Волевая регуляция деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:20, реферат

Краткое описание

Воля — социально опосредованный механизм регуляции человеческого поведения: побуждение к волевым действиям совершается на основе социально сформированных понятий и представлений. Волевое действие ориентировано на будущее, эмансипировано, в отличие от эмоций, от текущей ситуации. Как писал И. М. Сеченов, человек мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний материальной среды; в основу действия кладутся уже не одни чувственные побуждения, но мысль и моральное чувство; само действие получаст через это определенный смысл и становится поступком.

Вложенные файлы: 1 файл

Волевая регуляция.docx

— 31.41 Кб (Скачать файл)

Волевая регуляция деятельности

Понятие о воле.

 

Воля — сознательная саморегуляция поведения, преднамеренная мобилизация поведенческой активности для достижения целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность.

Это способность человека к самодетерминации и саморегуляции.

Воля — социально опосредованный механизм регуляции человеческого  поведения: побуждение к волевым действиям совершается на основе социально сформированных понятий и представлений. Волевое действие ориентировано на будущее, эмансипировано, в отличие от эмоций, от текущей ситуации. Как писал И. М. Сеченов, человек мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний материальной среды; в основу действия кладутся уже не одни чувственные побуждения, но мысль и моральное чувство; само действие получаст через это определенный смысл и становится поступком.

 

Деятельность — это  активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает  сознательно поставленной цели,  возникшей в результате появления  у него определенной потребности, мотива.

Поведение животных импульсивно  стимулируется актуализированной  потребностью. Цель деятельности человека прямо не связана с его текущими желаниями. Так, если хищное животное охотится только будучи голодным, то человек  убирает урожай, не испытывая голода в данный момент, абстрагируясь от всех других отвлекающих желаний. В  волевой регуляции человеческая деятельность соотнесена с познанием  мира, объективными его закономерностями.

Воля является социально  сформированным психорегуляционным фактором. В основе волевой регуляции лежат объективные условия деятельности, понимание человеком необходимости определенного поведения. Все волевые действия сознательны. В волевом акте подавляются текущие эмоции: человек осуществляет власть над собой. И мера этой власти зависит как от его сознания, так и от системы его психорегуляционных качеств.

Каждый волевой акт  сопровождается определенной мерой  волевых усилий по преодолению внешних  и внутренних препятствий.

Социализированная личность предвидит и эмоционально переживает оценку своего возможного поведения. Это  влияет на самодетерминацию ее поведения. Недостаточная развитость предвосхищающей и оценочной деятельности индивида — один из факторов его дезадаптивного (не приспособленного к среде) поведения.

Волевая активность субъекта, приводящая к социально значимым результатам, называется деянием. Человек  отвечает за свои деяния, даже за те, которые  выходят за пределы его намерений. (Отсюда в юриспруденции существуют две формы вины — умысел и неосторожность.).

Волевая регуляция деятельности — динамика психических состояний. У одних людей определенные психические  состояния бывают более устойчивыми, у других — менее устойчивыми. Так, устойчивое состояние инициативности и решительности может сочетаться с менее устойчивым состоянием настойчивости. Все волевые состояния взаимосвязаны  с соответствующими волевыми качествами личности. Длительный опыт пребывания в отдельных волевых состояниях приводит к формированию соответствующих  качеств личности, которые затем  сами влияют на волевые состояния.

Итак, поведение человека не определяется инстинктивными импульсами, а опосредуется сознанием личности, ее ценностной направленностью. Воля индивида системно организует все его психологические  процессы, трансформируя их в соответствующие  волевые состояния, обеспечивающие достижение поставленных целей. Как  социально обусловленное психическое  образование воля формируется в  социальной практике, трудовой деятельности, во взаимодействии с людьми, условиях систематического социального контроля над социально значимым поведением личности. Формирование воли — переход внешнего социального контроля к внутреннему самоконтролю личности.

Структура волевой регуляции деятельности


Деятельность человека осуществляется системой действий. Действие — структурная единица деятельности.Различаются перцептивные, умственные, мнемические и практические действия. В каждом действии можно выделитьориентировочную, исполнительную и контрольную части. Действие является произвольным, преднамеренным, психически опосредованным актом. Преднамеренность проявляется в том, что перед каждым действием субъект предварительно решает, что сформированный им психический образ действия и будущего результата-цели соответствует его собственному мотивационному состоянию; действие приобретает для субъекта личностный смысл, у субъекта формируется целевая установка. Цели деятельности определяют характер и последовательность действий, а конкретные условия действий — характер и последовательность операций. Операция — структурная единица действия. В сложной деятельности отдельные действия выполняют роль операций. Конкретные условия деятельности определяют способы реализации отдельных действий, выбор средств и орудий действия.

Приступая к той или  иной деятельности, человек предварительно ориентируется в ее условиях, обследует  обстановку в целях выработки  плана действий. При этом устанавливаются  отношения между элементами ситуации, определяются их значение, возможности  их комбинации для достижения цели.

Система представлений индивида о цели, порядке ее достижения и  необходимых для этого средствах  называется ориентировочной основой  деятельности. Эффективность деятельности человека зависит от содержания ее ориентировочной основы. Успех деятельности обеспечивается лишь полной ориентировочной основой, которая специально формируется при обучении индивида.

При осуществлении деятельности субъект вступает во взаимодействие с предметным (реальным или мысленным) миром: происходит преобразование предметной ситуации, достигаются определенные промежуточные результаты, значимость которых подвергается эмоциональной  и логической оценке. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а  также навыками и умениями субъекта деятельности.

Умение — освоенный  субъектом способ выполнения действия, основанный на совокупности имеющихся  у него знаний и навыков.

Умение реализуется как  в привычных, так и в измененных условиях деятельности.

Навык — стереотипизированный способ совершения отдельных действий, операций, сформировавшийся в результате многократною повторения и отличающийся свернутостью (сокращенностью) его сознательного контроля.

Различаются перцептивные, интеллектуальные, двигательные навыки и навыки поведения. Перцептивные навыки — одномоментное, стереотипизированное отражение опознавачельных признаков хорошо знакомых предметов. Интеллектуальные навыки — стереотипизированные способы решения задач определенного класса. Двигательные навыки — стереотипизированные действия, система хорошо отлаженных движений, автоматизированное использование привычных орудий действий. Навыки поведения — стереотипы поведения.

Навыки характеризуются  различной степенью обобщенности —  широтой охвата тех или иных ситуаций, гибкостью, готовностью к быстрой  реализации. Действие на уровне навыка отличается свернутостью (снятием) некоторых  регуляционных его компонентов. Здесь потребности, мотивы и цели слиты воедино, а способы выполнения стереотипизированы. Так. навык письма не требует обдумывания того, как его совершать. Благодаря тому, что многие действия закрепляются в качестве навыков и переходят в фонд автоматизированных актов, сознательная деятельность человека разгружается и может направляться на решение более сложных задач.

Большинство повседневных действий относятся к числу навыков. Действие на уровне навыка совершается быстро и точно. По мере выработки навыка зрительный контроль над выполнением физического движения ослабляется и заменяется мышечным (кинестезическим) контролем. Так, опытная машинистка может печатать, не глядя на клавиши, тогда как начинающий печатать человек постоянно отыскивает букву глазами.

Навык характеризуется меньшей  затратой сил, объединением отдельных  движений, избавлением от лишних движений. Но ни один навык не осуществляется полностью автоматически. Изменение  привычной обстановки действий, возникновение  непредвиденных препятствий, несоответствие полученных результатов ранее поставленной пели немедленно включают частично автоматизированное действие в сферу сознательного  контроля, происходит сознательная корректировка  действий. Так, в следственной практике встречаются попытки обвиняемого  умышленно исказить свои функциональные особенности, проявляющиеся в различных  навыках — почерке, походке и  т. и. В этих случаях соответствующий  навык берется обвиняемым под  сознательный контроль. Для демаскировки таких приемов следователь использует различные ситуации, затрудняющие сознательный контроль навыка: ускорение темпа  диктовки контрольного текста, организация  отвлекающих действий и т. п.

Навыки могут быть частными (навыки вычисления, решения типовых задач и т. п.) и общими (навыки сравнения, обобщения и др.). Ранее сформированные навыки затрудняют формирование новых, родственных по содержанию навыков — происходит интерференция (от лат. inter — между и ferentis — несущий) навыков. Сформировать новый навык легче, чем переделать ранее сформированный, отсюда трудности переучивания. Наличие навыка готовности к определенному действию создает операциональную установку.

Нейрофизиологической основой  навыков является динамический стереотип  — индивидуальная система условно-рефлекторных ответов на определенные пусковые раздражители.

Индивидуально своеобразны  не только внешние исполнительские  действия, но и внутренние, ориентировочно-интеллектуальные. Действия человека ориентируются и  контролируются ценностными эталонами, схемами, поведенческими образцами. В  поведении закрепляется операционально-стерео- типизированный поведенческий механизм, формируются целевые и операциональные установки. Все это дает возможность идентифицировать личность по комплексу (синдрому) поведенческих особенностей. Так, преступник может не оставить еле- дон рук и ног на месте преступления, но он обязательно оставит там свой неповторимый поведенческий «отпечаток».

Деятельность индивида —  устойчивая система его взаимосвязей с миром, основанная на концептуальном образе мира и стереотипизированном поведенческом фонде.

Сознательное поведение  человека направляется сложным комплексом побуждений.

Отвечая на вопрос, почему индивид  пришел в состояние активности, мы обращаемся к источникам мотивационной активности - потребностям, интересам, установкам и т. д.

Отвечая на вопросы, на что  направлена активность индивида, почему избраны данные акты поведения и  соответствующие средства, мы обращаемся к механизму сознательной регуляции поведения, его мотивам.

.

Беспринципность, корыстолюбие, цинизм, эгоцентризм и многие другие личностные пороки лежат в основе общей мотивационной направленности преступника.

Но эти негативные качества личности преступника нельзя назвать  мотивами преступления.

В правоведческой доктрине и практике судопроизводства сформировалась номенклатура преступных мотивов (агрессивность, корысть, мстительность, ревность, хулиганские  побуждения и т. п.). При этом понятие  конкретного поведенческого мотива смешивается с понятием мотивационной  направленности личности преступника. Выявляя мотивы преступного поведения, необходимо уяснять, на какие конкретные преступные цели накладываются указанные  негативные качества личности. Мотив — личностное оправдание, обоснование конкретной пели действия, указание на то, какие внешние обстоятельства входят в ноле мотивационной направленности личности преступника, какие способы и средства избирает преступник для достижения конкретной преступной цели.

Все деяния, в том числе  преступные, мотивационно обусловлены. Но мотивация и мотив не одно и  то же.

Люди с пониженной саморегуляцией отличаются преобладанием ситуативной мотивации. Сама доступность обстановки нередко провоцирует у них актуализацию соответствующей мотивации.

Традиционно сложившаяся  в юриспруденции однонаправленная схема человеческого поведения  «мотив-цель-способ- результат» в действительности более сложна. Необходимо преодолеть упрощенное понимание мотива преступного  деяния как изолированного пускового  психического акта.

В механизме совершения преступления побуждения индивида коррелируют с личностно принятыми способами поведения. Между элементами схемы «мотив-цель-способ» существуют не односторонние, а двусторонние, обратные связи: мотив цель <=* способ.

Системообразующими элементами этой системы являются не только мотив, но и привычный способ поведения. Привычные генерализованные действия личности так же, как и мотив, определяют направленность человеческого поведения. Фонд отработанных у человека действий определяет в значительной мере всю систему его целеполаганий. Не владея обобщенным способом действия, индивид не поставит соответствующей цели и мотивационно ее не санкционирует. Центральным компонентом поведения является не отдельный мотив сам по себе, а мотивационная сфера личности преступника, в которой значительную роль играют обобщенные способы поведения индивида. Но актуализация способов поведения индивида, его операционально-исполнительских возможностей предопределяется условиями среды, реальными возможностями их осуществления. Как только внешняя среда создаст возможность для реализации личностных устремлений, мотивационная сфера дает необходимую санкцию.

Ни одна ситуация сама по себе не толкает человека на преступный путь. Каким путем идти, зависит  от меры социализи- рованности человека. Значимость той или иной ситуации для поведения личности свидетельствует о ее устойчивых свойствах.

Объективное содержание, значение ситуации всегда соотносится с ее личностным смыслом для индивида.

Поведение социализированного человека обусловлено прежде всего  личностно, а не ситуативно. Этим человеческое поведение отличается от поведения животных. От личности зависит, как она отражает ситуацию и какие действия предпринимает. Гипертрофирование криминогенного значения ситуаций, их провоцирующего и содействующего преступлению характера объективно ведет к априорному уменьшению ответственности личности за свое поведение.

В самых тяжелых, критических  ситуациях высоконравственные люди находят достойные выходы. И если есть свобода выбора, то сама личность ответственна за тот вариант поведения, который избирает. Ситуация лишь лакмусовая бумажка, выявляющая сущность личности. Никакие способствующие преступлению условия не могут служить оправданием  преступного поведения. Ситуация возникновения  преступных действий — лишь показатель того, в каких условиях данная личность способна совершить преступление.

Информация о работе Волевая регуляция деятельности