Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 18:15, доклад
Краткое описание
Беседа — специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Беседа - получение информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Беседа — диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого.
Беседа — специфичный
для психологии метод исследования человеческого
поведения, так как в других естественных
науках коммуникация между субъектом
и объектом исследования невозможна.
Беседа - получение информации на основе
вербальной (словесной) коммуникации.
Беседа — диалог между двумя людьми,
в ходе которого один человек выявляет
психологические особенности другого.
Беседа включается
как дополнительный метод в структуру
эксперимента:
на первом этапе, когда
исследователь собирает первичную информацию
об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует
и т. д., и
на последнем этапе
— в форме постэкспериментального интервью.
Исследователи различают:
клиническую беседу
- составную часть «клинического метода»,
целенаправленный
опрос «лицом к лицу» — интервью.
Клиническая беседа не обязательно проводится
с пациентом клиники. Это способ исследования
целостной личности,
Ее цель - в ходе диалога
с испытуемым исследователь стремится
получить максимально полную информацию
о его индивидуально-личностных особенностях,
жизненном пути, содержании его сознания
и подсознания и т.д.
Клиническая беседа
чаще всего проводится в особо оборудованном
помещении.
Интервью - целенаправленный
опрос. Метод интервью получил широкое
распространение в социальной психологии,
психологии личности, психологии труда.
Главная сфера применения
интервью — социология.
Поэтому по традиции его относят к социологическим
и социально-психологическим методам.
Интервью определяется
как «псевдобеседа»
- интервьюер все время должен:
все время помнить,
что он — исследователь,
не упускать из внимания
план,
вести разговор в нужном
ему русле.
Существует масса конкретных
методических рекомендаций по поводу
построения и проведения интервью.
Правила
проведения беседы:
Содержание задаваемых
вопросов должно соответствовать стоящей
перед психологом задаче.
Вопросы, которые задает
психолог, не должны носить сугубо клинический
характер, т.е. не должны быть направлены
на выявление признаков болезненного
состояния.
В беседе психолог
должен получить психологическую информацию,
касающуюся особенностей познавательной
деятельности (памяти, мышления, внимания,
речи).
Целесообразно также
включать в беседу вопросы, позволяющие
определить особенности ориентировки
в месте, времени, собственной личности,
характеризующие состояние сознания на
момент обследования.
Беседа, проводимая
с детьми, должна помимо этого давать общее
представление об уровне интеллектуального
развития, о соответствии этого уровня
возрасту ребенка.
Особое внимание в
беседе с детьми стоит уделять вопросам,
касающимся особенностей и мотивов поведения,
отношения к семье и школе, интересов,
склонностей, затруднений в учебе, характеру
взаимоотношений со сверстниками и взрослыми,
отношения к своему дефекту, ситуации
обследования.
Кроме диагностической
функции, связанной с получением информации
об особенностях психической деятельности
и личности больного, беседа выполняет
еще и «настроечную»
(психокоррекционную и психотерапевтическую)
функцию.
От отношения испытуемого
к ситуации обследования, от его мотивации,
настройки на работу и сотрудничество
с экспериментатором, от его эмоционального
состояния во многом зависит результат
и процесс дальнейшего экспериментального
исследования.
Многими испытуемыми
ситуация обследования воспринимается
как экспертная (а в ряде случаев она таковой
и является), т. е. ситуация, в ходе которой
интеллект и личность обследуемого подвергнутся
определенной оценке.
Любая экспертная ситуация
должна вызывать у человека определенный
эмоциональный отклик. Однако, если вызванные
такой ситуацией волнение, тревога, желание
произвести благоприятное впечатление
(или страх произвести неблагоприятное)
приобретают гипертрофированный характер,
то такая реакция может привести к нарушению
или торможению деятельности испытуемого.
Неадекватной является
и противоположная реакция на экспериментальную
ситуацию — когда человек безразлично,
незаинтересованно относится к предстоящей
работе.
С этой целью во время
беседы психолог должен затратить определенные
усилия на создание позитивной установки
у больного на дальнейшую деятельность,
на сотрудничество:
Испытуемых, относящихся
к обследованию несерьезно, пренебрежительно,
надо убедить в его значимости в плане
лечения, перспективы выписки, принятия
экспертного заключения и т. п.
У других испытуемых
необходимо снять страх перед обследованием,
убедить их в принципиальной возможности
выполнения предлагаемых заданий, внушить
им уверенность в своих силах.
В ходе беседы создается
определенный настрой на дальнейшую деятельность,
корректируются неадекватные установки
испытуемых.
Патопсихологическое
исследование вообще, и беседа в частности,
не являются жестко алгоритмизированными, а должны гибко следовать логике
развития взаимоотношений между психологом
и испытуемым.
Нет и быть не может единой для всех унифицированной
схемы беседы.
Общие рекомендации
продуктивного и грамотного построения
беседы:
Беседа должна быть
построена в соответствии с принципами
и технологией клинического интервью, применяемого в психологическом консультировании и психотерапии.
Основа для успешного
проведения беседы - умение устанавливать, доверительные отношения с испытуемым.
Соблюдение деонтологических
принципов является обязательным для
патопсихолога.
Искусство беседы -
в том, какие вопросы и как задает психолог. В беседе следует избегать прямых вопросов, вопросов «в лоб», особенно если они касаются болезненных для больного тем (в качестве которых могут выступить вопросы оценочного характера, затрагивающие конфликтные, неприятные моменты его жизни и переживания).
Не стоит задавать
закрытые вопросы, требующие какого-либо
однозначного ответа. В клинической беседе
предпочтение должно отдаваться открытым
вопросам, стимулирующим речевую активность
больного.
Для установления эмоционально-доверительного
контакта с больным беседа должна носить неформальный характер.
Однако внешне непринужденная
и неформальная беседа должна быть хорошо
продумана, четко спланирована психологом.
Программа беседы должна
строиться заранее, на основе анализа
предварительных данных о будущем испытуемом
(полученных из анамнеза, из бесед с лечащим
врачом, близкими).
На форму проведения
беседы и характер задаваемых вопросов
влияют:
возраст,
образовательный (культурный)
уровень больного,
особенности приема
и переработки информации, характерные
для него,
возможность негативного
отношения к исследованию,
речевые особенности
будущего испытуемого и др.
8 вопрос.
Первым этапом собеседования является налаживание контакта и установление доверительных
отношений.
Хорошим тоном считается соблюдение
договоренности о встрече. Некоторые интервьюеры
намеренно задерживают начало беседы
для того, чтобы проверить «стрессоустойчивость»
кандидата. Но в большинстве случаев это
только вызывает раздражение у соискателя,
и желание работать в компании пропадает.
В самом начале беседы задайте пару «светских»
вопросов о погоде, проведенных выходных
или пробках на дорогах. Это необходимо
для создания атмосферы расслабленности
и доверия, а также для того, чтобы оценить,
насколько кандидат склонен вести бесконечные
пустые разговоры и как быстро вспоминает
о действительной цели своего прихода
в ваш офис.
Объясните соискателю цель собеседования
и, если есть такая возможность, кратко
ознакомьте его с тем, какие еще испытания
ему предстоит пройти.
Когда кандидат почувствует себя уверенно,
можно переходить к главной части собеседования,
которая нацелена на получение
основной информации о соискателе для
оценки профессиональных навыков и личностных
качеств.
IV. Структура собеседования
Структура собеседования меньше всего
поддается четкому описанию. В первую
очередь это связано с его глубокой «персонализацией».
В процессе работы каждый интервьюер отрабатывает
общеизвестные и вырабатывает свои собственные
приемы и уловки, которые позволяют ему
наилучшим образом оценивать соискателя.
При этом специалист отдела персонала
выстраивает структуру собеседования,
исходя из собственных представлений,
опираясь на собственный опыт проведения
удачных и неудачных встреч. Поэтому довольно
сложно рекомендовать ту или иную структуру
собеседования, но можно указать несколько
основных положений, которые помогут вам
в выработке собственной стратегии оценки
соискателя:
Собеседование должно быть четко
спланировано и подготовлено. Особенно
это важно для начинающих специалистов.
Чем тщательнее продуманы этапы собеседования
и обозначены темы для обсуждения, тем
лучше результат.
Необходимо соблюдать анонимность.
Вся информация, полученная в ходе беседы,
должна являться закрытой для посторонних
лиц.
Недопустимо использовать собеседование
и полученную информацию в личных целях.
Ваше поведение должно быть
вежливым и тактичным. Данный принцип
при всей его целесообразности достаточно
часто нарушается сотрудниками, проводящими
собеседование.
Для проведения собеседования
следует выбрать удобное помещение, где
вас не будут отвлекать посетители и телефонные
звонки.
Настройтесь на положительное
отношение к соискателю. Будьте готовы
выслушать его и сопереживать услышанному, попытайтесь принять его таким, какой он есть. Старайтесь концентрироваться на мыслях и чувствах собеседника — только при наличии искреннего интереса к человеку, сидящему напротив вас, можно адекватно оценить его профессиональные и личностные качества. Среди установок, мешающих слушать и адекватно оценивать услышанное, можно назвать пренебрежение, ярко выраженное недоверие, агрессию по отношению к кандидату. Постарайтесь не допускать «блуждания мыслей».
Квалифицированный интервьюер
большую часть беседы внимательно слушает
кандидата и меньшую говорит сам. Постарайтесь
не перебивать соискателя, выслушивайте
ответы полностью, до конца, поскольку
только после полного ответа могут проявиться
дополнительные нюансы, требующие уточнения.
Следите за тем, чтобы значения
ваших слов и жестов не расходились друг
с другом.
Постарайтесь сделать так, чтобы
кандидат во время собеседования не чувствовал
себя скованно.
В процессе собеседования фиксируйте
информацию, получаемую от соискателя,
иначе вероятность того, что некоторые
важные моменты его биографии могут быть
упущены, велика.
Не забывайте, что в процессе
беседы вам необходимо оценить не только
первичные данные, полученные от соискателя
(ответы на вопросы, заполненные анкеты,
рекомендательные письма, прочие документы,
которые соискатели часто приносят с собой
на собеседование), но и вторичные (невербальные
проявления (язык движений), корреспонденцию
ответов на разные вопросы, сочетаемость
задания разных блоков собеседования).
Первым этапом собеседования
является налаживание
контакта и установление доверительных
отношений.
Хорошим тоном считается соблюдение
договоренности о встрече. Некоторые интервьюеры
намеренно задерживают начало беседы
для того, чтобы проверить «стрессоустойчивость»
кандидата. Но в большинстве случаев это
только вызывает раздражение у соискателя,
и желание работать в компании пропадает.
В самом начале беседы задайте
пару «светских» вопросов о погоде, проведенных
выходных или пробках на дорогах. Это необходимо
для создания атмосферы расслабленности
и доверия, а также для того, чтобы оценить,
насколько кандидат склонен вести бесконечные
пустые разговоры и как быстро вспоминает
о действительной цели своего прихода
в ваш офис.