Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 00:50, контрольная работа
Достоинства бихевиоризма
Недостатки бихевиоризма
Бихевиоризм обозначил историческую потребность в расширении понимания предмета изучения психологии и ввел в круг
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ БИХЕВИОРИЗМА
Достоинства бихевиоризма |
Недостатки бихевиоризма |
Бихевиоризм обозначил историческую
потребность в расширении понимания
предмета изучения психологии и ввел
в круг изучаемых психологией
явлений поведение человека, сделав
его предметом своих |
Однако при этом потребность в расширении предмета психологических исследований отразилась в бихевиоризме однобоко и неадекватно, так как при этом игнорировалось сознание как объективная сущность; сознание в бихевиоризме было полностью исключено из области изучения, так как не имело объективных наблюдаемых методов |
Исторической заслугой Дж. Уотсона является исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии |
Однако при этом понимание поведения сводится лишь к внешним проявлениям, и игнорируются ненаблюдаемые физиологические и психические процессы |
Важнейшей для психологии как практической науки является выдвинутая Дж. Уотсоном задача управления поведением человека, нацеленность научного исследования на связь с практическими задачами |
Но из-за механической трактовки поведения человек лишается своей активной деятельностной сущности и выступает как реагирующее существо |
Бихевиоризм укрепляет метод лабораторного эксперимента как основного в психологических исследованиях и, более того, вводит практику проведения опытов на животных, что, безусловно, позволяет решить многие практические задачи психологии |
Однако результаты, полученные опытным путем на животных, переносятся без каких-либо ограничений на человека, при этом не учитывается качественная разница в поведении человека и животных |
В рамках бихевиоризма были установлены многие закономерности выработки навыков |
Но были проигнорированы важнейшие компоненты действия - мотивация и психический образ действия |
Достижением бихевиоризма стала разработка практических методик обучения, основанных на контроле внешних воздействий, реакции организма на эти воздействия, а также получении разного рода подкрепления, обусловливающего в дальнейшем формирование той или иной реакции. Такие методики активно разрабатывались Б. Скиннером и получили название метода программированного обучения, который в короткие сроки позволяет осуществлять процесс обучения необходимым знаниям и навыкам, а также корректировать нежелательное поведение. |
Однако эти методики строились на исключающем осознанность принципе подкрепления правильных актов поведения, ведущего к формированию необходимого навыка, что не могло развить внутреннюю познавательную деятельность индивида, т.е. сформировать у него навык интериоризации деятельности - ее свертывание во внутренний план. Таким образом, из специфики обучения исключается один из его важнейших компонентов - осознанность и интериоризация действия |
ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ПСИХОАНАЛИЗА
|
ОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ТЕОРИИ Э. ФРОММА
Положительные стороны |
Отрицательные стороны |
Опираясь на знания в области истории, социологии, философии, педагогики и др., Э.Фромм утвердил междисциплинарный подход в изучении человека |
Однако большинство его
теоретических убеждений |
Э.Фромм раскрыл ключевые противоречия, возникающие в жизни человека в результате его общения с окружающими, показав роль общества в развитии личности |
Однако наблюдается некоторая трансформация неофрейдизма в «моральную проповедь» |
Гальперин Петр Яковлевич (1902-1988)
Автор теории поэтапного формирования умственных действий и понятий. Выдвинул новое понимание предмета психологии как ориентировочной деятельности. Выделил эволюционные уровни активности субъекта. Условием формирования действий является ориентировочная основа действия (ООД) – это система ориентиров и указаний, сведений о всех компонентах действия (предмет, продукт, средства, состав и порядок выполнения операций). П.Я. Гальпериным и Н.Ф. Талызиной проведена типология ООД по трем критериям: степень ее полноты (наличие в ней сведений обо всех компонентах действия: предмете, продукте, средствах, составе, порядке выполнения операций); мера обобщенности (широта класса объектов, к которым применимо данное действие); способ получения (каким образом субъект стал обладателем данной ООД). Соответственно, выделяются три типа ООД и три типа обучения.
1-й тип обучения характеризуется неполным составом ОО, ориентиры представлены в частном виде и выделяются самим субъектом путем слепых проб. Процесс формирования действия на такой ОО идет медленно, с большим количеством ошибок. Например, и учебник, и учитель по русскому языку дают образцы слов и предложений, демонстрируют какое-либо грамматическое явление, анализируют его и формулируют правило написания. Аналогично делается в геометрии, физике и пр.
2-й тип обучения характеризуется наличием всех условий, необходимых для правильного выполнения действия. Но эти условия даются субъекту 1) в готовом виде, 2) в частном виде, пригодном для ориентировки лишь в данном случае. Формирование действия при такой ОО идет быстро и безошибочно. Однако сфера переноса действия ограничена сходством конкретных условий его выполнения. Пример с той же русской грамматикой. Дается алгоритм применения правила на безударную гласную в корне или написание «нн – н» в прилагательном. Усвоение действия протекает без ошибок (исключение – ошибки по невнимательности), ясно осознаются действия и существенные (несущественные) признаки объекта изучения. Перенос действия на новые задачи ограничен конкретностью ООД.
3-й тип обучения – ОО имеет полный состав, ориентиры представлены в обобщенном виде, характерном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае ООД составляется учеником самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается. Действию, сформированному на ОО 3-го типа, присущи не только безошибочность и быстрота процесса формирования, но и большая устойчивость, широта переноса. Например, даются общие схемы и алгоритмы, находящие применение во многих случаях: анализ по составу и как части речи, анализ предложения по наличию основы и другим характеристикам. Учение протекает сравнительно быстро, без ошибок.