Влияние СМИ на агрессивное поведение детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 21:29, статья

Краткое описание

Широкое распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей вызывают острую критику педагогов и социальных работников, которые считают, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивными и жестокими. До сих пор идет жаркая дискуссия о том, оказывают ли на самом деле военные действия и сцены насилия, мерцающие на экране, огрубляющее действие на детей. Так статистика телевизионных программ сообщает, что в наиболее популярных передачах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии.

Вложенные файлы: 1 файл

Статья Влияние СМИ на агрессивное поведение детей.doc

— 32.00 Кб (Скачать файл)

Влияние СМИ на агрессивное поведение детей.

Широкое распространение  видео и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей  вызывают острую критику педагогов и социальных работников, которые считают, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивными и жестокими. До сих пор идет жаркая дискуссия о том, оказывают ли на самом деле военные действия и сцены насилия, мерцающие на экране, огрубляющее действие на детей. Так статистика телевизионных программ сообщает[4,108], что в наиболее популярных передачах на каждый час вещания приходится в среднем около девяти актов физической и восьми актов вербальной агрессии. Таким образом, даже ребенок, проводящий у телевизора, например, всего лишь 2 часа, видит за день в среднем свыше 17 актов агрессии. Поэтому не случайно эта тема, представляет собой интерес для психологической науки и обладает высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей.

К. Бюттер считает, что в видеофильмах «ребенок бессознательно реализует определенные свои потребности и отреагирует аффекты, чему во многом способствуют образы героев фильмов»[5,39]. Поэтому чрезмерное увлечение видео и телевидением возникает только у тех детей, которые испытывают затруднения в адаптации к действительности, и не могут решить их в реальной жизни.

В рамках теории социального научения, существуют противоположные данные, которые свидетельствуют о том, что переживания, вызываемые пассивным  наблюдением агрессии и насилия, происходящих как на экране, так и в реальной жизни, ведут не к катарсическому эффекту, как предполагает теория влечения, а, наоборот, к возбуждению агрессии. Это мнение Р.Бэрона и Д. Ричардсона опирается на данные о том, что наблюдатель, особенно если он ребенок, проявляет тенденцию совершать те же самые действия, как и лицо, за которым он наблюдает. Было установлено, что зрители с высоким уровнем агрессивности в большей степени интересуются видео с насилием, в то время как мало агрессивные поверхностно просматривают такие фильмы и не концентрируются на сценах подстрекательства и ответного насилия.

Кроме того, дети из семей, использующих различные способы социального  подкрепления, по-разному воспринимают телепередачи агрессивного содержания. Дети, которые в семье чаще подвергаются наказания, во-первых, вообще больше смотрят телевизионные передачи, во-вторых, в качестве любимых передач они отмечают большое количество программ, в которых присутствует насилие, а в качестве любимых героев – телегероев, проявляющих враждебность и агрессию.

В этой области различные психологи  проводили исследования. Первые исследования, посвященные влиянию телевизионных  и кинематографических образов  насилия на человеческое поведение, были проведены А.Бандурой и его  коллегами. В этих экспериментах принимали участие дети младшего школьного возраста. Им демонстрировались короткометражные фильмы, в которых взрослый весьма враждебным способом обращался с большой куклой, Бобо. После просмотра сцен детям предлагалось поиграть, кто во что хочет, в течение определенного времени (10 –20 мин.), а экспериментатор в это время следил за детьми, фиксируя их поведение. И оказалось, что часть детей копировали поведение актера.

Эти эксперименты вскоре после их проведения были подвергнуты критике  со стороны ученых – социологов и представителей телеиндустрии, подставивших под сомнение их целесообразность и  верность интерпретации их результатов. Было, во-первых, отмечено, испытуемые в данных экспериментах вели себя агрессивно по отношению к специально для этого предназначенной надувной куклы, а не по отношению к человеческому существу. Поэтому не совсем ясно, можно ли продемонстрированное поведение однозначно считать агрессией – ведь никому не было причинено реального вреда. Во-вторых,  материал, по нескольким существенным параметрам отличался от обычного кино- и телепродукции. По этим причинам, утверждалось, что результаты экспериментов, поставленных самим А.Бандурой и аналогичных им, не подводят прочной базы под предположение о том, что сцены насилия, показываемые в теле– и кинофильмах,  способны приводить к возникновению агрессивных проявлений в межличностных отношениях.

Столкнувшись с подобной критикой, несколько исследователей  незамедлительно начали планировать и проводить эксперименты, преследовавшие три главные цели. Во-первых,  экспериментаторы старались смоделировать условия, приближенные к реальности. Во-вторых, участникам показывали более реалистичные сцены насилия. И, наконец, исследователи постарались избавиться от присущего ранним экспериментам точного сходства между обстоятельствами в наблюдаемых эпизодах насилия и условиями потенциального проявления агрессии. Таких экспериментов было проведено множество, и в целом их результаты наводили на мысль, что просмотр сцен насилия в кино или по телевизору провоцирует зрителей на аналогичное поведение[17,10].

В этих исследованиях изучалось, насколько  дети подвержены влиянию реалистического  изображения насилия по телевидению  за сравнительно долгий период – от нескольких дней до нескольких десятилетий. Фиксировалось также фактически агрессивное поведение в естественных  условиях и в столь же широких временных рамках. Исследования показали, что зависимость между наблюдением насилия и агрессивностью нельзя рассматривать однозначно.   Наверное, что, посмотрев свою любимую остросюжетную программу, где герои иногда совершают агрессивные поступки, дети готовы сорваться и накинутся на любого, кого угораздило встретиться у них на пути. Вероятность более яркого проявления агрессивных наклонностей после просмотра подобных материалов, скорее, всего, невелика. Более того, существует огромное количество факторов, влияющих на количество осуществленных агрессивных действий, так что воздействие любого из них по отдельности очень мала. 

Таким образом, после многочисленных и продолжительных исследований, с использованием самых разнообразных  методов и приемов, степень влияния  СМИ на агрессивное поведение  детей ещё не в полной мере выяснена. Более того, исследования эти носят фрагментарный, бессистемный характер. Однако, отдельные аргументы и факты говорят в пользу того, что СМИ, безусловно влияют на психику человека и провоцируют его агрессивное поведение.


Информация о работе Влияние СМИ на агрессивное поведение детей