Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 09:38, доклад
Внимание — важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни — в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Внимание учащихся является одним из основных условий успешной организации учебно-воспитательного процесса. Еще великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал: “...внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира”
Внимание, виды и основные свойства.
Внимание — важное и
необходимое условие
Что же такое внимание? Для
того чтобы ответить на этот вопрос,
представьте себе школьника, выполняющего
домашнее задание по математике. Он
целиком углублен в решение задачи,
сосредоточен на ней, обдумывает ее условия,
переходит от одного вычисления к
другому. Характеризуя каждый из этих
эпизодов, мы можем сказать, что он
внимателен к тому, что он делает,
что он обращает внимание на те предметы,
которые он выделяет из других. Во всех
этих случаях можно говорить о том, что
его психическая деятельность на что-то
направлена или на чем-то сосредоточена.
Эта направленность и сосредоточенность
психической деятельности на чем-либо
определенном и называется вниманием.
Мы внимательны,
когда мы не только слышим, но и слушаем
или даже прислушиваемся, не только видим,
но и смотрим или даже всматриваемся.
Виды внимания:
Произвольное и непроизвольное
внимание
Непроизвольное внимание
Непроизвольное внимание — более низкая форма внимания, которое возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных.
Возникновение непроизвольного
внимания может быть вызвано особенностью
воздействующего раздражителя, а
также обусловливаться
Иногда непроизвольное внимание
может быть полезным, как в работе,
так и в быту, оно дает нам
возможность своевременно выявить
появление раздражителя и принять
необходимые меры, и облегчает
включение в привычную
Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.
Произвольное
внимание
Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо.
Произвольное внимание более сложное и свойственное только человеку формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели. Здесь все просто, нужно поставить цель: "Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что", и упорно идти к этой цели.
Послепроизвольное внимание
Возьмем студента, который
решает трудную математическую задачу.
Первоначально она его может совсем не
увлекать. Он берется за нее только потому,
что ее нужно сделать. Студенту приходится
возвращать себя к решению постоянными
усилиями. Но вот решение начато, правильный
ход намечается, задача становится более
понятной. Студент все больше увлекается
ею, она его захватывает, он перестает
отвлекаться: задача стала для него интересной.
Внимание из произвольного стало как бы
непроизвольным. Однако, в отличие от подлинно
непроизвольного внимания, послепроизвольное
остается связанным с сознательными целями
и поддерживается сознательными интересами.
В то же время оно несходно и с произвольным
вниманием, так как здесь нет или почти
нет волевых усилий.
Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.
Основные свойства внимания.
К ним относятся:
1)устойчивость,
2)концентрация,
3) распределение,
4)переключение,
5)объем внимания.
Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту.
Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их.
Концентрация
внимания - это степень или интенсивность сосредоточенности,
т. е. Основной показатель его выраженности,
тот фокус, в котором собрана психическая
или сознательная деятельность.
Под распределением внимания
понимают субъективно переживаемую способность
человека удерживать в центре внимания
определенное число разнородных объектов
одновременно. Именно эта способность
позволяет совершать сразу несколько
действий, сохраняя их в поле внимания.
Вспомним феноменальные способности Юлия
Цезаря, который мог делать одновременно
семь не связанных между собой дел.
Переключение
внимания определяется скрытно, переходя
от одного вида деятельности к другому.
Переключение означает сознательное и
осмысленное перемещение внимания с одного
объекта на другой. В целом переключаемость
внимания означат способность быстро
ориентироваться в сложной, изменяющейся
ситуации.
Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.
Объем внимания. Известно, что
человек не может одновременно думать
о разных вещах и выполнять разнообразные
работы.
человек обладает весьма ограниченными
возможностями одновременно воспринимать
несколько независимых друг от друга объектов
- это и есть объем внимания. Важной и определяющей
его особенностью является то, что он практически
не поддается регулированию при обучении
и тренировке.