Диагностика способности влиять на других

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 22:40, научная работа

Краткое описание

Проблема социально-психологического влияния в современной психологической науке занимает одно из центральных позиций. Актуальность данной проблемы определяется, прежде всего, потребностями практики. Социально-психологическое влияние является бесспорным атрибутом процесса совместной деятельности людей, управления, воспитания, обучения, психоконсультативной, психотерапевтической, психокоррекционной практики и других сфер жизнедеятельности личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Kravchenko_Yu_posledny_variant.doc

— 40.50 Кб (Скачать файл)

Диагностика способности влиять на других

 

Аннотация: Проведена диагностика способности влиять на других, анализ различных уровней способности влиять на других.

Анотація: Проведено діагностику здатності впливати на інших, аналіз різних рівнів здатності впливати на інших.

Annotation: Diagnostics of the ability to influence others, the analysis of different levels of ability to influence others.

Ключевые слова: психологическое влияние, убеждение, манипуляция, повышение способности влияния.

Ключові слова: психологічний вплив, переконання, маніпуляція, підвищення здатності впливу.

Keywords: psychological influence, persuasion, manipulation, enhanced ability to influence.

 

Проблема социально-психологического влияния в современной психологической науке занимает одно из центральных позиций. Актуальность данной проблемы определяется, прежде всего, потребностями практики. Социально-психологическое влияние является бесспорным атрибутом процесса совместной деятельности людей, управления, воспитания, обучения, психоконсультативной, психотерапевтической, психокоррекционной практики и других сфер жизнедеятельности личности.

По психологии влияния написано немало работ, среди которых труды Р. Чалдини, Ф. Зимбардо, Г. Алдера, а также таких российских учёных как Сидоренко Е.В., Крысько В.Г., Грачев Г.В. и др.

Изучение влияния важно, поскольку имеет также диагностическую ценность. Она является одним из показателей индивидуального развития, а также фактором развития личности.

Цель исследования - определить способность влияния личности. Для диагностики была выбрана методика «Способность влияния на других», которая позволяет диагностировать способность влиять на других, а также изменять модели поведения других людей и предполагает 13 вопросов [1]. Методика, позволяет с некоторой степенью достаточности проверить склонность к лидерству у респондентов, их способность оказывать влияние на окружающих.

Объектом исследования являются респонденты с различным уровнем психологического влияния.

Диагностика проводилось среди 20 респондентов, в возрасте от 19 до 47 лет. Из них 80% занимают респонденты возрастной категории 19-24 года и 20% - 25-47 лет. Женщин опрошено 60%, а мужчин – 40%.

К респондентам категории 18-24 года относятся студенты, а к старшей категории – люди, работающие в разных сферах, таких как: торговля, образование, предоставление услуг и т.д.

На рисунке 1 приведены результаты диагностики. Такое распределении может быть обусловлено тем, что влияние рассматривается как средство удовлетворения потребностей. Для большинства людей свойственно считать цели своего влияния благородными, то есть продиктованными интересами дела, общества, развития. Цели, связанные с иными потребностями, зачастую не осознаются или тщательно скрываются.

 

Рис. 1 Соотношения респондентов по способности влиять на других

 

При определенной привычке к самоанализу каждый человек может признать, что во многих случаях он пытался убедить других людей в чем-либо или склонить их к определенной линии поведения потому, что это отвечало его собственным интересам, в том числе интересам материальным [2].

Такое распределение выборки может быть связано с тем, что большинство респондентов – это студенты. А они являются достаточно коммуникабельны, не замкнуты, позитивны, хорошо овладели даром убеждения и даже манипуляцией. Выяснилось, что среди обладателей низкой способности влияния находятся только женщины. А респонденты, имеющие высокую способность психологического влияния, разделились пополам: 7 женщин и 7 мужчин.  Это связано с тем, что женщины более ранимы, чем мужчины. Они часто убеждены, что своя жизнь и жизнь окружающих должны быть подчинены строгому порядку. Женщины иной раз могут быть даже слишком сдержанными. Что не скажешь о мужчинах. Они эффективно меняют модели поведения окружающих (в том числе женщин); большинство из них уверены в себе [3].

Таким образом, анализ способности психологического влияния позволяет сделать вывод о том, что высокая способность психологического влияния людей позволяет формировать или изменять установки, что является неотъемлемой частью межличностного взаимодействия.

Обладать властью – значит уметь оказывать влияние на людей, изменять поведение и отношения человека или группы людей. Власть и манипулирование ею являются задачами управления. И считаться с этим должны и руководители и подчиненные. Многим кажется, что обладание властью – прерогатива только руководителя и подразумевает возможности навязывать свою волю независимо от чувств, желаний и способностей подчиненного. Однако сейчас признается, что влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывает влияние, а также ситуации и способности руководителя [4].

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. / Андреева Г.М. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 363 с.
  2. Удальцова М.В. Социология и психология управления. / Удальцова М.В., Авчиренко Л.К.  – М.: ИНФРА-М, 2009. – 285 с.
  3. Социальная психология. Учебный пособник в схемах и таблицах/ Доронина М.С., И.В. Жданова, Г.А. Полякова, В.В. Тютликова. – Харьков: Изд. ХНЭУ, 2009. – 128 с.
  4. Зимбардо Ф. Социальное влияние. /  Зимбардо Ф., Ляйпе М. СПб.: Питер, 2000. - 448с.
  5. Крысько В.Г. Социальная психология. / Крысько В.Г. СПб.: Питер, 2005. - 567с.

 

 

 


Информация о работе Диагностика способности влиять на других