Есть такая профессия - психолог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 00:50, доклад

Краткое описание

Область профессиональной деятельности определена специфической проблематикой, которой занят психолог. Эта проблематика предъявляет ряд совершенно особых требований к личности психолога, которая становится его главным профессиональным инструментом в работе как с индивидом, группой или целыми организациями и сообществами.
Психология призвана исследовать и постигать самое ценное и сокровенное, чем наделен человек, - его душу, сложный, неповторимый и уникальный внутренний мир. Еще Аристотель утверждал, что учение о душе – это знание о самом совершенном, возвышенном и удивительном. И в самом деле, для науки нет более сложного предмета для изучения, чем человеческая психика.

Вложенные файлы: 1 файл

есть такая профессия.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Есть  такая профессия - ПСИХОЛОГ

1. Область профессиональной  деятельности выпускника.  

Область профессиональной деятельности определена специфической  проблематикой, которой занят психолог. Эта проблематика предъявляет ряд  совершенно особых требований к личности психолога, которая становится его главным профессиональным инструментом в работе как с индивидом, группой или целыми организациями и сообществами.

Психология  призвана исследовать и постигать самое ценное и сокровенное, чем наделен человек, - его душу, сложный, неповторимый и уникальный внутренний мир. Еще Аристотель утверждал, что учение о душе – это знание о самом совершенном, возвышенном и удивительном. И в самом деле, для науки нет более сложного предмета для изучения, чем человеческая психика.

Психолог занимается поиском ответов на интереснейшие вопросы о том, почему человек ведет себя так, а не иначе, почему он к одному стремится, а другое отвергает, почему счастлив или несчастлив, как управлять собой и быть эффективным в общении с другими.

Быть  психологом 

Очевидно, что  человек всю жизнь исследующий  природу и свойства души и сам  становится не совсем обычным человеком. Ведь профессия требует от психолога, чтобы он сам умел делать то, чему учит. И психологов специально обучают  умению управлять собой, искусно слушать и понимать, быстро вникать в суть проблемы и помогать находить решение. Психолог – все время совершенствуется, умеет и любит учиться – читает специальную литературу, встречается с коллегами, занимается собственными исследованиями. Профессиональный психолог не советчик и не великий Учитель, но помощник, который умеет принимать клиента таким, какой он есть и помогает найти решение проблемы или выход из трудной ситуации. Главное, что делает психолог – общаясь с клиентом, создает условия, при которых клиент начинает понимать себя, разбирается в себе, обнаруживает и самостоятельно принимает верное решение и ресурсы для своего развития. Быть психологом – это значит любить свою профессию, постоянно открывать новое в себе и окружающих, помогать людям становиться счастливее.

Психологию  можно разделить  на два основных направления – теоретическую и практическую. Однако настоящий психолог развивается в обоих направлениях, то есть работает и как психолог-исследователь (в науке) и как психолог-практик (помогая людям решать совершенно конкретные задачи и трудности).  

2. Задачи профессиональной  деятельности выпускника.  

Задачи  профессиональной деятельности определяются тремя  основными типами деятельности психолога:исследованием (порождением нового научного знания), обследованием (изучением тех или иных психических свойств и состояний) и преобразованием (корректцией, развитием, формированием). В плане задач, таким образом, психолог выступает в двух основных (условно разделяемых) ролях: как психолог-исследователь и как психолог-практик.

Психолог-исследователь работает обычно в институтах и лабораториях, изучая свойства восприятия, эмоциональных состояний, волевой регуляции и потребностей, закономерностей мышления и поведения, возрастные особенности, межличностные отношения и так далее (всего более 100 отраслей психологии). Зачастую психолог-исследователь работает и со студентами – как преподаватель каких-либо психологических дисциплин. Основная задача психолога-исследователя – создать новое знание, открыть нечто новое о внутреннем мире человека и его поведении.

Психолог-практик работает во всех сферах личной (внутренний мир, семья, отношения с окружающими) и общественной жизни человека – в образовании, медицине, спорте, бизнесе, юриспруденции, военном деле, религиозной практике, искусстве, политике, сфере развлечений и так далее. Основная задача психолога-практика уже не открытие нового знания о человеческой душе, а в том, чтобы помочь человеку, опираясь на уже существующие в психологии знания. В зависимости от сферы деятельности психологи проходят разную специализацию. Самые активно развивающиеся сейчас специализации – это организационная, клиническая, юридическая психология и психология в образовании. В последнее время появляются и новые специализации в психологии, например, психология экстремальных ситуаций. Психологи востребованы в современном обществе в самых разных сферах и эта востребованность с каждым годом только усиливается.  

3. Объекты профессиональной деятельности выпускника.  

В зависимости  от объекта профессиональной деятельности, следует выделить несколько направленностей внутри профессии «Психолог»:  

Организационный психолог – работает в государственных и коммерческих организациях, в консалтинговых фирмах - с организациями, предприятиями любого масштаба. Все чаще для психологов объявляются вакансии на должности директора по персоналу, тренинг-менеджера, внутреннего тренера, психотренера и т.д. в самых разных организациях – от банков и различных коммерческих структур до научных и проектных институтов. Оргпсихолог консультирует руководителя и специалистов по вопросам психологии управления, психологических аспектов маркетинга, рекламы, построения системы мотивирования и профессионально-личностного развития сотрудников, проводит обучение коллектива искусству общения и решению конфликтов, помогает наладить отбор, подбор и аттестацию кадров, выстроить систему нормирования труда, повысить качество обслуживания, организует процесс создания корпоративной культуры, приверженности и многое другое – налаживая общение между людьми в сфере бизнеса.. Это связано, в первую очередь, с пониманием руководителями ценности и значимости «человеческого фактора». Ведь именно персонал, сотрудники компании – главный ресурс развития любой фирмы в современном мире. А персонал – это люди, где каждый человек со своими особенностями характера, мотивации, поведения и к каждому нужно найти подход, понять в каком направлении следует развивать данного сотрудника и развивать ли вообще.

И здесь  организационный психолог незаменим, поскольку следит за «психологической формой» сотрудников, проводит обучение коллектива искусству общения и решению конфликтов, помогает наладить отбор, подбор и аттестацию кадров, взаимодействие между сотрудниками, отделами или крупными подразделениями, повысить качество обслуживания, организует процесс создания и поддержки корпоративной культуры, приверженности и многое другое – налаживая общение между людьми в сфере бизнеса. С персоналом связаны не только основные ресурсы развития, но и главные риски и угрозы безопасности любого современного предприятия. Без качественного психологического сопровождения бизнес-процессов и кадровых решений невозможно добиться ни приемлемой защищенности бизнеса, ни устойчивой конкурентоспособности предприятия.

Безусловно, указанные задачи может решать только обученный специалист – психолог. Время, когда каждый думал, что является спецом в области психологии уходит. Пришло время профессионалов. Психология становится все более востребованным направлением, а в специалистах-психологах видят не только более проницательных людей и «лекарей душ», но и практиков, способных существенно влиять на успешность любого предприятия, любой компании или фирмы. Современный оргпсихолог является именно таким практиком, организующим информационные и психологические процессы на предприятии самым эффективным образом!

Клинический психолог в больницах, клиниках, санаториях или специальных психологических центрах, службах экстремального реагирования (МЧС, антитеррористических служб, реабилитации после попыток суицида), развивающих и обучающих центров, а также центров по работе с людьми с ограниченными возможностями и инвалидами, в организациях и частных кабинетах помогает людям справляться со сложными внутриличностными проблемами и комплексами, зависимостями и психологическими кризисами. Такой специалист помогает справиться с неврозами и повышенной тревожностью, когда человек легко раздражается, слишком близко к сердцу принимает малозначащие события, испытывает состояние психологического дискомфорта. Клинический психолог проводит психологическую реабилитацию после стрессов и психологических травм и так далее – помогая людям справляться с психологическими проблемами.

Юридический психолог – работая в специальных лабораториях судебно-психологической экспертизы, в органах правопорядка, службах дознания, контролирующих органах, службах безопасности крупных компаний, в пенитенциарных заведениях, в консалтинговых фирмах проводит экспертные исследования преступного поведения, психического состояния и психофизиологических особенностей субъекта преступления, проводит анализ психологии преступника, ситуаций насилия, рассматривает психологические условия дорожно-транспортного происшествия, определяет особенности криминальной психологии, выступает медиатором в суде и в досудебном решении споров и многое другое – помогая следствию и людям отстаивать свои интересы в суде и решать проблемы не доводя дела до суда (востребованность в такой посреднической, переговорной деятельности постоянно растет).

Психолог в образовании – в детских садах, общеобразовательных и спортивных школах, гимназиях, лицеях работает с детьми и педагогическим коллективом, помогая воспитанникам, учащимся познавать себя, выстраивать отношения со сверстниками, учителями, родителями, а учителям помогает найти оптимальные формы обучения и воспитания. Одному нужно помочь развить память и внимательность, другому наладить отношения с отцом или матерью, третьему нужно научиться любить или дружить... В образовании психолог консультирует учеников, родителей и учителей в своем кабинете, проводит тестирование, обучающие игры и тренинги, ведет клубы общения, преподает психологию и многое другое – налаживая общение и помогая ученикам познавать себя и мир людей.

Однако в  какой бы сфере человеческой, общественной жизни психолог не участвовал всю его практику можно разделить напять видов деятельности.

Спортивный  психолог – в центрах спортивной подготовки, в спортивных школах, помогая спортсменам овладеть спортивным искусством. Кроме собственно технической спортивной подготовки (техники движений) в спорте крайне важна психическая и психологическая подготовка. Не секрет, что только тот спортсмен сможет показать всё на что он способен, который сумеет отбросить лишнее, сконцентрируется на текущих задачах, будет собран и в тоже время раскрепощен… Успех спортсмена зависит от его психического состояния (призванного оптимальным способом: а) включать в работу все необходимые имеющиеся рефлексы, знания, умения и навыки (на фоне общей уверенности и психической собранности); б) обеспечить возможность выполнения деятельности на максимально возможном уровне согласованности всех функциональных систем спортсмена; в) обеспечить возможность максимально эффективного восстановления в периоды отдыха спортсмена). Совершенствование спортивного мастерства предполагает совершенно равнозначную серьёзную работу на всех трех указанных уровнях (например, что толку от хорошей физической формы, если спортсмен на ответственных соревнованиях находится в предстартовой лихорадке и не может сосредоточиться и показать на что способен? Или, что толку от «оптимального боевого состояния», если у спортсмена наличествует масса «паразитных» движений или имеется неверная «программа действий» в голове?).

Формирование  оптимальной «программы действий» («образа действий», «ориентировочной основы действий») в сознании спортсмена предполагает: а) осознание ошибочных действий или действий, которые возможно оптимизировать, затем - б) отработку их на уровне целостно представляемого действия (идеомоторная тренировка - самопрограммирование деятельности), и только после этого - в) воплощение, отработку новой программы в реальной стрелковой практике. В противном случае придется бороться с уже выработанной ранее «программой действий», вместо того, чтобы оптимизировать ее. Необходимость в идеомоторной проработке и совершенствовании действий до всякого осуществления физического действия в спортивной психологии научно доказана, однозначно подтверждена многими практическими исследованиями и не может ставиться под сомнение, однако внедряется недостаточно интенсивно – мало знают об этом…

Умение входить  в требуемые психические состояния  обеспечивается специальной психологической и психической подготовкой спортсмена. К психологической подготовке относится освоение спортсменом психологических знаний и обретение умений: а) в области управления эмоциональным состоянием, настроением (не только в процессе тренировки или выступления, но и вообще в жизни, в общении с прессой, соперниками, близкими людьми и т.д.); б) в области управления отношениями с людьми – способность быть независимым от конфликтов, от провоцирующих факторов, от манипуляций в общении и прочих дестабилизирующих психику воздействий; в) в области позитивного мышления – способности воспринимать трудности в качестве задач, видеть пути достижения цели, способности мобилизоваться под действием различных помех, умения постоянно совершенствоваться и учиться новому; г) в области психогигиены – знаний о том, как обеспечить физиологически и психически эффективный отдых и восстановление; д) в области психологии деятельности – понимания спортсменом составляющих психического состояния, того, как формируется ориентировочная основа деятельности, от чего зависит общий настрой, скорость, точность, устойчивость качества выполнения движений. Кпсихической подготовке относятся: а) специальные тренировки по управляемому вхождению в каждое из необходимых психических состояний («восстанавливающее состояние»; «оптимальное боевое состояние» (ОБС); необходимые для самовнушения - «ключевое» состояние и «нейтральное» состояния). Обучение данным состояниям достигается с помощью освоения методов аутогенной тренировки, самогипноза, идеомоторной тренировки, метода «Ключ» (Алиев Х.М.), аутогипноидеомоторного метода (Алексеев А.В.), «психофизиологического теста» (управляемое изменение состояния с контролем ЧСС); б) отработка психической устойчивости к факторам «психического заражения» - упражнения на формирование психической устойчивости спортсмена к различного рода раздражающим, дезориентирующим, отвлекающим и прочим мешающим факторам.

Военный психолог – в военизированных и военных подразделениях, в органах безопасности, внутренней и внешней разведке, в спецподразделениях и прочих частях вооруженных сил и сил безопасности страны. Реабилитация и настрой на бой, методы подавляющего, деморализующего воздействия на противника, адаптация психологических знаний к условиям военных действий внутри страны и на территории противника и т.д.

Психолог  в СМИ - формирование общественных настроений и мнения, планирование и психологическая поддержка PR-компаний, политических движений и выборов кандидатов на политические должности, контроль состояний групп и масс, толпы, применение законов психологии к совершенствованию социальных процессов, повышению эффективности информационного воздействия, в т.ч. в рекламе, продвижении товаров и услуг.  

Информация о работе Есть такая профессия - психолог