Волевые действия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:43, контрольная работа

Краткое описание

Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной пели. Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т.е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью – утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 24.50 Кб (Скачать файл)

Введение 

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными  действиями, которые могут быть разделены  на две большие группы: произвольные и непроизвольные.

Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они  осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной пели. Например, представим себе больного человека, который с трудом берет  в руку стакан с водой, подносит его  ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т.е. выполняет целый ряд  действий, объединенных одной целью  – утолить жажду. Все отдельные  действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек  пьет воду. Эти усилия часто называют волевой регуляцией, или волей.

Воля – это  сознательное регулирование человеком  своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Основные  признаки волевого акта:

  • приложение усилий для выполнения волевого акта;
  • наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;
  • усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;
  • нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.
  • сфера развитие воля личность

 

Волевые действия

 
2.ВОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ — сознательно контролируемые действия, направленные на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленной цели. Волевые действия могут совершаться человеком по собственной инициативе и по заданию других, например, обучаемые в школе и вузе совершают многие волевые действия по необходимости (заданию). Если же задания воспринимаются без внутреннего одобрения, вопреки личным желаниям, то потребуется больше энергии и усилий, чтобы их выполнить. Различают простые и сложные волевые действия.

Структура волевого действия.

Волевая деятельность состоит  из определенных действий, в которых  содержатся все признаки и качества воли. Они бывают простыми и сложными.

К простым относятся те, когда человек без колебаний идет к намеченной цели и ему ясно, чего и как он будет добиваться. В этом случае выбор цели, принятие решения выполнять действие определенным способом не предполагают борьбу мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

1. Осознание цели и стремление достичь ее.

2. Осознание возможностей достичь цели.

3. Появление мотивов, подтверждающих или отрицающих эти возможности.

4. Борьба мотивов и выбор.

5. Принятие одной из возможностей в качестве решения.

6. Осуществление принятого решения.

7. Преодоление внешних препятствий и достижение поставленной цели.

 

Этап «осознание цели и  стремление достичь ее» не всегда сопровождается борьбой мотивов. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то остается только познать ее, сформировав  у себя определенный образ будущего результата действия. Борьба мотивов  возникает на данном этапе тогда, когда человек может выбрать  цели или, по крайней мере, очередность  их достижения. Борьба мотивов, которая  возникает при осознании целей, — это не структурный компонент  волевого действия, а скорее определенный этап волевой деятельности, частью которой выступает это действие. Каждый из мотивов, прежде чем стать  целью, проходит стадию желания (в том  случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание — это идеально мыслимое человеком содержание потребности. Желать чего-либо — знать содержание побудительного стимула.

Поскольку желания человека различны и одновременное их удовлетворение объективно исключено, происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать  выбор. Эту ситуацию и называют борьбой  мотивов. На этапе осознания цели и стремления к ее достижению она  разрешается выбором цели действия, после чего напряжение ослабевает.

 

Этап «осознание возможностей достичь цели» — это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого. После этого устанавливаются причинно-следственные отношения между способами выполнения и возможными результатами.

На следующем этапе  вероятные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся  у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Каждый из потенциальных  способов рассматривается на соответствие ценностям конкретного человека.

Этап борьбы мотивов и  выбора оказывается центральным  в сложном волевом действии. Здесь, как и при выборе цели, возможна конфликтная ситуация. Она связана  с тем, что человек осознает возможность  легкого пути (это понимание —  один из результатов второго этапа), но в то же время из-за своих моральных  чувств или принципов не может  его принять. Другие пути являются менее  экономичными (и это человек тоже понимает), зато следование им больше соответствует  системе ценностей.

Результатом разрешения такой  ситуации является следующий этап —  принятие одного из вариантов в качестве решения. Эта фаза характеризуется  спадом напряжения, поскольку разрешается  внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т. е. происходит уточненное планирование. После этого начинается реализация намеченного.

 

3.Этап осуществления принятого решения не освобождает, однако, человека от необходимости прилагать волевые усилия, порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление вновь сопряжено с преодолением препятствий. Внешние трудности могут быть столь значительны, что только наличие сильной воли помогает человеку «не опускать руки», не отказываться от выполнения принятого решения и достижения необходимого результата.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два  следствия. Первое — это достижение конкретной цели, второе связано с  тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие  уроки на будущее относительно способов и затраченных усилий.

Исключительно важным волевым  качеством человека является последовательность действий человека. Последовательность действий характеризует то, что все  совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное. Последовательность действий, в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем и самооценкой.  
Самоконтроль - один из относительно совершенных механизмов регуляции процессов организма, психики и личности. Самоконтроль действует в любых ситуациях, при решении любых познавательных задач, обеспечивает решение эмоционально-нейтральных задач. 
Биологический и физиологический самоконтроль являются у человека врожденными. Самоконтроль высших уровней жизнедеятельности формируется у ребенка в процессе воспитания. При этом большое значение в развитии самоконтроля принадлежит речи. 
В каждом виде деятельности на различных этапах онтогенеза самоконтроль предстает как предмет социального обучения. 
В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными. Самоконтроль, включенный в протекание волевого усилия, помогает ему не уклониться от намеченного пути, предотвращает неоправданную трату сил, не связанную с достижением конечной цели. Оптимальным является самоконтроль, способствующий осуществлению волевого усилия.  
Качество самоконтроля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности. Так, низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе. В этом случае стремление человека к достижению поставленной цели может постепенно угасать и спланированное уже никогда не будет выполнено. Бывает, наоборот, человек переоценивает себя и свои возможности. В этом случае принято говорить о завышенной самооценке, которая не позволяет адекватно координировать и корректировать свои действия на пути к достижению поставленной цели.  
Самоконтроль высших уровней жизнедеятельности тесно связан с локусом (локализацией) контроля человека. 
Локус контроля - качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам или собственным способностям. 
Внешний локус контроля, т.е., склонность приписывать ответственность другим людям, судьбе или случайности, наблюдается у людей с повышенной тревожностью, агрессивностью, конформностью , меньшей популярностью. 
Внутренний локус контроля, т.е., склонность объяснять жизненные события своим поведением, характером , способностями , отличает уверенных в себе, спокойных и благожелательных, более популярных. Чем больше человек верит в собственные силы и способности, тем в большей мере он находит в жизни смысл и цели, тем более он склонен ставить и воплощать в свои цели жизнь.  
Воля, как и большинство других высших психических процессов, формируется в ходе возрастного развития человека. Высокое развитие воли в раннем возрасте чаще наблюдается у детей творческого типа, увлеченных каким-либо занятием, например у детей с художественными или музыкальными задатками, которые в состоянии подолгу заниматься любимым делом.  
Развитие воли у ребенка зависит от родителей. Родители, стремящиеся дать ребенку всестороннее развитие и при этом предъявляющие к нему достаточно высокие требования, способствуют развитию волевой регуляции у ребенка.  
Необходимым условием развития воли является формирование у человека сознательной дисциплины, способности регулировать и сопоставлять свои желания с условиями реальной деятельности. 
Важную роль в воспитании волевых качеств играют школьные правила. Они требуют от человека довольно высокого развития волевых качеств и в то же время развивают у него нужные для выполнения этих правил качества воли.  
В целом, весь процесс воспитания ребенка определяет успешность формирования волевых качеств личности. Поэтому не случайно воля очень часто рассматривается как одна из центральных и наиболее информативных характеристик личности. 
Эмоциональные и волевые процессы представляют собой неразрывное единство в психике человека. Сформированная эмоционально-волевая сфера - необходимое условие регуляции поведения и деятельности человека.


Информация о работе Волевые действия