Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 16:29, реферат
Греция ...Эллада... Слова, известные во всем мире как синонимы слов – демократия, культура, искусство, философия, олимпийские игры. Крит – самый крупный и самый южный остров Греции, по форме напоминающий летящего дракона, а также самая южная точка Европы. Остров Крит появился несколько миллионов лет назад в результате затопления суши водами Средиземного моря. На поверхности остались только вершины гор. Об острове Крит, "людьми изобильном", где "разные слышатся языки" в "девяноста великих городах", повествует Гомер в XIX песне "Одиссеи". По некоторым гипотезам, суша, ушедшая под воду, была той самой Атлантидой, о которой писал Платон.
1) Введение……………………………………………………стр.2
2) Минойская цивилизация………………………………стр.2-5
3) Греческие мифы………………………………………..стр.5-10
4) Подтверждение мифа…………………………………стр.10-12
5) Периодизация истории Крита…………………………..стр.13
6) Заключение…………………………………………….стр.14-17
7) Список используемой литературы……………………..стр.18
Московский институт экономики политики и права
Факультет Психологии
«Культурология »
Тема: «Древний Крит»
Приняла: Еремина Ж.Ю.
Греция ...Эллада... Слова, известные во всем мире как синонимы слов – демократия, культура, искусство, философия, олимпийские игры. Крит – самый крупный и самый южный остров Греции, по форме напоминающий летящего дракона, а также самая южная точка Европы. Остров Крит появился несколько миллионов лет назад в результате затопления суши водами Средиземного моря. На поверхности остались только вершины гор. Об острове Крит, "людьми изобильном", где "разные слышатся языки" в "девяноста великих городах", повествует Гомер в XIX песне "Одиссеи". По некоторым гипотезам, суша, ушедшая под воду, была той самой Атлантидой, о которой писал Платон.
На острове Крит развилась одна из
древнейших цивилизаций – минойская (2800
– 1150 гг. до н.э.), сыгравшая основополагающую
роль в формировании ранней культуры Древней
Греции. Около 2300 года до н. э. на Крите
начинается подъем экономики и культуры,
который приводит к расцвету общества
в 2000—1600 годах до н. э. Происхождение народа,
создавшего высокую эгейскую культуру
на острове Крит, неизвестно до сих пор.
Центрами критской цивилизации были дворцы.
В центре критских городов, вблизи дворца-резиденции
правителя, располагались дома знати и
придворных чиновников. Неподалеку находилась
зрелищная площадка с ведущими к ней лестницами.
Критская аристократия строила дома в
несколько этажей, иногда с подвальными
помещениями. Дома знати возводились по
одинаковому плану: вход через световой
колодец, в нижнем этаже — приемные комнаты
и домашнее святилище, в верхних этажах
— жилые помещения. Окна обычно располагали
в верхних этажах домов и лишь изредка
— в нижних. Здание строилось из крупных
или мелких камней на растворе из глины.
Внутри стены покрывали цветной штукатуркой,
как правило, красной. Стены дворцов и
домов богатых критян украшали фаянсовыми
табличками с цветными рельефными изображениями.
Улицы критских городов были вымощены
камнем; разные уровни их часто соединялись
ступенями. Санитарное состояние городов
было довольно хорошим. Система сточных
канав обеспечивала чистоту в городе.
По керамическим трубам вода из резервуаров,
колодцев или источников поступала в жилища.
На Крите были высоко развиты ремесла:
изделия из камня, бронзы, слоновой кости,
глины, фаянса и дерева украшают лучшие
музеи мира. Из бронзы критские мастера
делали оружие (клинки мечей, кинжалы,
обшивки щитов, наконечники копий и стрел),
предметы домашнего обихода и ремесленные
инструменты (топоры, тесла, пилы, щипцы,
молотки). Предметы роскоши в обиходе царей
и знати, а также культовые принадлежности
изготовлялись из золота и серебра.
Критяне были отличными мореходами и
построили флоты, состоявшие из парусно-гребных
кораблей, способных совершать дальние
морские походы. Критяне изобрели киль
и шпангоуты, чем придали большую прочность
корпусу судна. Крит стал первой морской
державой на Средиземном море, его общество
можно охарактеризовать как восточную
деспотию, где земля принадлежала государству.
О его патриархальном укладе свидетельствуют
групповые гробницы и двухэтажные жилища.
Среди ювелирных украшений археологи
нашли золотые подвески, бусы и амулеты
из аметиста, золотые повязки, обкладки
каменных сосудов, печати, кольца. К изящным
ремеслам надо отнести резьбу по камню
и изготовление поделок из слоновой кости.
Критские резчики украшали печати высокохудожественными
рисунками. Глубокое восхищение у специалистов
вызывают хрисоэлефантинные скульптуры
критян, т. е. скульптуры, сделанные из
слоновой кости и золота.
Гончарное
ремесло начало развиваться после введения
в конце III тысячелетия гончарного круга.
Качество глиняного теста и искусство
гончара достигли наивысшего развития
в так называемых яичных скорлупах — небольших
чашечках с очень тонкими стенками и вазах
стиля «камарес». Наряду с большими пифосами
(сосудами для хранения жидкостей и сыпучих
тел высотою до 2,5 м) критские гончары изготовляли
малые сосуды типа кубков, ваз для фруктов,
фигурных сосудов, сосудов с носиками
и чашек. Особое место в критском прикладном
искусстве занимала роспись керамики.
В росписи ваз преобладали геометрические
узоры, которые исполнялись кривыми и
волнистыми линиями в виде спирали и лепестков.
Критяне не
строили, подобно египтянам, грандиозных
храмов и пирамид. Главными созданиями
их зодчества были дворцы и жилые дома,
что свидетельствует о более светском
характере всей критской культуры. В критской
культуре вообще не заметно такого влияния
жреческой касты, как это было в Египте.
Критяне не создавали колоссальных статуй
многочисленных богов и обожествленных
правителей. Их изобразительное искусство
служило преимущественно украшению жилищ
и различных, нередко роскошных предметов
домашнего обихода.
Монументальная скульптура
в критском искусстве не играла большой
роли. Значительно большее значение имела
мелкая пластика. К эпохе расцвета Критского
государства относятся фаянсовые статуэтки
богинь со змеями в руках. Из фаянса делались
рельефные односторонние изображения,
представляющие живые сцены, например
изображение коровы с теленком.
Греческие мифы.
На протяжении 16 веков минойцы воздвигали великолепные дворцы-города: Кносс, Фестов, Малья, Закрос. Древнейшие греческие мифы рассказывают, что здесь, в одной из пещер был рожден и вскормлен Великий Зевс, который и стал отцом первых царей Крита. Еще за 4-5 тыс. до н. э. на острове жили современники египетских богов. Как и в Египте, на Крите были родовые общины, занимавшиеся земледелием, скотоводством и рыболовством. Об этом рассказали орудия из шлифованного камня. Не зря, видно, мифы изображают Зевса пещерным жителем, вскормленным козой.
Цивилизацию Крита отличал культ священного быка. (Тавромахия – бой с быком, и по сей день популярна в Испании и Латинской Америке)... Приняв облик прекрасного мощного быка, Зевс похитил дочь финикийского царя красавицу Европу и, переплыв море, доставил ее на своей спине на остров Крит, где и сделал своей женой, Дети Зевса и Европы – Минос, Сарпедон и Радамант – стали правителями Крита. Вопрос о личности Миноса настолько запутан, что трудно сказать, имел ли он вообще какой-нибудь реальный прототип.
Когда Зевс победил Крона и принял на себя бремя власти, беззащитная Европа осталась на Крите одна со своими маленькими сыновьями. Чтобы обеспечить их безопасность, Зевс дал им могучего телохранителя – медного великана Тала, выкованного по его поручению Гефестом. Утром, днем и вечером обходил он Крит дозором и огромными каменными глыбами топил все приближающиеся корабли. Если же их было несколько, Тал гостеприимно давал чужеземцам возможность высадиться на берег, становился в костер, раскалялся в нем докрасна и заключал их в свои жаркие объятия. Главными соперниками Миноса были гегемоны моря – финикийцы, но он, сын финикиянки, похищенной его отцом, отважно бросил им вызов. Тал выполнял сразу две функции: заманивал на Крит и уничтожал соперников Миноса и охранял остров от вторжений. Возможно, мифотворца вдохновило здесь то, что Крит лежит в сейсмическом поясе и нередко подвергается землетрясениям. Потопление кораблей каменными глыбами напоминает эпизод с Одиссеем и Полифемом (сыном Посейдона и тоже великаном), и это может навести на мысль об общности источника. При раскопках в Кноссе археолог Эванс обратил внимание на совершенно уникальное обстоятельство: город не имел стен. Позднее этот факт был установлен и в некоторых других городах Крита. По-видимому, Тал неплохо справлялся со своими обязанностями.
Цивилизация Крита, названная в честь легендарного царя Миноса минойской, возникшая на острове – была не земледельческой, а морской. Крит поддерживал тесные контакты с Египтом: Кефтиу – Крит – очень часто упоминается в египетских папирусах, с Двуречьем: на Крите найдены характерные месопотамские печати-цилиндры, и возможно, и с третьей великой цивилизацией Востока, – протоиндийской. В трудах античных авторов, таких как Геродот, Диодор, Аристотель, Платон, Фукидид, говорится о правлении царя Миноса на Крите – мудрого и дальновидного правителя, строившего города и дворцы, издавшего первые писаные законы. Минос царствовал с 9-летнего возраста. Во время его правления принадлежностью к Криту гордились как особым отличием. Плутарх упоминает о суровых, но справедливых законах Миноса и пишет, что некоторые из них послужили Ликургу основой для создания законов Спарты. Геродот считает Миноса царем критских ахейцев, известных еще Гомеру, и упоминает о его походах в Сирию и Египет. “Когда-то Минос, – вспоминает Платон, – заставил жителей Аттики платить тяжелую дань, так как он имел большую власть на море, а у афинян тогда еще не было, как теперь, военных кораблей, да и в стране было немного корабельного леса”.
Здесь же творил великий мастер Дедал, ставший учителем античных скульпторов, художников и умельцев. С ним связывается строительство многоэтажных каменных домов, изобретение отвеса, рубанка, ватерпаса, движущихся статуй и других полезных вещей, воздвижение в Кноссе храма Зевса.
Резиденцией верховного правителя Крита был Кносс, город близ северного побережья острова. В 1900 г. выдающийся английский археолог А. Эванс приступил к раскопкам г. Кносса. Ему удалось открыть обширный дворец, построенный в конце III тысячелетия до н.э. и полностью перестроенный около 1700 года до н.э.
Кносский дворец заставил вспомнить греческий миф о ЛАБИРИНТЕ. Согласно мифу, на Крите когда-то царствовал правитель МИНОС. У него был подземный дворец - Лабиринт с такими запутанными ходами, что никто не мог оттуда выбраться. Там обитало чудовище МИНОТАВР - полубык-получеловек.
Одна из легенд говорит о том, что еще до прибытия Дедала на Крит жена Миноса Пасифая сошлась с самим Посейдоном в облике морского быка, и родилось у нее существо с человечьим туловищем и головой быка. Его назвали Астерий (Звездный), но в историю он вошел под именем Минотавра, что означает “бык Миноса”. Так критяне стали родственниками Посейдона, безраздельными властителями морей, а в критские легенды пришел ещё один бык – Минотавр, и он остался в них до конца существования царства.
У Миноса был любимый сын Андрогей – умный, ловкий, красивый, неизменный чемпион Крита во всех спортивных состязаниях. Однажды Минос послал его в Афины на только что учрежденные Эгеем Панафинейские игры. Андрогей стал чемпионом и в Афинах, но Эгей, не в силах быть свидетелем поражения своего сына Тесея, убил чужеземца в припадке зависти. В отместку Минос покорил и разрушил 7 главных городов Эллады и наложил на них страшную контрибуцию: каждые девять лет они должны были отправлять из Афин на Крит 7 своих лучших девушек и столько же юношей (по паре от каждого покоренного города) на съедение Минотавру. Это продолжалось до тех пор, пока Тесей не избавил мир от чудовища, убив его в поединке. Афинскому герою Тесею удалось убить Минотавра и самому выйти из Лабиринта с помощью клубка ниток, привязав кончик у входа и потом постепенно разматывая его.
“Все критяне – лгуны”. До второй половины XIX в. этой фразой философа и жреца, причисляемого иногда к семерке греческих мудрецов, Эпименида ограничивались в основном наши знания о Критском царстве. Мифы на первый взгляд подтверждали это высказывание: Минотавр, Тал, Лабиринт – все это явные сказки, верить им нельзя. Выдающийся английский археолог Артур Эванс, посвятил свою жизнь изучению прошлого. Как к хранителю музея в Оксфорде, к нему попала редкая печать, подарок одного англичанина, путешествовавшего по Греции. Эванс приехал в Афины, и обнаружил еще несколько подобного же рода печатей, покрытых изображениями фантастических существ и непонятными знаками. Все владельцы печатей единогласно утверждали, что добыли их на острове Крит. Сюда-то и направился Эванс. И с той поры вся его долгая жизнь, а прожил он 92 года, была связана с Критом. Сначала он собрал множество предметов, относящихся к эпохе воспетого Гомером царства Миноса. Древние печати и геммы, за которыми он охотился, были любимыми украшениями и амулетами крестьян и крестьянок, живущих на Крите. В марте 1900 г. он начал раскопки древней столицы Крита – города Кносс... и открыл легендарный Лабиринт царя Миноса! – руины монументального сооружения, имевшего несколько этажей
Дворец состоял из большого числа помещений, выбраться из которых, не зная дороги, как из огромной ловушки, было нелегко – отсюда и родилась легенда о лабиринте. Гигантский дворец царей Кносса был главным центром могучей Критской державы, средоточием ее административной, хозяйственной, художественной и политической жизни. Площадь дворца-лабиринта равна 16 тыс. кв. м – для описания его самому Эвансу понадобилось четыре объемистых тома. Во дворец вела широкая каменная лестница, по бокам ее располагались колонны своеобразной и очень красивой формы: они расширяются не книзу, а кверху. Во дворце имелись тронный зал, парадные помещения, комнаты для отдыха, бассейны, хозяйственные помещения и водопровод, первый в Европе. Стены украшали изумительные по мастерству исполнения фрески, воскрешающие картины жизни и быта подданных царя Миноса.
Имелись в Лабиринте и кладовые, где хранились когда-то зерно, оливковое масло, вино. Огромные сосуды, пифосы, достигали роста человека. Найденные при раскопках дворца вазы, кубки, чаши из камня, металла, глины были не просто предметами домашнего обихода: их украшали великолепные красочные росписи. Большое внимание уделялось и самой форме сосуда: вазы, как правило, делались в форме цветка на стебле, чаши имели вид раскрытых бутонов. Неподалеку от Лабиринта располагались монументальные гробницы владык Крита, а также жилища знати, которые в миниатюре повторяют царский дворец, подобно тому, как египетская знать стремилась повторить пирамиды фараонов.
Крит фигурировал во многих античных мифах и легендах. Миф о царе Миносе и Минотавре, как показали раскопки, отражал реальные события: зависимость ахейской Греции от Крита, а затем победу эллинов над великой морской державой. В числе подвигов, совершенных Гераклом, есть и одоление Критского быка, изрыгавшего пламя: весьма вероятно, что это не только отражение победы греков в борьбе с критянами, но и катастрофы, постигшей Крит. Ко времени разрушения минойской цивилизации относится миф о том, что в стаде Миноса был особый бык, столь прекрасный, что царь опрометчиво обязался принести его в жертву Посейдону. Но когда подошло время жертвы, ему стало жалко расстаться с чудесным животным, и он заклал на алтаре другого быка. Разгневанный Посейдон наслал на быка бешенство, и обезумевшее животное, изрытая из пасти пламя, носилось по Криту до тех пор, пока не разорило остров. Оно продолжало наводить ужас на критян, пока его не поймал Геракл и не увез в Микены к царю Эврисфею. Но Эврисфей отпустил его на свободу, после чего истосковавшийся в неволе бык переключил свое внимание на Аттику и изрядно опустошил ее. Вот этого-то быка и поймал Тесей на Марафонском поле, укротил и принес в жертву Аполлону в Дельфах – Афины навсегда освободились от ига обессиленного Крита. Погиб флот, были разрушены корабельные стоянки Гераклей и Амнисий близ Кносса, многие города и дворцы. Пострадал и кносский дворец Миноса – символ и гордость Крита. Эванс обнаружил на его стенах следы пожара. Дедалу удается бежать с Крита и обрести убежище в Сицилии, не подвластной Миносу. Местом гибели самого Миноса миф называет Сицилию. Миносу пришлось даже осаждать ее, чтобы вернуть Дедала: с ним критяне связывали представления о своем расцвете и благополучии. Дальнейшие легенды рисуют безотрадную картину.