Виды неправильного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 13:58, реферат

Краткое описание

Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недостатком опеки и контроля, а главное, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. А.Е. Личко, описывая виды неправильного воспитания в 1970-1980-е годы, замечал, что «обычно в наши дни всеобщего материального достатка гипопротекция не сказывается на удовлетворении насущных нужд подростка, а проявляется только недостатком внимания, заботы, руководства» (Личко А.Е., с. 86). В последнее десятилетие гипопротекция простирается до безнадзорности и заброшенности детей.

Вложенные файлы: 1 файл

Виды неправильного воспитания.docx

— 24.69 Кб (Скачать файл)

Виды неправильного воспитания

А.Е. Личко было подчеркнуто значение следующих видов неправильного воспитания.

Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недостатком опеки и контроля, а главное, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. А.Е. Личко, описывая виды неправильного воспитания в 1970-1980-е годы, замечал, что «обычно в наши дни всеобщего материального достатка гипопротекция не сказывается на удовлетворении насущных нужд подростка, а проявляется только недостатком внимания, заботы, руководства» (Личко А.Е., с. 86). В последнее десятилетие гипопротекция простирается до безнадзорности и заброшенности детей.

Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением отличается крайним формализмом. Подросток обычно чувствует, что старшим не до него. Скрытая гипопротекция нередко сочетается с описываемым далее скрытым эмоциональным отвержением. Обычно подросток научается обходить формальный контроль и живет своей жизнью.

Особенно неблагоприятна при акцентуациях по неустойчивому, гипертимному и конформному типам: такие подростки быстрее других оказываются в асоциальных компаниях и привыкают к праздному образу жизни.

Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, система постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком. Гиперпротекция не дает возможность принимать когда-либо собственное решение, не приучает к самостоятельности.

Автор отмечает различие действий такого вида воспитания на подростков с разной акцентуацией. Если у гипертимных подростков она приводит к усилению реакции эмансипации, к бунту против родительских запретов и даже к уходу в асоциальную компанию, то на подростков с психастеничской, сенситивной и астеноневротической акцентуацией доминирующая гиперпротекция оказывает иное действие – усиливает их астенические черты – несамостоятельность, неуверенность в себе, нерешительность, неумение постоять за себя.

Потворствующая гиперпротекция. Чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей и неприятных обязанностей. При этом родители восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают действительные способности ребенка.

Потворствующая гиперпротекция мешает выработке навыков к систематическому труду, упорства в достижении цели, умения постоять за себя. Для подростка создается кризисная ситуация: с одной стороны, желание быть на виду, лидировать среди сверстников, а с другой – полное неумение осуществлять лидерские функции, подчинять себе.

Такой стиль воспитания усиливает  истероидную акцентуацию, способствует появлению истероидных черт при лабильной и гипертимной, реже при шизоидной и эпилептоидной акцентуации. В последнем случае такой вид воспитания превращает подростков в семейных тиранов, способных избивать родителей.

Потворствующая гипопротекция. Как стиль воспитания впервые описан сотрудником Личко – А.А. Вдовиченко (1980) у делинквентных подростков. И это не случайно. При таком стиле воспитания недостаток родительского надзора сочетается с некритичным отношением к нарушениям поведения у подростка. Родители пренебрегают сигналами со стороны о его дурном поведении, негодуют по поводу общественных порицаний, стремятся оправдать его поступки, переложить вину на других.

Выгораживают своего ребенка, любыми средствами стараются освободить от заслуженных наказаний. Подобное воспитание культивирует неустойчивые и истероидные черты. Неслучайно авторы, описывая вид воспитания по типу потворствующей гипопротекции, говорят о делинквентном поведении, воспитательных учреждениях строгого дисциплинарного режима.

Осуществлять ограничение  их поведения приходится с помощью  государственных органов, поскольку  семейное воспитание по данному типу оказывается несостоятельным –  выходцы из таких семей не признают авторитета взрослых, кроме грубой силы.

Личко описывает еще несколько видов воспитания, не являющихся частями единой классификации: это изложенное Е.С. Ивановым (1980) воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, условия жестоких взаимоотношений, повышенной моральной ответственности, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.

Эмоциональное отвержение. При этом типе воспитания ребенок  или подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, что он – обуза  для родителей, что без него им было бы легче. Ситуация усугубляется, если рядом есть кто-либо другой –  брат или сестра, мачеха или отчим, кто гораздо дороже и любимее (положение Золушки).

Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители, сами себе не признаваясь в этом, тяготятся  сыном или дочерью, хотя гонят  от себя подобную мысль, возмущаются, если кто-либо укажет им на это. Родители могут  даже внешне проявлять утрированные знаки внимания, однако ребенок чувствует  недостаток искреннего эмоционального тепла.

Эмоциональное отвержение тяжело сказывается на лабильной, сенситивной  и астеноневротической акцентуациях, усиливая черты этих типов. При сочетании эмоционального отвержения с гипопротекцией лабильные подростки ищут эмоциональных контактов в уличных компаниях – в итоге на лабильное ядро могут наслоиться черты неустойчивости.

Условия жестоких взаимоотношений. Обычно сочетаются с эмоциональным  отвержением. Жестокое отношение может  проявляться как открыто – расправами над ребенком, так и полным пренебрежением интересами ребенка, когда он вынужден рассчитывать только на себя, не надеясь на поддержку взрослых.

Жестокие отношения могут  существовать в закрытых учебных  заведениях (тирания вожаков), если работа воспитателей отличается формализмом.

Воспитание в условиях жестоких взаимоотношений способствует усилению черт эпилептоидной акцентуации  и развитию этих же черт на основе конформной акцентуации.

Условия повышенной моральной  ответственности. В этом случае родители питают большие надежды в отношении  будущего своего ребенка, нередко рассчитывая, что он воплотит в жизнь их собственные  несбыточные мечты. В другом случае условия повышенной моральной ответственности  создаются, когда на малолетнего  подростка возлагаются недетские  заботы о благополучии младших и  беспомощных членов семьи (Сухарева Г.Е., 1959).

Личко отмечает, что большинство подростков обнаруживают достаточную устойчивость к повышенным родительским ожиданиям или возложенных на них трудных обязанностей. Исключение составляет психастеническая акцентуация, черты которой заостряются в условиях повышенной моральной ответственности, приводя к психопатическому развитию или неврозу.

Противоречивое воспитание. В одной семье каждый из родителей, а тем более бабушки и дедушки  могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей. Например, может  быть эмоциональное отвержение со стороны  родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки.

Воспитание вне семьи. Личко отмечает, что само по себе воспитание вне семьи может быть полезным в подростковом возрасте, поскольку жизнь среди сверстников способствует развитию самостоятельности, выработке навыков социальной адаптации.

Отрицательными психогенными факторами являются, по мнению автора, недостатки в работе воспитательных учреждений: сочетание строгого режима, граничащего с гиперпротекцией, при формализме в его соблюдении, приводящей к реальной безнадзорности, влияний наиболее испорченных в нравственном отношении подростков, жестоких взаимоотношений между воспитанниками, а также недостаток эмоционального тепла со стороны воспитателей.

А.И. Захаров отзывается отрицательно о замене матери «группой воспитывающих  лиц» в яслях, детских садах и  т.д. (в настоящее время нередко  – нанятых частным образом  лиц для обслуживания ребенка). По наблюдениям автора, это приводит к невротизации детей.

Андреева Т.В. Семейная психология.

 

Основные типы неправильного воспитания в семье

Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь — это любовь к ребенку во имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желания родителей "купить" детскую любовь "сюсюканьем", задариванием, щедрым субсидированием всех материальных желаний ребенка. Слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.

 Выделяют несколько  типов неправильного воспитания:

 Безнадзорность, бесконтрольность  — встречается, когда родители  излишне заняты своими делами  и не уделяют должного внимания  детям. В итоге дети предоставлены  самим себе и проводят время  в поиске увеселений, попадают  под влияние "уличных" компаний.

 Гиперопека — жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим "все дозволено". У подростков все это может вылиться в бунт против родительского засилья: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома. Другая разновидность гиперопеки — воспитание но типу "кумира" семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя, возникает истероидвая акцентуация характера, приносящая человеку множество переживаний во всей дальнейшей жизни.

 Воспитание но типу  Золушки, т.е. в обстановке эмоциональной  отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец  или мать его не любят, тяготятся  им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны  и добры к нему. "Нет ничего  хуже притворства доброты, —  писал Л. Толстой, — притворство  доброты отталкивает больше, чем  откровенная злоба". Ребенок переживает  особенно сильно, если кого-то  другого из членов семьи любят  больше. Такая ситуация способствует  появлению чрезмерной чувствительности  к невзгодам или озлобление

 Другой тип - "Жесткое  воспитание" — за малейшую  провинность бенка сурово наказывают и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский указывал, что страх — самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество возникают на основе страха).

 Воспитание в условиях  повышенной моральной ответственности  — с малых лет ребенку внушается  мысль, что он обязательно должен  оправдать многочисленные честолюбивые  надежды родителей или же на  него возлагаются недетские сильные  заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

 Одним из самых недопустимых  методов воспитания, используемых  в семье, является метод физического  наказания, когда на детей действуют  с помощью страха. Физическое  наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут  к изменению поведения ребят.  Так, у каждого второго наказываемого  подростка возникают сложности  в адаптации, приспособлении его  к коллективу ребят, почти у  всех этих детей пропадала  охота к учебе.

 Ученые выделили это  явление в особый феномен и  назвали его СООСД — синдром  опасного обращения с детьми. В различных странах в законодательствах  есть пункты об ответственности  лиц, знавших, но не сообщивших  о СООСД. Чаще всего физическому  наказанию подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко  становятся жестокими. Им начинает  нравиться унижать других, бить, издеваться. Причины СООСД кроются  в социально-экономическом статусе  семьи и характере межличностных  отношений. К физическим наказаниям  чаще прибегают в семьях с  низким статусом отца, со старыми  "ременными" традициями, ущемленными  матерями, с низкими заработками.

 Наиболее благоприятный  вариант взаимоотношений родителей  с детьми, когда они испытывают  устойчивую потребность во взаимном  общении, проявляют откровенность,  взаимное доверие, равенство во  взаимоотношениях, когда родители  умеют понять мир ребенка, его  возрастные запросы. Поменьше  приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать и слышать друг друга, стремления к поиску совместных решений, доводов, наблюдений.

 Достаточно хороший  вариант взаимоотношений, когда  родители стараются вникать в  интересы детей и дети делятся  с ними, но уже возможны некоторые  "трещинки" во взаимоотношениях, если родители не обладают  необходимой чуткостью и тактом, недостаточно бережно относятся  к секретам детей, не успевают  за динамизмом развития детей, "сфальшивят" в тоне разговора.

Информация о работе Виды неправильного воспитания