Детское творчество как средство воспитания разносторонней личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 17:45, реферат

Краткое описание

Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о его развитии и значении для общего развития и созревания ребенка. Специфика детского творчества состоит, прежде всего, в том, что создавать объективно новое ребенок не может из-за отсутствия определенного опыта, ограниченности необходимых знаний, навыков и умений.

Вложенные файлы: 1 файл

popova-2012.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

Попова  Е.М., воспитатель МБДОУ д/с № 8

г. Североморска

 

ДЕТСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК  СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ РАЗНОСТОРОННЕЙ ЛИЧНОСТИ

 

 

Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у  детей, о его развитии   и   значении   для общего развития и созревания ребенка. Специфика детского творчества состоит, прежде всего, в том, что создавать объективно новое ребенок не может из-за отсутствия определенного опыта, ограниченности необходимых знаний, навыков и умений. Но, тем не менее, значение детского творчества заключается в том, что в процессе деятельности и в ее результате ребенок получает разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и наше общество.

 А.А. Волкова писала: «Воспитание творчества - разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное". [1]. 

Дошкольный возраст  ребенка – это один из ответственных этапов, на котором закладываются основы эстетического и творческого отношения к действительности, происходит разностороннее развитие личности ребёнка. Этот период является первой ступенью в системе непрерывного художественного образования, цель которого – наиболее полно раскрыть

весь  огромный творческий потенциал ребёнка.

  Творчество - это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Основной критерий, определяющий творчество - новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку возникает то, что раньше не существовало. Дети уже в дошкольном возрасте создают интересные, порой оригинальные рисунки, подели, конструкции. Процесс создания изделия для детей имеет едва ли не первостепенное значение. Его деятельность отличается эмоциональной включённостью, стремлением искать и опробовать разные способы, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения результата. Развитие творческих способностей ребенка в детском саду осуществляется посредством продуктивной деятельности, в процессе которой происходит эффективное, разностороннее и полноценное развитие креативного и творческого потенциала дошкольника.

Продуктивная  деятельность – это особый вид деятельности, направленный на создание субъективно нового продукта, эту деятельность можно охарактеризовать следующими свойствами: осознанием способа получения оригинального продукта; способностью переноса имеющихся знаний в незнакомые, нестандартные ситуации и их трансформацией; достаточной самостоятельностью при создании нового продукта; проявлением творчества, инициативы, ответственности и умения взаимодействовать.

Так в  процессе рисования, лепки, аппликации ребёнок испытывает разнообразные  чувства, радуется красивому изображению, которое он создал сам, приобретает  знания  и представления об окружающем, осмысливает качества предметов, учится осознано их использовать.  Не умея еще читать и писать ребёнок с   помощью рисунка, поделки может выразить свое настроение, мечты. В процессе   продуктивных видов деятельности совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности ребенка. «Еще Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Об этом писали и выдающиеся педагоги прошлого - Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель - и многие отечественные исследователи. Их работы свидетельствуют: занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и с взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние» [1].

Для развития творческого  потенциала дошкольника  необходима организация творческо-развивающей среды и  квалифицированное педагогическое   сопровождение  продуктивной деятельности, для организации которой важно учитывать следующие принципы:

-принцип продуктивности. Отличительной чертой продуктивной деятельности является создание нового для ребёнка продукта своего замысла.

-принцип творческой инициативы. Проживая в собственном творчестве специально организованные  ситуации, дошкольник воспроизводит культурные образцы жизни и деятельности, развивая при этом свой внутренний мир, свои творческие возможности и способности.

-принцип самостоятельности и включенности в деятельность. Смысл принципа в том, что процесс продуктивной деятельности    заключается не столько в передаче ребёнку знаний и опыта, сколько в расширении его собственного опыта, обеспечивающего личностный и общекультурный рост.

-принцип свободы выбора. Реализуется через выбор тем, способов, материалов, планирования и выполнения индивидуальных и групповых творческих работ, ориентируемых на получение личного результата, проявление самостоятельности и активности, формирования собственной жизненной позиции.

-принцип совместной продуктивной деятельности. Диалог, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса — необходимое условие развития каждого. В процессе совместной деятельности, творчества, познания окружающего мира происходит взаимообогащение, развитие коммуникативных умений и навыков.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбор, что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз создавать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Успеха в формировании и развитии творческих способностей посредством продуктивных видов деятельности в дошкольном детстве можно добиться при целенаправленном обучении, в котором особая роль отводиться воображению, мышлению, произвольности и свободе поведения. Академик В.В Давыдов считал, что формировать творческие способности дошкольника необходимо такими средствами, которые способствуют, прежде всего, развитию воображения, которое позволяет комбинационно-творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.

Для решения задач на развитие воображения выделяются два способа действия при построении воображаемых образов: «опредмечивание» - когда в некоторой незавершённой фигуре усматривается определённый объект и в соответствии с этим дорисовывается фигура, а при определённых условиях позволяет строить образы, отличающиеся высоким уровнем творчества; «включение» - когда заданная фигура превращается во второстепенный элемент образа, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений.

  Процесс создания и воплощения художественного образа постепенный. Сначала образы произвольного воображения возникают под влиянием словесного воздействия взрослых, а позднее обусловливаются самостоятельным замыслом  ребенка и выражаться в процессе лепки, рисования, аппликации, конструирования. По мере овладения навыками усложняется и творческое решение. В продуктах детской деятельности появляются фантастические образы, сказочные герои, дворцы, волшебная природа, космическое пространство с летающими кораблями, дошкольники придумывает для изображаемых героев новые детали одежды, предметы, подбирает необходимую цветовую гамму, украшают свои рисунки и поделки узорами, дополнительными деталями. Таким образом, замысел ребёнка воплощается в художественном образе.

В процессе рисования, лепки, аппликации у ребёнка развивается эмоциональная сфера, он испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, огорчается, старается добиться удовлетворяющего его результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься (в этом случае необходимы чуткое, внимательное отношение педагога, его помощь). У них складывается определенное доброжелательное или отрицательное отношение к тому, что они восприняли. Этот эмоциональный подъем влияет и на результат изобразительной деятельности детей.

Творческая деятельность благотворно влияет не только на развитие воображения, эмоциональной сферы, но и  на мышление, без участия которых восприятие действительности не может быть переработано в зрительные образы. Развитие процессов мышления постепенно делает ребенка способным к выразительному и планомерному изображению предметов. Прежде чем образы, задуманные ребёнком, появятся на бумаге, они складываются в  его сознании и в процессе восприятия предметов фиксируются их свойства: форма, величина, пропорции, цвет, характерные детали. Сформировавшиеся при восприятии представления о предметах группируются по выделенным свойствам и воспроизводятся ребёнком на бумаге. 

 Таким образом, продуктивная деятельность развивает и совершенствует  психические процессы дошкольников,  обогащает  опыт творческой деятельности детей, формирует такие  качества личности, как активность, инициатива и самостоятельность, развивает и совершенствует представления об окружающем мире, следовательно, происходит формирование   разносторонней личности.

Литература:

  1. Комарова Т. С Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?//"Дошкольное воспитание" № 2, 2005.
  2. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. - М.:Просвещение,1988.
  3. Художественное творчество и ребёнок/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: «Педагогика», 1972.

Информация о работе Детское творчество как средство воспитания разносторонней личности