Внимание и память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 20:38, лекция

Краткое описание

Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой.

Вложенные файлы: 1 файл

Внимание и память.doc

— 40.50 Кб (Скачать файл)

Вниманиеэто процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирование другой. 

Внимание  обладает 5 свойствами:

1)Устойчивость  – проявляется в способности  человека в течение длительного времени сохранить своё внимание на каком-либо объекте, не отвлекаясь и не ослабляя внимания.

2)Сосредоточенность  внимания – проявляется в различных,  которые проявляются в степени  концентрирования внимания на  одних объектах и его отвлечении  от других. Способность рассредоточить внимание на…………

3)Переключаемость  внимания – понимается как  его перевод с одного объекта  на другой, с одного вида дея-ти  на иной. Проявляется в скорости, с которой человек может переключать  своё внимание с одного объекта  на другой. Этот перевод может быть произвольный и непроизвольный. С переключением связано 2 процесса: включение и отвлечение внимания. Включение – характеризуется тем, как человек переключает внимание и как он сосредоточен на этом объекте. Отвлечение – характеризуется тем, как осуществляется этот процесс.

4)Распределение  внимания.

5)Объём внимания  – это такая его характеристика, которая определяется количеством  информации одновременно, способность  сохраняется в сфере повышения  внимания человека.

Функции внимания:

Активизация –  активизирует нужные и тормозит в  данный момент психологические и  физиологические процессы. Способствует организованному и целенаправленному  отбору, поступающей в организм информации, в соответствии с его актуальными  потребностями. Обеспечивает изобразительную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде дея-ти. 

Виды  внимания: 
1)Природное – даётся человеку с рождения. Основной механизм – это ориентировочный рефлекс.

2)Социально-обусловленное  – приобретено в течение времени.

3)Непосредственное  – внимание, которое ничем не  управляется.

4)Опосредственное  – регулируется с помощью специальных  жестов, слов.

5)Непроизвольное

6)Произвольное

7)Послепроизвольное  – возникает на основе произвольного,  после него и совмещает в себе некоторые особенности произвольного внимания (осознанные цели), и некоторые особенности непроизвольного внимания (не нужно волевых усилий, для его поддержания)

8)Чувственное  – связано с эмоциями, с избирательной  работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.

9)Интеллектуальное  – связано со сосредоточенностью  и направленностью мысли; объектом  интереса является мысль. 

Объём внимания зависит от того: связаны объекты  между собой или нет.

Главная цель внимания: распределение внимания зависит от того, на сколько хорошо мы знаем оба действия.

Устойчивость  внимания – это длительная сосредоточенность на объекте восприятия. 

Условия:

Активное отношение  к объекту внимания. Необходимо вызвать активность мышления, воображения, возбуждать интересы и чувства. Сознание внимания зависит и может охарактеризовать психическое состояние человека. В процессе развития личности могут формироваться постоянные и устойчивые свойства внимания, которые становятся характерными качествами личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Память – это психический процесс запоминания, сохранения, воспроизведения и сохранения человеком разнообразной информации. 

Виды  памяти:

1)По времени  сохранения материала: -мгновенная, -кратковременная, -оперативная, -долговременная, -генетическая

2)По виду анализатора: -зрительная, -слуховая, -вкусовая, осязательная, обонятельная

3)По характеру  запоминания материала: 

- наглядно-образная

- словесно-логическая

- двигательная

- эмоциональная

4)В зависимости  от приёмов заучивания: механическая и логическая

5)По устремлённости: непроизвольная и произвольная. 

I

1)Мгновенная (иконическая) память – представляет собой непосредственное отражение информации органами чувств. Связана с удержанием картины только что воспринятого органами чувств. Эта память – образ. (от 0,1-0,5 сек.)

2)Кратковременная  память – представляет собой запоминание и сохранение информации на короткий срок после однократного восприятия (примерно 20 сек. без повторения) с актуальностью.

3)Оперативная  память – сохранение материала  после его запечатления на  врем, необходимое на время запоминания  задачи.

4)Долговременная  память – память в интересах длительного сохранения информации после многократного повторения.

5)Генетическая  память – её можно определить  как такую, в которой информация  хранится в генотипе. Передаётся  и воспроизводится по наследству.

II

1)Зрительная  память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

2)Слуховая память  – это хорошее запоминание  и точное воспроизведение разнообразных  звуков и особой разновидностью.

3)Вкусовая, осязательная, обонятельная память – связана  с удовлетворением и защитой  организма.

III

1)Наглядно-образная  память – представляет собой  память на зрительные, звуковые, осязательные и другие образы.

2)Словесно-логическая  память – это память на смысл изложения, его логику на отношение между элементами, получаемой словарной форме информации.

3)Двигательная  память – память на движение.

4) Эмоциональная  память – память на переживания.

IV

1) Механическая  память – это запоминание информации  в той форме, в которой она  воспринимается.

2) Логическая (смысловая)  память – это запоминание не  внешней формы, а смысла изучаемой информации.

V

1) Непроизвольная  память – характеризуется запоминанием  и воспроизведением, происходящие  автоматически (специальные задачи  человек себе не ставил).

2) Произвольная  память – характеризуется специальной  мнемической задачей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Процессы  памяти:

1) Запоминание – представляет собой запечатление в сознании человека полученной информации. Запоминание: произвольное и непроизвольное (без каких-либо усилий).

2) Заучивание  – это систематическое, планомерное,  специальное организованное запоминание с примечанием специальных приёмов.

3) Сохранение  – удержание в памяти полученных  знаний в течение относительно  длительного периода.

4) Забывание  – это процесс появления в сознании представлений памяти ранее воспринятых мыслей, осуществление ранее заучиваемых движений.

5) Узнавание  – представляет собой сопровождающие  процессы памяти явления психики  позволяющие им более эффективно  функционировать. 

Эффективное запоминание зависит  от:

- наличие установки  мотива;

- важность информации

- сочетания запоминания и применения

- использования  приёмов запоминания

- эмоциональности  восприятия информации

- осмысления  материала

- количества  повторений

- психического  состояния человека и физического 

Особенности памяти:

- объём

- быстрота

- точность

-готовность

- длительность 

Объём отражает количественные показатели и возможности, запечатляемые, сохраняемые и воспроизводимые человеком информации.

Быстрота – способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации, достигать определённой скорости, её обработки и использования.

Точность – характеристика памяти, которая показывает способность человека в процессе запечатления, сохранения, воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать её основное содержание.

Готовность  – важнейшая характеристика памяти, которая свидетельствует о предрасположенности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатлённую информацию.

Длительность – свидетельствует о способности удерживать определённое время в своём сознании нужную информацию. 
 
 


Информация о работе Внимание и память