Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 19:11, контрольная работа
Воображением или фантазией называется процесс воспроизведения преобразования хранящейся в памяти образов предметов и явлений действительности, создания на этой основе в новых сочетаниях и связях новых образов новых предметов, явлений, действий, условий деятельности и др. Воображение свойственно только человеку. Оно возникло и развивалось в условиях общественно-трудовой деятельности людей. Воображение является одним из тех новообразований в психике человека, которое связано с удовлетворением потребности выйти за рамки существующего настоящего и заглянуть в будущее.
Контрольная работа
по дисциплине: Психология и педагогика
по теме: Воображение и способы его развития
Введение
Воображением или фантазией
называется процесс воспроизведения
преобразования хранящейся в памяти
образов предметов и явлений
действительности, создания на этой основе
в новых сочетаниях и связях новых
образов новых предметов, явлений,
действий, условий деятельности и
др. Воображение свойственно только
человеку. Оно возникло и развивалось
в условиях общественно-трудовой деятельности
людей. Воображение является одним
из тех новообразований в психике
человека, которое связано с
Образы, которыми оперирует
человек, не ограничиваются воспроизведением
непосредственно воспринятого. Перед
человеком в образах может
предстать и то, чего он непосредственно
не воспринимал, и то, чего вообще не
было, и даже то, чего в такой именно
конкретной форме в действительности
и быть не может. Таким образом, не
всякий процесс, протекающий в образах,
может быть понят как процесс
воспроизведения. Собственно каждый образ
является в какой-то мере и воспроизведением
- хотя бы и очень отдаленным, опосредованным,
видоизмененным - и преобразованием
действительного. Эти две тенденции
воспроизведения и
Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. В таком случае память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется "лишь одним из видов воображения" (Ф. Кейра, А. Селли, П.П. Блонский и др.). Исходя из этого, приходят к различению репродуктивного и творческого воображения и отожествлению первого с памятью.
Поскольку, с одной стороны,
воображение всегда опирается в
какой-то мере на прошлый опыт, а
с другой - образное воспроизведение
обычно, как показало исследование,
в какой-то мере преобразует воспроизводимое,
между воображением и образной памятью,
бесспорно, существует связь. Но не менее
бесспорно и существование
1. Функции воображения
Люди так много мечтают
потому, что их разум не может
быть “безработным”. Он продолжает функционировать
и тогда, когда в мозг человека
не поступает новая информация, когда
он не решает никаких проблем. Именно
в это время и начинает работать
воображение, остановить которое человек
по своему желанию не может. В жизни
человека воображение выполняет
ряд специфических функций. Первая
из них состоит в том, чтобы
представлять действительность в образах
и иметь возможность
2. Виды воображения
Отношение человека к процессу
воображения непосредственно
В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И.И. Шишкина биологи могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с документальной точностью.
Продуктивное воображение
отличается тем, что в нем действительность
сознательно конструируется человеком,
а не просто механически копируется
или воссоздается, хотя при этом
в образе она все же творчески
преобразуется. Например, основой творчества
ряда мастеров искусства, чей полет
творческой фантазии уже не удовлетворяют
реалистические средства, становится
тоже реальность. Но эта реальность
пропускается через продуктивное воображение
творцов, они по-новому ее конструируют,
пользуясь светом, цветом, вибрацией
воздуха (импрессионизм), прибегая к
точечному изображению
Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов.
Воображение может быть воссоздающим
(создание образа предмета по его описанию)
и творческим (создание новых образов,
требующих отбора материалов, в соответствии
с замыслом). Создание образов воображения
осуществляется с помощью нескольких
способов. Как правило, они используются
человеком, а ребенком особенно неосознанно.
Первый такой способ - агглютинация,
т.е. «склеивание» различных, несоединимых
в повседневной жизни частей. Примером
может служить классический персонаж
сказок человек-зверь или человек-
Второй способ - гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гуливер, Мальчик с пальчик.
Третий известный способ создания образов фантазии - схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.
Четвертым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т.д.
Пятый способ - акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.
Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль - отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.
3. Воображение и эмоции
Воображение тесно связано
с эмоциями. Активная работа фантазии
вызывает богатую эмоциональную
картину состояния детей. Общеизвестно,
как дети воспринимают сказки. Они
переполнены эмоциями, по силе не уступающими
эмоциональной картине взрослых
в самые значимые моменты жизни.
А детская игра? Она просто теряет
смысл для ребенка, если у нее
отсутствует яркий
Воображение и чувство (эмоции)
в жизни ребенка нераздельны.
Влияние чувства на воображение
и обратно давно было замечено
учеными. Еще в прошлом веке французский
психолог Т. Рибо выяснил, что все
формы творческого воображения
заключают в себе сильные эмоциональные
моменты. Л.С. Выготский вывел «закон
общего эмоционального знака», суть которого
выразил словами: «... всякое чувство,
всякая эмоция стремятся воплотиться
в образы, соответствующие этому
чувству». Эмоция как бы собирает впечатления,
мысли и образы, созвучны настроению
человека. Таким образом, богатая
эмоциональная жизнь
С проявлением обоих законов
связаны многие «странности» в поведении
детей. Известно, как дети любят сочинят;
и рассказывать различные «страшилки».
Нередко это кончается
Итак, мы можем сделать
следующий вывод: используя богатство
эмоциональных состояний
4. Воображение и интересы
Воображение тесно связано
с интересами. Интерес можно определить
как эмоциональное проявление познавательной
потребности. Он выражается в направленности
человека на определенную деятельность,
имеющую особое значение для личности.
Началом формирования интереса является
эмоциональная
Интересы имеют большое
значение в жизни человека. Поскольку
интересы проявляются в положительных
эмоциях человека, то они вызывают
чувство удовлетворения от работы.
Они позволяют легко
Общеизвестно, что любой учебный процесс идет тем успешнее, чем больше интерес к учебе у ученика.
Для развития ребенка очень важно формирование многих интересов. Следует отметить, что для дошкольника и школьника вообще характерно познавательное отношение к миру.
Ему «интересно все». Такая
любопытствующая направленность имеет
объективную целесообразность. Интерес
ко всему расширяет жизненный
опыт ребенка, знакомит его с разными
деятельностями, активизирует его различные
способности. Однако реально узнать,
увидеть, «попробовать все» не под силу
ребенку, и здесь на помощь приходит
фантазия. Фантазирование значительно
обогащает опыт ребенка, вводит его
в воображаемой форме в ситуации
и сферы, не встречаемые им в реальной
жизни. Это провоцирует у него
появление принципиально новых
интересов. С помощью фантазии ребенок
попадает в такие ситуации и пробует
такие деятельности, какие в реальной
действительности ему недоступны. Это
дает ему дополнительный опыт и знания
в житейской и профессиональной
сфере, в научной и нравственной,
определяет для него значимость того
или иного объекта жизни. В
конечном итоге формирует у него
многообразные интересы. В наиболее
яркой форме фантазия сливается
с интересом в игре. Именно поэтому
многие методики, направленные на развитие
интересов, строятся на принципе фантазирования
в игровой деятельности. Фантазия
не только развивает интересы вширь,
обеспечивая их разносторонность, но
и углубляет уже