Возраст |
Возрастные страхи |
Значение страхов |
1 год |
- Беспокойство в отсутствие матери и в присутствии незнакомых;
- Страх быть плохим и наказанным
|
Становление привязанности
и формирование образа матери как единого
целого, неразрывно связанного с ребенком
|
1-3 года |
- Страх исчезновения матери
- Страхи сказочных персонажей (Волк, Баба Яга)
- Страх неожиданных звуков
- Страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь мед. работников
|
- Отсутствие уверенности в прочности и незыблемости семейного эмоционального окружения
- Характеризует тревожащие обстоятельствах его жизни, связанные, как правило, с отношениями со взрослыми в семье;
Символизирует угрозу для жизни,
физическое уничтожение, прекращение
жизни
3), 4) Уменьшение безусловно-рефлекторных,
инстинктивно обусловленных страхов,
и нарастание страхов, имеющих главным
образом условно-рефлекторную природу
происхождения |
3-5 лет |
- Страхи перед сном
- Одиночества, темноты, замкнутого пространства
- Многочисленные сказочные персонажи
|
- Могут непроизвольно использоваться как средство для привлечения внимания
- Основан на диффузном чувстве беспокойства, конкретизируется страхом нападения, воплощенным в лице страшных сказочных персонажей. Ребенок, оставшись один, без поддержки родителей, испытывает чувство опасности и инстинктивный страх перед угрожающими его жизни сказочными персонажами. Он не чувствует себя настолько защищенным, чтобы противостоять в воображении их отрицательному воздействию. Потребность в защите со стороны отца.
- Отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в данном возрасте любви, жалости и сочувствия. Непереносимость эмоционального искажения образа близкого человека, отчуждения от него, потребность в ласке и любви заставляют бояться их. Страхи перед образами Бабы Яги и Кощея как раз вытесняют все отрицательное, что есть в родителях. Следовательно, эти образы в какой-то мере нейтрализуют конфликт родителей и детей, а сам факт появления подобных страхов служит нередко его единственным выражением.
|
5-7 лет |
- Страхи кошмарных сновидений, животных, стихии, огня, пожара и войны
- Страх смерти
- Страх опоздать
- Страх заражения
|
- Воспроизводят настоящие, прошлые (Баба Яга) и будущие страхи. В страшных снах отражается и характер отношения родителей, взрослых к детям.
- Означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность которой вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть.
- Чаще всего этот страх присущ мальчикам с высоким уровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженными эмоциональностью и непосредственностью. Навязчивый страх опоздать — это симптом болезненно заостренного и фатально неразрешимого внутреннего беспокойства, т. е. невротической тревоги, когда прошлое пугает, будущее тревожит, а настоящее волнует и озадачивает.
- Является невротической формой выражения страха смерти. Обычно это внушенный взрослыми страх болезней, от которых, по их словам, можно умереть.
|
7-11 лет |
- Страх смерти родителей
- Страх своей смерти
- Страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения
- "Школьная фобия"
- Страх стихии
- Страхи Пиковой Дамы, Скелета и т.д.
|
1), 2) Означает осознание необратимости
в пространстве и времени происходящих
возрастных изменений. Ребенок начинает
понимать, что взросление на каком-то этапе
знаменует смерть, неизбежность которой
вызывает беспокойство как эмоциональное
неприятие рациональной необходимости
умереть.
3. Они говорят о нарастающей
социальной активности, об упрочении
чувства ответственности, долга, обязанности,
то есть о том, что объединено в понятие
"совесть", как центральное психологическое
образование данного возраста. Страхи
"не успеть", "опоздать" и будут
отражением гипертрофированного чувства
вины из-за возможного совершения осуждаемых
взрослыми, прежде всего родителями, неправильных
действий.
4. Иногда родители боятся
школы и непроизвольно внушают этот
страх детям или драматизируют проблемы
начала обучения. В результате у детей
появляются чувство неуверенности в своих
силах, сомнения в своих знаниях, привычка
надеяться на помощь по любому поводу.
В другом случае дети боятся не оправдать
ожиданий родителей, одновременно испытывая
трудности адаптации в школьном коллективе
и отраженный от родителей страх перед
учительницей.
5. Отражает особенность,
присущую данному возрасту: так называемое
магическое мышление — склонность верить
в "роковое" стечение обстоятельств,
"таинственные" явления, предсказания
и суеверия.
6. В страхе детей перед
Пиковой Дамой часто звучит
беззащитность перед лицом воображаемой
смертельной опасности, усиленная разлукой
с родителями и идущими из более раннего
возраста страхами темноты, одиночества
и замкнутого пространства |
11-16 лет |
- Страх изменения
- Страхи нападения и пожара, у мальчиков страхи заболеть, у девочек - стихии и замкнутого пространства
- Природные страхи помимо страхов смерти себя и родителей включают страхи: чудовищ, призраков, животных, темноты, движущегося транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, замкнутого пространства, огня, пожара, крови, уколов, боли, врачей, неожиданных звуков и т. д..
- Социальные страхи - это страхи одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников и т. д.
|
- Эмоционально чувствительные, впечатлительные подростки боятся не только психического, но и физического уродства, что иногда выражается в нетерпимости к физическим недостаткам других людей или в навязчивых мыслях о собственной "уродливой" фигуре, "некрасивых" чертах лица и т. п. Страх изменения имеет и физиологическое обоснование, поскольку в период полового созревания происходят волнующие сдвиги в деятельности организма.
- Носят главным образом характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти, напоминают о нем подчеркнутым и определенным образом сфокусированным инстинктом самосохранения.
- Основаны на инстинкте самосохранения
- Нарастание тревожности и социальных страхов является одним из критериев формирования самосознания у подростков, повышающейся чувствительности в сфере межличностных отношений.
|