Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 14:00, реферат
Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития.
Введение
Природа воображения
Воображение и творчество
Природа творчества
Творческие способности (креативность)
Взаимосвязь между креативностью и интеллектом
Сущность креативности
Движущие силы творческого процесса
Воображение и талантливость
Творческие способности и успешность
Можно ли обучить творчеству
Развитие творческих способностей
Упражнения на развитие творческих способностей
Заключение
Литература
Содержание
«Я близорук, но очки носить не люблю, да они и не особо нужны, в принципе, я всё вижу – приблизительно, в общих чертах, и это, как правило, к лучшему, ничто так не красит мир, как возможность дорисовать его детали в своём воображении»
Макс Фрай. Большая телега
Введение
Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития.
Представление того, что в прошлом человек не воспринимал, создание образов предметов и явлений, с которым раньше не встречался, возникновение наглядного образа того, что еще только будут создано, составляет особую форму психологической деятельности – воображение.
Воображение - это создание нового в форме образов представлений. Процесс воображения наблюдается в любой человеческой деятельности. Воображение - очень ценное психологическое свойство человека. Воображение свойственно только человеку. Возникло и развивалось воображение в процессе труда. Прежде чем сделать какую либо вещь, человек представляет, как он будет её делать, как будет выглядеть вещь. Это представление последующих действий и того, что будет достигнуто в результате последующих действий, составляет одну из характерных особенностей труда, отличающую человеческую деятельность от поведения животных.
Воображение очень тесно связано с процессом познания реального мира. Специальные исследования показывают на связь узнавания с процессом воображения. Когда мы видим что- либо неясно или нечетко, мы всегда обращаемся к воображению и с его помощью догадки пытаемся узнать то, что плохо видим. Здесь воображение ускоряет процесс познания. Воображение тесно связано со всеми проявлениями личности: с индивидуальными особенностями восприятия и мышления человека, со своеобразием его эмоций и чувств, с его интересами, способностями. Неразрывно воображение и с волевыми качествами личности. Особенно ярко это наблюдается в процессе творческого труда, когда человек сознательно, целенаправленно, в соответствии со своим идейным замыслом воспроизводит прежде полученные образы и создает новые. В этом случае нередко требуются большие волевые усилия, и только при наличии их достигаются поставленная цель - создается действительно новое.
Влияние воображения и творчества на развитие познавательных процессов велико, так как включает активность направленную на создание нереальности, фантастичности, новизны продуктов творческого или иного воображения. Достигается это за счет непривычного сочетания известных элементов, включая изменение их пропорций.
Психологические процессы: воображение и творчество как особые виды деятельности способствуют развитию творческого мышления. Творцами не рождаются. Все зависит от того, какие возможности представит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас.
Особую форму воображения
Воображение и творчество
Образы фантазии никогда не бывают совершенно оторванными от реальности, не имеющими с ней ничего общего. Любой продукт фантазии если разложить на составляющие элементы, то среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего бы в действительности бы не существовало. Даже тогда, когда подобного рода анализу мы подвергаем произведения художников - абстракционистов, в составляющих их элементах мы видим, по крайней мере, всем нам знакомые геометрические фигуры.
Эффект нереальности, фантастичности,
новизны продуктов творческого
и иного воображения
Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга).
Воображение человека выступает как
отражение свойств его
Природа творчества
Творчество — это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий акт — это всегда прорыв в неизвестное, выход из тупиковой ситуации таким образом, что появляются новые возможности в развитии, — будь то собственное, личностное развитие человека, развитие искусства, совершенствование производства или рынка сбыта.
Творческому акту предшествует длительное накопление соответствующего опыта, который консолидируется в умениях, знаниях и навыках; постановка задачи; проработка всех возможных ее решений. Накопление знаний и опыта можно охарактеризовать как количественный подход к проблеме, когда имеющуюся проблему пытаются решить старыми традиционными методами, при помощи привычных и стереотипных операций мышления. Сам же творческий акт характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в их новое своеобразное качество, которое и является истинным решением данной задачи. Знаменитое «Эврика!» Архимеда? Открытие закона явилось ему как бы вдруг, когда он принимал ванну. Но это был результат долгих сосредоточенных раздумий над проблемой.
Много лет назад в истории когнитивной психологии Уоллес (Wallas, 1926) описал четыре последовательных этапа творческого процесса:
Творческие способности (креативность)
Исследования творческих способностей, интенсивно развернувшиеся в Америке в 60-х годах, привели ученых к выводу, что творческие способности не являются синонимом способности к обучению и взаимосвязь их с интеллектом неоднозначна.
Выделение универсальной творческой способности, названной креативностью (от английского creativity — дословно: творческость), произошло не так давно и связано с именем Гилфорда, предложившего трехфакторную модель интеллекта. Гилфорд указал на принципиальное различие двух типов мыслительных операций. Мышление, направленное на нахождение единственно правильного решения задачи, было названо конвергентным (сходящимся). Тип мышления, идущего в различных направлениях, ищущего решение различными путями, назван дивергентным (расходящимся). Дивергентное мышление может привести к неожиданным, непредвиденным выводам и результатам.
Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:
Кроме того, к креативности относится способность к обнаружению и постановке проблем, а также способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.
В отличие от интеллектуалов, которые могут решать хотя и сложные, но уже поставленные кем-то задачи, креативы способны самостоятельно видеть и ставить проблемы.
Взаимосвязь между креативностью и интеллектом
Некоторые авторы считают, что обширные знания и эрудиция иногда мешают видеть явление в иной, творческой перспективе. Другие утверждают, что неспособность сознания быть творческим связано с тем, что оно логично и ограничено строго упорядоченными понятиями, что подавляет фантазию и воображение.
Для развития высокого уровня творческих способностей (креативности) необходим такой уровень умственного развития, который был бы несколько выше среднего. Без некоторой базы обучаемости, без хорошей интеллектуальной основы высокая креативность развиваться не может. Однако после достижения определенного уровня развития интеллекта дальнейшее его возрастание никак не сказывается на развитии творческих способностей. Когда же интеллект очень высок (более 170 единиц IQ), проявления творческих способностей не наблюдается. Известно, что люди с энциклопедическими знаниями редко обладают высоким творческим потенциалом. Возможно, это связано со склонностью к упорядочиванию и накоплению знаний, готовых фактов. А для спонтанного творчества иногда важно абстрагироваться оттого, что уже известно.
Шаблонность мышления, ориентация его на однозначный, правильный ответ часто мешает найти оригинальное, новое решение.
Мини-тесты для исследования способности к нестандартному мышлению, преодолению шаблонности мышления.
а) Предлагается - решить нестандартную задачу: Двое подошли к реке. У пустынного берега стояла лодка, в которой мог поместиться только один человек. Оба они переправились через реку на этой лодке и продолжали свой путь. Как они это сделали?
(Правильный ответ: Путники
Задачу мешает решить шаблонное понимание первой фразы («Двое подошли к реке»), которая наталкивает на мысль, что путники шли вместе и в одном направлении.
б) Как зачеркнуть, не отрывая карандаша от бумаги, четыре точки, являющиеся вершинами квадрата, тремя прямыми линиями и вернуться в исходную точку? На доске изображается рисунок:
В этой задаче мешают найти решение стереотипы. Здесь надо отказаться от шаблонного представления о том, что нельзя выйти за пределы пространства, ограниченного точками.
Сущность креативности
Сущность творческого акта, творческих способностей различные исследователи раскрывают с разных сторон. Рассмотрим ряд определений.
«Креативность — это способность привносить нечто новое в опыт» (Баррон).
«Способность осознавать проблемы и противоречия» (Торренс).
«Способность порождать
«Способность отказываться от стереотипных способов мышления» (Гилфорд).
«Способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» (Э. Фромм).3
Есть и такое интересное определение: творческость — это «способность думать около».
Один из наиболее известных исследователей творческих способностей — американский ученый Поль Торренс — понимает под креативностью способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармонии и т. п. Он считает, что творческий акт делится на: