Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 09:57, доклад
Цель работы: рассмотреть особенности волевых черт характера и определить и роль и значение в становлении профессиональной деятельности.
Задачи работы:
• Дать определение понятию «волевые черты характера»
• Рассмотреть сущность волевых черт характера
ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4
1. Волевые черты характера 4
1.1. Определение понятия «волевые черты характера» 4
1.2. Сущность волевых черт характера 5
2. Становление и развитие волевых черт характера 6
3. Влияние волевых черт характера на профессиональный и карьерный рост 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ФГОУВПО «РГУТиС»
ИНСТИТУТ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА (г. Москва) (филиал)
Кафедра «Менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства»
на тему
«Волевые черты характера и их значение в становлении профессиональной карьеры»
Выполнил:
Группа: ______________
Проверил: ______________
Москва
2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Современный этап развития российского общества характеризуется значимыми переменами, происходящими во всех сферах жизни и деятельности. Но какие бы серьезные задачи ни ставились, возможность их претворения в жизнь всецело зависит от человека: его желаний, возможностей, способностей жить и действовать сообразно гуманистическим и демократическим ориентирам XXI века.
Актуальность выбранной темы обусловлена все растущей конкуренцией в сере профессиональной деятельности и потребностями общества в развитии профессионалов и специалистов своей области, что никак не может обойтись без развития таких черт характера, как сила воли, твердость, стойкость и т.д.
Цель работы: рассмотреть особенности волевых черт характера и определить и роль и значение в становлении профессиональной деятельности.
Задачи работы:
Волевые черты характера - устойчивые индивидуально-типологические особенности сознательной регуляции поведения. Наиболее существенна способность индивида в трудных, конфликтных обстоятельствах своевременно принимать обоснованные решения и исполнять их. Противоположное качество - нерешительность, проявляющаяся в излишних колебаниях, затягивании принятия решения или излишней поспешности решения, когда человек стремится избежать напряжения, связанного с борьбой мотивов. Решительность выражается также в способности человека прекратить выполнение действия при изменении обстановки, когда оно перестает быть целесообразным. [6, с.645]
Особенно важны такие качества человека, как выдержка и самообладание - способность индивида контролировать свое поведение в сложных конфликтных условиях, воздерживаться от ненужных действий, контролировать свои эмоции и чувства, не допускать импульсивных действий, регулировать настроение, не терять присутствия духа в трудных и даже опасных ситуациях, стойко переносить лишения, неудачи, физические страдания. [2, с.5]
В жизни каждого человека существенны смелость и мужество. Противостоящие отрицательные качества - трусость, малодушие - гипертрофированная боязнь за свою жизнь и благополучие, пренебрежение принципами и моральными чувствами в опасных ситуациях. [2, с.6]
Волевые особенности личности определяют основные качества характера: цельность, силу, твердость и уравновешенность.
Цельность характера - это устойчивость позиций и взглядов в различных ситуациях, согласованность слов и поступков; сила характера - энергичность человека, способность к длительному напряжению, преодолению трудностей в сложных ситуациях; твердость характера - сила характера в сочетании с личностной принципиальностью; уравновешенность характера - ровность, сдержанность поведения, эмоционально-волевая устойчивость личности. [4, с.34]
Волевая, деятельностная
саморегуляция индивида, система
его волевых качеств определяют
Многие поведенческие побуждения людей возникают спонтанно, на подсознательном уровне, на уровне установок и привычек, в силу их эмоциональных особенностей. В последующем же объяснении своего поведения люди подыскивают наиболее приемлемые для них оправдания.
Эмоциональные особенности характера индивида - наиболее наглядный, непосредственно воспринимаемый индикатор его психических свойств. Человек проявляется в том, что его смешит и радует, заставляет восторгаться и печалит, что вызывает у него гнев и стресс и что заставляет его успокаиваться и приходить в умиление. Эмоции, как уже отмечалось, - это непосредственная, импульсивная реакция индивида на значимые для него воздействия. Эмоционально окрашена вся оценочная деятельность индивида - от элементарного тона ощущений до эмоционального переживания своего мировоззрения, отношения к миру и жизни. Эмоции - непроизвольные реакции индивида на акты удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, выражающиеся в определенных нервно-психическом и гуморально-вегетативном состояниях. [4, с.35]
Эмоции вступают в свои права в любой внезапно возникающей жизненно значимой ситуации. Они доминируют во всех сложных конфликтных ситуациях, мобилизуя резервы психической и физической энергии. [4, с.36]
Становление нравственно-волевых черт характера современного человека обусловливается требованиями, которые на данном историческом этапе к нему предъявляют общество, государство, профессиональное сообщество. Совокупность этих требований составляет профессиональную этику. Ее нормы будущий специалист усваивает в процессе профессиональной социализации, в которой характер формируется и проявляется как социальный. В то же время в характере специалиста проявляется его индивидуальность, его внутренний потенциал. Это противоречие лежит в основе проблемы становления нравственно-волевых черт характера будущего специалиста, для анализа которой необходимо выявить структуру и особенности нравственно-волевых черт характера современного специалиста; проанализировать внешние и внутренние противоречия формирования и развития нравственно-волевых черт характера будущего специалиста. [1, с.52]
Структура характера современного специалиста представляет собой пять блоков черт в соответствии с выделенными в науке типами отношений – к обществу, к людям, к деятельности, к себе, к предметам (продуктам деятельности).
Базовым критерием становления нравственно-волевого характера специалиста является его продуктивность. В индивидуальном характере специалиста этому критерию тождественна ценностно-смысловая позиция. Поэтому высшим уровнем проявления нравственно-волевых черт, соответствующих каждому определенному типу отношений, является сформировавшаяся ценностно-смысловая позиция. В отношении к обществу она проявляется как гражданственность (гражданская позиция) специалиста. В отношении к людям – как педагогическая толерантность (гуманистическая позиция). В отношении к профессиональной деятельности – как любовь к педагогической профессии (профессиональная позиция). В отношении к себе – как самосозидание (личностная позиция). В отношении к предметам – как рациональность (прагматическая позиция). Каждое из этих проявлений ценностно-смысловой позиции специалиста является интегрированной чертой его характера. [3, с.207]
Становление нравственно-волевых черт характера будущего специалиста зависит от ряда факторов. Характер проявляется, а значит и формируется, в ситуациях принципиальной неопределенности, в ситуациях, связанных с риском. Такие ситуации требуют от человека выбора между возможными альтернативными формами поведения и деятельности. Это выбор между желаемым и должным, между потребностью и интересом, целью, связанной с удовлетворением потребности, и идеалом. Характер обнаруживает свою необходимость в ситуации выбора цели, способов, средств, связанных с реализацией интересов и идеалов, обеспечивающих целостность личности. Другими словами, «эта способность человека противостоять любым обстоятельствам, в том числе и внутренним, психологическим, представляет собой могучую силу самоизменения человека, основу его развития как личности... В той мере, в какой личность способна на это, в ней на первый план выступает не конкретно-характерологическое, а общественное и общечеловеческое». Поэтому характер продуцирует поступки человека. В этом заключается его сила. [3, с.208]
Существует определенная последовательность в развитии свойств характера. Она определяется прежде всего развитием педагогических требований, выражающих отношение общества к личности.
Другой фактор, влияющий на развитие характера, – самостоятельная трудовая деятельность. Цели и задачи деятельности обусловливают волевое усилие, преодоление препятствий и затруднений, овладение собственным поведением. Нравственная основа воли при этом определяет степень силы и устойчивость волевых процессов. [3, с.208]
Третий фактор становления характера – это процессы самостоятельной работы человека над собой: самопроектирование, самовоспитание, самосовершенствование. В концепции развития нравственного делового характера, разработанной М.И. Шиловой, лежит понимание того, что «его становление есть становление субъектности, активной самодеятельной личности, способной не только участвовать в деятельности, но и проектировать ее в целях своего развития, развития своей индивидуальности». Следовательно, становление характера тесно связано с развитием сознания человека, его субъективной реальности. В сознании человек как бы выходит за пределы самого себя, занимает позицию над ситуацией. Предметом его сознания становятся собственное поведение, внутренние переживания, черты характера. [3, с.210]
Становление характера человека происходит в течение всей жизни. В процессе его социализации, воспитания и самовоспитания сущностные родовые человеческие качества из потенциальных превращаются в действительные. Из принципа социальной обусловленности процессов развития следует, что условием становления характера человека является разрешение противоречий между социальными нормами и индивидуальными потребностями человека в процессе его социализации. [3, с.211]
Таким образом, принимая
во внимание субъектную позицию личности
в студенческом возрасте, мы рассматриваем
становление нравственно-
Каждая интегрированная черта представляет собой иерархическую систему, состоящую из ряда специфических черт, существующих в органичной взаимосвязи. Иерархия взаимосвязи черт объясняется их различным значением. Одни из них относятся к содержанию данной интегрированной черты и определяют направленность характера, другие определяют способы волевой саморегуляции, эмоциональные проявления и поступки. [5, с.28]
Каждая интегрированная нравственно-волевая черта – это сложное явление и в характере специалиста проявляется в комплексе черт, который состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов: когнитивного, деятельностного и эмоционального, выявление которых позволяет, на наш взгляд, отчетливей понимать проявления этих компонентов при наблюдении основных тенденций в становлении характера будущего специалиста. Но при этом мы учитываем позицию ряда исследователей, утверждающих, что «бессмысленно пытаться по отдельности оценивать когнитивные, эмоциональные и волевые компоненты деятельности. Для эффективного их проявления необходим тонкий баланс когнитивных, эмоциональных и волевых процессов. Анализировать эти компоненты можно и по отдельности, но оценивать их по отдельности невозможно». [5, с.28]
Я считаю, что в каждой интегрированной черте характера все три компонента – когнитивный, аффективный, волевой – целостно проявляются в специфических чертах, в которых в соответствии с представлением о продуктивном типе характера воплощаются знание, уважение, забота, ответственность. Исходя из этого, разработанная нами структура характера специалиста представляет собой иерархию черт, перечисленных ниже.
Гражданственность специалиста включает в себя следующие специфические черты: гражданскую сознательность (знание системы гражданских ценностей, общественных норм, истории и культуры государства и т.д.), законопослушание (уважение законов государства), гражданскую активность (забота о процветании общества и государства) и гражданскую ответственность (ответственность перед обществом за свои поступки). [5, с.29]
Профессиональная толерантность: гуманистическое мировосприятие, уважение к людям, забота о людях, моральная ответственность. [5, с.29]
Любовь к своей профессии: профессиональные знания и убеждения, верность профессии (уважение норм профессиональной этики), креативность (забота о развитии профессии), ответственность за результаты своей работы. [5, с.29]
Самосозидание: рефлексивность (знание о своих качествах как субъекта профессиональной деятельности и собственной жизни), самоуважение (уважение собственного достоинства), самопроектирование (забота о своем здоровье, образовании, карьере), ответственность за свою жизнь (ответственность за свое поведение и реализацию жизненных планов). [5, с.30]
Информация о работе Волевые черты характера и их значение в становлении профессиональной карьеры