афазии больные
с трудом сохраняют порядок букв в слове,
представляют их зеркально (вода — «даво», окно __
«онко»), пропускают гласные
или же пишут сначала все согласные, а
затем уже гласные, причем, как правило,
у них сохраняется представление о наличии
звука в слове, например, пропуская букву ё в словеведёт, больной
ставит две точки над д.
В некоторых случаях при грубой
афферентной кинестетической моторной
афазии наблюдается диссоциация между
полным отсутствием устной речи и некоторой
сохранностью письменной речи, служащей
средством общения с окружающими. Эта
сохранность письменной речи объясняется
наличием преимущественной апраксии лишь
глотки и гортани, выполняющих в русском
языке роль преднастройки всех артикуляционных
движений (Н. И. Жинкин, 1958) и осуществляющих
фонацию гласных и звонких согласных.
По мере восстановления чтения
и письма число литеральных параграфий
уменьшается.
Второй вариант афферентной
кинестетической моторной афазии характерен
для лиц со скрытым левшеством при поражении
теменных отделов левого полушария.
^