Гельштат-психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:45, творческая работа

Краткое описание

В его основу легли исследования зрительного восприятия, доказавшие, что люди склонны воспринимать окружающий мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельных фрагментов. Образно говоря, человек изначально воспринимает лес вообще и, лишь затем может выделить отдельные деревья как части целого.

Вложенные файлы: 1 файл

Гельштат-психология.ppt

— 640.50 Кб (Скачать файл)

Гельштат-психология

 

Выполнила:

Тепляшина К.В.

Определение гештальтпсихологии

 

Гештальтпсихология(нем.gestalt-целостная форма)-школа психологии начала ХХ века, основанная М. Вертгеймером в 1912 году.

 

В его основу легли исследования зрительного восприятия, доказавшие, что люди склонны воспринимать окружающий мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельных фрагментов. Образно говоря, человек изначально воспринимает лес вообще и, лишь затем может выделить отдельные деревья как части целого. Такие конфигурации и получили название "-гештальтов"-.

ПРЕДМЕТОМ изучения является СОЗНАНИЕ, понимание которого должно строиться на принципе ЦЕЛОСТНОСТИ;

Взаимодействие индивида с фигурой 
( по М. Вертгеймеру )

 

- Ощущение ( появление интереса к объекту внимания);

- Осознавание ( насыщение фигуры значимым содержанием, ее конкретизация и  идентификация);

- Энергия ( если фигура оказывается значимой для субъекта энергия достигает своего пика);

- Действие ( попытка активно воздействовать на фигуру);

- Контакт ( точка максимальной возможности удовлетворения интереса);

  • Разрешение ( заключительный этап, потеря интереса к объекту);

Субъект – ребенок, объект – фигура – игрушка;

Основные положения:

Гештальт – целостная структура, обладающий особым качеством по сравнению с суммой своих частей. Специфический признак гештальта – свойство транспозиции (переноса);

 

Инсайт - целостное понимание ситуации. Инсайт в мышлении (понимание) - гештальт в восприятии.

 

.  Идея изоморфизма (существуют подобия психологических процессов нервным (материальным) процессам;  
 
  Идея имманентной динамики гештальта (фигура – фон). В картине мира, которая сложилась у нас могут происходить изменения;  
 
  Господство «хорошей фигуры» (замкнуты, симметричны, сбалансированы);  
 
 Идея ассимиляции и контраста ( восприятие отдельного человека, ассимилируется его с группой (стереотипы); 

 
  Принцип структурности. 

Структура личности 
(по К. Левину)

 

  • Человек – замкнутая система;
  • Свойства: отделенность от мира и включенность с психологическую среду (П.С.);
  • Внутренний регион (В.Р.), перцептуально- моторный слой (П-М.С.- обеспечивает взаимодействие между внутренним регионом и средой);

Локомоция – взаимодействие между П.С. и В.Р.

Коммуникация – взаимодействие между П-М.С и В.Р.

Психологическое развитие: 
 
(по К.Коффу)

 

Оно состоит из двух независимых и параллельных процессов.

  • Созревание (процесс развития, ведущий к состоянию зрелости организма);
  • Обучение (процесс целенаправленного формирования знаний, умений и навыков;

Обучение не может ускорить процесс созревания и дифференциации гештальтов, процесс созревания не ускоряет обучение. ( по Коффку)

Восприятие – это отражение целостных предметов и явлений, при их воздействии на органы чувств.

Гештальт образа человека  для 1-2мес. ребенка состоит из  голоса, лица, волос, характерных движений  – смутный образ.

К концу первого полугодия  этот смутный образ дробится, превращаясь в ряд четких образов: лица, в котором выделяются как  отдельные гештальты глаза, рот, волосы, появляются и образы голоса, тела. Развивается и восприятие  цвета. Вначале дети воспринимают  окружающее только как окрашенное (фигура) или неокрашенное(фон), без  различения цветов. Постепенно окрашенное  делится на теплое и холодное, а в окружающем дети выделяют  уже несколько наборов фигура-фон: неокрашенное - окрашенное теплое, неокрашенное  – окрашенное холодное.

 

Таким образом с ростом  и дифференцировкой гештальтов  происходит развитие всех элементов  познавательного процесса(представление, память, воображение, мышление, речь, внимание);

Гештальттерапия (Ф.Перлз) 
Цель: восстановить утраченную целостность, завершенность

 

Основными понятиями гештальт-терапии являются: отношение фигуры и фона, осознание потребностей и сосредоточение на настоящем, противоположности, функции защиты и зрелость.  В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это фигура. Остальная информация временно отодвигается на задний план. Это фон. Нередко фигура и фон меняются местами.

 

 


Информация о работе Гельштат-психология