Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 00:11, курсовая работа
А. Маслоу отмечал, что удовлетворение базовых потребностей само по себе еще не дает такого смысла и жизненных ориентиров. А. Камю назвал вопрос о смысле жизни неотложнейшим из всех стоящих перед человеком вопросов. К. Обуховский обсуждает трагедию человека, жизнь которого после удовлетворения насущных потребностей теряет смысл и бесцельно «колеблется от ситуации к ситуации»: «Некоторые утверждают, что им этого хватает. Они достаточно упростились, чтобы не ставить жизни особых требований. Они воспринимают ее такой, какой она становится, и какими они становятся для себя изо дня в день. На самом деле эти люди только притворяются, что им этого достаточно. Зачастую они обманывают самих себя и имитируют отсутствие интереса к тому, что выходит за рамки повседневных событий.
Введение…………………………………………………………………………………………………2
1. Представления о судьбе, как о жизненном пути в зарубежной психологии……………………..3
2. История, современное состояние и перспективы стилевого подхода в психологии познания…………………………………………………………………………………………………5
3. Три этапа становления значения термина «стиль»…………………………………………...……6
4. Индивидуальный стиль в отечественной психологии……………………………………………11
5. Я-концепция как основа жизненного стиля………………………………………………………..14
5.1 Составляющие Я-концепции………………………………………………………………………16
5.2 Факторы, влияющие на развитие Я-концепции………………………………………………….20
6. Локус контроля……………………………………………………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………………….….……………….21
Литература……………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Представления
о судьбе, как о жизненном пути
в зарубежной психологии…………………
2. История,
современное состояние и перспективы
стилевого подхода в психологии познания…………………………………………………………
3. Три
этапа становления значения
4. Индивидуальный
стиль в отечественной
5. Я-концепция
как основа жизненного стиля………
5.1 Составляющие
Я-концепции…………………………………………………
5.2 Факторы,
влияющие на развитие Я-концепции…………………………………………………
6. Локус
контроля…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Потребность
в осмысленности своего существования
и деятельности -- наиболее сложная
и комплексная потребность
А.
Маслоу отмечал, что удовлетворение
базовых потребностей само по себе
еще не дает такого смысла и жизненных
ориентиров. А. Камю назвал вопрос о
смысле жизни неотложнейшим из всех
стоящих перед человеком вопросов. К. Обуховский
обсуждает трагедию человека, жизнь которого
после удовлетворения насущных потребностей
теряет смысл и бесцельно «колеблется
от ситуации к ситуации»: «Некоторые утверждают,
что им этого хватает. Они достаточно упростились,
чтобы не ставить жизни особых требований.
Они воспринимают ее такой, какой она становится,
и какими они становятся для себя изо дня
в день. На самом деле эти люди только притворяются,
что им этого достаточно. Зачастую они
обманывают самих себя и имитируют отсутствие
интереса к тому, что выходит за рамки
повседневных событий. Этих притворщиков
выдают повторяющиеся приступы хандры,
привыкание к затуманивающим разум химическим
веществам или зависимость от того, кому
они должны и хотят верить, чтобы ослабить
чувство потерянности. Часто у них появляется
иррациональная агрессия по отношению
к другим людям и к самим себе. Один гусарский
офицер так обосновал решение о самоубийстве:
"Надоело уже -- утром одевайся, вечером
раздевайся, потом снова одевайся..."».
1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУДЬБЕ, КАК О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
В современной зарубежной психологической науке проблемой жизненного пути занимались многие авторы, такие как Ш. Бюлер, Г. Олпорт, У. Деннис, Х. Леман, В. Дильтея, Э. Шпрангер, Л. Зонди, Адлер, Эрик Берн. Они предлагали различные идеи в соответствии со своей научной концепцией.
Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш. Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20-30-е годы. Она провела аналогию между процессом жизни и процессом истории и объявила жизнь личности индивидуальной историей. На большом эмпирическом материале было установлено, что, несмотря на индивидуальное своеобразие, существуют закономерности регулярности в сроках наступления оптимумов жизни в зависимости от соотношения духовных, ментальных" и биологических витальных тенденций. Так же были обнаружены различные типы жизненного развития личности. Ш. Бюлер пыталась понять жизнь не как цепь случайностей, а через ее закономерные этапы. Жизненным путем личности она называла индивидуальную, или личную, жизнь в ее динамике.
Выделился ряд аспектов, составляющих объективную логику жизни:
Ш. Бюлер, как и многие другие психологи абсолютизировала роль детства в жизненном пути личности. Она считала, что на этой стадии развития закладывается проект всей жизни.
А. Адлер для обозначения понятия жизненного пути использовал понятие жизненный стиль, который ввел в 1926 году.
На его взгляд стиль жизни это значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели направленность его устремлений.
А. Адлер считал, что значение жизни постигается впервые четыре или пять лет жизни и подходит к нему человек через ощущения, которые не до конца понимаются. К концу пятого года жизни ребенок достигает единого паттерна поведения, собственного стиля в подходе к проблемам и задачам.
А.Адлер выделил четыре типа жизненных стилей:
- полезный; - правильный; - избегающий; - получающий.
По мнению А.Адлера, мы самоопределяемся теми знаниями, которые мы придаем происходящему с нами. И все это выражается в ранних воспоминаниях. Так как для запоминания человек выбирает то, что ощущается, хотя и очень смутно им, как связанное с его нынешней жизнью.
Трансакционный анализ показывает как "устроены" психологически люди, как они выражают свою индивидуальность в поведении. Ключевыми его идеями являются понятие о модели эго-состояний и сценарии жизни.
Впервые теория сценария была разработана Э. Берном и его коллегами, особенно Клодом Стайнером, в середине 60-ых годов. С тех пор концепция сценария стала одной из важных частей теория трансакционного анализа и в настоящее время является центральной. Э.Берн в понятие судьбы вкладывал понятие жизненного пути. Он считал, что судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в его жизни и окружающем его мире. Каждый человек, еще в детстве, в принципе часто бессознательно думает о своей будущей жизни, прокручивает в голове свои жизненные сценарии. Сценарий - "это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Э.Берн разграничивает понятия жизненного пути и жизненного сценария человека. Он говорит, что жизненный путь- это то, что происходит в действительности.
Продуктом действия различных сил оказываются различные типы жизненного пути, которые могут смешиваться и вести к одному или другому типу судьбы. Типы судьбы: сценарный и не сценарный насильственный или независимый.
Леопольд Зонд, швейцарский психолог, психотерапевт и психиатр, автор одного из направлений глубинной психологии - психологии судьбы и оригинальной проективной методики, сделал понятие "судьбы" центром своей психологии, найдя в нем самое подходящее выражение, которое охватывает все, что касается человеческой жизни.
Что
касается психологии судьбы, там человек
рассматривается как существо, которое,
хотя и подвергалось с самого начала
своей жизни определенному
Поэтому судьба может быть навязанной или свободной.
Леопольд Зонд считал, что к навязанной судьбе человека относится:
Зонд была разработана психология человеческой свободы.
Сущность
психического заключалась для него
в стремлении человека к свободе.
Благодаря личностно
Таким
образом, можно говорить о том, что
многие психологи обращались к проблеме
судьбы, как жизненного пути личности
и видели как минимум два возможных
варианта развития. Судьба может быть
объективно-предопределенной, где предопределенность
- это когда событие происходит в данном
месте и в определенный момент неизбежными
и единственно возможным образом. При
этом предопределенность зависит от ряда
причин, в большинстве своем берущих истоки
из раннего детства, значение которого
практически у всех абсолютизировалось.
Или она есть субъективно - преобразующаяся
линия жизни, которая зависит от самого
человека, от его осознания того, что с
ним происходит, и желания что-либо изменить.
2.
ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
СТИЛЕВОГО ПОДХОДА В
ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ
Одной из острейших проблем психологии, безусловно, является проблема индивидуальных психических различий между людьми.
Психика — это, в сущности, некоторый абстрактный объект, который может быть изучен и описан на уровне общих закономерностей организации и функционирования. Однако феномен индивидуального субъекта заключается в том, что закономерности индивидуального поведения не тождественны закономерностям поведения вообще. Соответственно, понятийный аппарат, созданный в рамках общей психологии, не может быть механически перенесен на понимание механизмов психической деятельности конкретного индивидуума. Поэтому понятия и подходы, которые позволяли выявить и описать механизмы индивидуальной специфики психической деятельности, всегда вызывали особый интерес в научном психологическом сообществе. Неудивительно, что появление понятия «стиль» в системе психологических категорий вызвало своего рода профессиональный ажиотаж, связанный с ростом надежд на углубление наших знаний о природе человеческого интеллекта.
Многое
из того, что происходило и происходит
в области исследований стилей, можно
объяснить исключительно
Ведь что такое стиль? Стиль — это свидетельство некоторой уникальности, выделено из множества других людей, это тот шарм, наличие которого безоговорочно характеризует обладателя стиля (в одежде, манере поведения, художественном мастерстве либо научном творчестве) как человека с высоким уровнем душевной организации. Действительно, найти свой стиль и уметь его поддерживать — это свидетельство таланта и личного мужества, это всегда знак индивидуальности.
Говорят, что данное ребенку имя впоследствии оказывает влияние на его характер. Безусловно, это чистейший предрассудок. Однако те, кто назвал определенный класс индивидуальных различий в интеллектуальной деятельности «стилями», несомненно, предопределил нелегкую судьбу стилевого подхода, непреднамеренно перенасытив контекст стилевых исследований излишними эмоционально-смысловыми ассоциациями. Что делать!.. Слово было сказано.
В словосочетании «познавательный стиль» содержательный акцент всегда был смещен на слово «стиль». Поэтому вначале придется вкратце остановиться на этимологии и основных этапах становления этого понятия как психологической категории.
С точки зрения своей исходной этимологии слово «стиль» (stylos — греч.) означает палочку для писания на восковых досках с острым и тупым концами (тупым концом стирали неверно написанное). Любопытно, что уже в своем исходном метафорическом значении стиль — это возможность одновременного участия в деятельности двух противоположных по смыслу качеств, в равной мере необходимых для ее успеха.
В энциклопедических словарях обычно выделяются два — опять же противостоящих друг другу — аспекта значения этого слова:
1) стиль как индивидуально-специфический способ (манера, приемы) поведения, т. е. характеристика процесса деятельности;
2) стиль как совокупность отличительных черт творчества определенного автора, т. е. характеристика продукта деятельности.
Впоследствии
значение слова «стиль» формировалось
как междисциплинарное понятие,
поэтому проводились
Таким
образом, понятие стиля изначально
являлось многозначным. Для психологии,
чей категориальный аппарат отличается
недостаточной содержательной строгостью,
а схемы интерпретации