Внимание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 22:19, реферат

Краткое описание

Внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте - предмете, событии, образе, рассуждении и пр. Вниманием характеризуется и согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющая успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи).

Вложенные файлы: 1 файл

внимание.docx

— 137.03 Кб (Скачать файл)

 

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова

 

 

«Внимание»

 

 

 

Выполнила : Дмитриева О.А.

1 курс, лечебный факультет, 24 группа

Преподаватель психологии: Самойлова В.М.

 

                                                            

2013

 г.Москва

 

Внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте - предмете, событии, образе, рассуждении и пр. Вниманием характеризуется и согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющая успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи). Внимание занимает особое место среди явлений психических. Выступая неотрывной стороной познания, чувства и воли, оно не сводится ни к одной из этих трех сфер психического. Внимание - динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточения на нем с целью обеспечения его адекватного отражения в течение времени, нужного для выполнения определенного акта деятельности или общения. Проявляется в избирательном отражении объектов соответственно потребностям субъекта и целям и задачам его деятельности. Это - своего рода целесообразная воля, очень важная компонента в структуре самостоятельности. Она обеспечивает индивиду возможность сосредоточенности и направленности сознания на объекты, кои он воспринимает в ходе деятельности и о коей думает или говорит. Благодаря устойчивому вниманию он глубже осознает свою практическую жизнь, и деятельность, что обеспечивает избирательное отношение к миру, людям, делу и самому себе.

Объекты внимания:

В зону внимания попадают лишь объекты, имеющие в данный момент для человека устойчивую или ситуативную значимость, которая определяется соответствием свойств объекта актуальным потребностям человека, а также положением данного объекта в структуре деятельности человека. Направленность сознания на значимый объект необходимо в течение определенного времени удерживать на нем. Этот момент удержания описывает понятие «сосредоточенность». Она понимается как большая или меньшая углубленность человека в деятельность и в этой связи отвлечение от всех посторонних объектов, не вовлеченных в нее. Таким образом, направленность и сосредоточенность сознания как признаки внимания связаны друг с другом, но не тождественны.

Характеристика внимания:

    1. Избирательность - связана с возможностью успешной настройки - при наличии помех - на восприятие информации, относящейся к сознательной цели.
    2. Объем (широта, распределение внимания)  - определяется количеством "одновременно" (в пределах 0.1 с.) отчетливо воспринимаемых объектов; практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или памяти кратковременной; этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно принимается равным 5 - 7 объектам; оценка объема внимания производится с помощью тахистоскопического предъявления (-> тахистоскоп) множества объектов (букв, слов, фигур, цветов и пр.).
    3. Распределение - характерно возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий); исследуется в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий, не допускающих возможности выполнения путем быстрого переключения внимания.
    4. Концентрация (интенсивность, уровень внимания) - выражается в степени сосредоточения на объекте.
    5. Устойчивость - определяется длительностью концентрации внимания на объекте.
    6. Переключаемость (скорость переключения) - динамическая характеристика внимания, определяющая его способность быстро переходить от одного объекта к другому; для определения переключаемости и устойчивости внимания применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей.

Функции внимания:

  • обнаружение сигнала;
  • бдительность;
  • поиск;
  • избирательное внимание;
  • распределенное внимание.

Виды внимания:

  1. Непроизвольное внимание (пассивное) - вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное. Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.
  2. Произвольное внимание – вид внимания, при котором  очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. 
  3. После произвольное внимание - вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека.

 

 

Нарушение внимания - болезненные расстройства, в разной мере наблюдаемые при утомлении и при органических поражениях мозга головного - прежде всего, долей лобных. Характерны неадекватными изменениями направленности и избирательности деятельности, координации отдельных действий. Могут проявляться в сужении объема внимания, его неустойчивости - отвлекаемости на побочные раздражители.

При поражении долей лобных мозга и связанных с ними неспецифических структур нарушения внимания бывают модально-неспецифическими и проявляются во многих видах деятельности, при восприятиях любой модальности. При поражении определенной анализаторной системы нарушения внимания бывают модально-специфическими и проявляются в сфере лишь одной модальности. Так, при поражении затылочной области коры мозга возникают нарушения внимания зрительного, при поражении височной коры - слухового.

Виды нарушения внимания:

  1. Рассеянное внимание (порхающее) - характеризуются неконтролируемым переключением внимания слабой концентрации. Данный тип невнимательности, как правило, может наблюдаться у детей дошкольного возраста, а также у взрослых, ослабленных болезнью или испытывающих большую усталость.
  2. Невнимательность (концентрации) - характеризуется осложнением переключения внимания при высоком его сосредоточении и интенсивности на отдельных вещах и мыслях. Данный тип невнимательности присущ людям с навязчивыми мыслями.
  3. Рассеяность внимания - характеризуется ощутимыми сложностями с концентрацией внимания и еще большими трудностями в его переключении. Данный тип невнимательности проявляется при временном или постоянном ослаблении интенсивности и силы нервных процессов. У здоровых, но ослабленных в результате переутомления людей, данная рассеянность внимания может наблюдаться на отрезке какого-то времени до восстановления их сил. В качестве же клинического проявления она наблюдается у пациентов с кислородным голоданием мозга и у людей пожилого возраста, страдающих церебральным атеросклерозом. 

 

 

Тесты для проверки своего внимания:

 

    1. Попробуйте прочитать

 

 

 

 

 

    1. Стерео картина - попробуйте сфокусировать свое внимание на середине данной картины и плавно отдаляйтесь от нее, усиливая давление на картинку. Перед вами должно предстать 3д изображение (картинка «сердце», а посередине надпись «354»)

 

 

 

 

    1. Кого вы видите девушку или бабушку?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

      • Комарова Т. К. Психология внимания: Учеб.-метод. пособие. — Гродно: ГрГУ, 2002. — 124 с 
      • Психология внимания/Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер щ В. Я. Романова.- М.: ЧеРо, 2001.- 858 с. - (Серия: Хрестоматия психологии). 18ВЫ 5-88711-149-6
      • Spelke, E., Hirst, W., & Neisser, U. (1976). Skills of divided attention. Cognition, 4, 215-230
      • http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/vnimanie
      • http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/narushenie-vnimanija
      • http://dr20.ru/health/narushenie-vnimaniya/

Информация о работе Внимание