Вопрос о специфике
русской философии стал сегодня,
в эпоху возрождения ранее "забытой
и проклятой" отечественной религиозно-идеалистической
мысли, одним из самых актуальных.
Вокруг него ведутся острые дискуссии.
Острота их не случайна: проблема специфики
русской философии уходит своими
корнями в осмысление особенностей
отечественной культуры, русского национального
самосознания и в исследование взаимодействия
философствования в России с философскими
идеями, концепциями Запада и Востока.
В первом и
втором томах данного учебника
уже освещалась проблема специфики
философии России применительно
к древней и средневековой
мысли (разумеется, в особом значении
этих понятий для российской
истории), а также к философии
нового времени. Здесь внимание
будет повернуто к философии
того блестящего периода развития
культуры России, который условно
именуется серебряным веком. Тогда,
в конце XIX в., прежде всего благодаря
философии В. С. Соловьева, и
в дооктябрьские годы XX в. (потом
— в эмиграции) российская
философская мысль достигла, пожалуй,
пика своего исторического развития.
Выдающиеся мыслители России, превосходные
знатоки и исследователи зарубежной
философии, были озабочены тем,
чтобы не плестись в хвосте
западной мысли, не быть ее
запоздалыми пропагандистами и
интерпретаторами, а идти в ногу
с мировой философией, взаимодействовать
с нею на равных, вносить собственный
вклад в мировую философскую
культуру. И это начинало удаваться.
Русская философия активно входила
в мировой философский процесс.
Она сыграла бы, вероятно, и большую
всемирно-историческую роль, если
бы этому не помешала революция
в обществе и поистине разрушительная
"культурная революция" большевистского
режима, на долгие десятилетия
обрубившая живительные корни
преемственности российской культуры.
Ведущие философы
дореволюционной России, вынужденные
эмигрировать, за границей не
без успеха продолжили философское
творчество. Но отрыв от Родины,
от питательной почвы российской
культуры не мог не сказаться
на их деятельности. Россия потеряла
свою быстро развивавшуюся философию,
а философы потеряли Россию. Это
обернулось трагедией русской
мысли и культуры. Надо отдать
должное выдающимся мыслителям
России: уже в начале века (особенно
после революции 1905г.) они чувствовали
приближающуюся катастрофу, предупреждали
о ней, мучительно искали истоки
захлестывавших страну революционаристских
умонастроений в противоречиях российской
и мировой истории, в судьбах своей страны,
психологии ее народа и специфике отечественных
культурных, религиозных ценностей и устоев.
В их тревожные размышления были, как правило,
вписаны и раздумья над вопросом о специфике
русской философии, не утратившие актуальности
и сегодня. Этот весьма сложный вопрос
далее будет разбираться с опорой на поиски
особенностей русской философии самими
ее выдающимися представителями.
На рубеже XIX и
XX в., а также в начале XX в. появились
исторические очерки русской философии,
ставившие ее в связь с историей и культурой
России. Философ из Казани Е.Т. Бобров в
1899—1902 гг. издал работу "Философия в
России. Материалы, исследования и заметки"
(выпуски I—VI); Р. Иванов-Разумник в 1907г.
опубликовал двухтомную "Историю русской
общественной мысли"; в 1912г. появились
"Очерки истории русской философии"
Е. Радлова. В советской России, в 1922 г.
(незадолго до арестов, ссылок и высылки
известных философов в том же году из России
на так называемом философском корабле)
успели появиться работы: во Владивостоке
— М. Ершова "Пути развития философии
в России" и в Петрограде — Г. Шпета
"Очерк развития русской философии".
Выдающиеся произведения позднее были
написаны русскими философами в эмиграции.
Н. Лосский опубликовал в Нью-Йорке, в 1952
г., а потом в Париже, в 1954 г., "Историю
русской философии". В. Зеньковский
был автором двухтомной "Истории русской
философии" (Париж, 1948, т. 1; 1950, т. 2). Очерки
по истории русской философии писали в
эмиграции Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк,
Б. Яковенко и др. Немалый вклад в целостное
осмысление русской философии внесли
такие зарубежные авторы, как Ф. Коплстон,
А. Валицкий, А. Койре (США), В. Гердт (ФРГ).
Вопрос о специфике
русской философии сложен прежде
всего потому, что при ответе на него как
бы объединяются в одно целое весьма различные,
подчас противоположные, заостренные
друг против друга идеи и концепции. Поэтому
обобщающие характеристики не должны
заслонять от нас различий внутри философии
России. Далее речь пойдёт о тех или иных
специфических аспектах, особенностях
русской философии. Не следует полагать,
что в философии других стран они вообще
отсутствуют. Черты и особенности, которые
будут выделены и рассмотрены далее, свойственны
и некоторым учениям западной или восточной
философии. Но то, что в зарубежной мысли
как бы рассредоточено между различными,
далеко отстоящими во времени и социальном
пространстве учениями, в русской мысли
конца XIX — первых десятилетий XX в. оказалось
оригинально сконцентрированным в одной
стране, на одном — довольно коротком
— витке развития ее культуры и философии.
Первая особенность
русской философии — глубокое
осмысление ею кризиса мировой
философской мысли и культуры
и поиски новых путей, образцов
(парадигм) философствования.
Тема "кризиса
духа", культуры, философии в русской
мысли была актуализирована примерно
в то же время, что и на
Западе. В. Соловьев обсуждал ее
уже в 1874 г. в своей магистерской
диссертации "Кризис западной
философии (против позитивистов)"
и продолжил ее осмысление
в последующих работах. В те
же десятилетия формировалась
"философия кризиса" Ф. Ницше,
которая стала известна в России
позже, чем философия В.С. Соловьева.
В немалой степени успех критических
идей Шопенгауэра и Ницше в
России 90-х годов XIX в. и особенно
первого десятилетия XX в. обусловливался
подготовленностью нашей отечественной
культуры к восприятию философии
кризиса, "переоценке ценностей".
Внутренний критицизм был издавна
свойствен русской мысли. "О
необходимости и возможности новых
начал для философии" ~ так назвал свою
программную работу И. В. Киреевский. Со
времени Вл. Соловьева философы России
активно искали новые парадигмы философствования,
которые должны были прийти на смену старым
формам, нашедшим свое воплощение в классической
западной мысли.
Тема кризиса
западной цивилизации, культуры,
философии — сквозная для русской
мысли серебряного века. Лишь
немногие ее представители исключали
Россию из этого процесса, полагая,
что кризис больно ударил только
по западной культуре, а Россию,
как говорится, "бог уберег".
Большинство же крупных российских
мыслителей было того мнения,
что кризис затронул и Россию
как европейскую страну, захватил русскую
культуру как составную часть европейской
(или евроазиатской) культуры. После Октябрьской
революции тема "кризиса духа" в русской
философии зазвучала еще громче и трагичнее.
Философы России полагали, что "разорванность
эпохи", "крушение основ", "катастрофическое
положение", так резко проявившиеся
во время первой мировой войны и русских
революций, суть признаки глубокого кризиса
всей мировой цивилизации. Они по существу
предвидели, что к теме кризиса философия
в XX в. должна будет неоднократно возвращаться.
И в самом деле, многие мотивы философии
кризиса звучат и сегодня, на исходе столетия.
В чем же русские философы видели главные
приметы кризисного состояния философии,
отражавшего кризис культуры и цивилизации?
В ответе на этот вопрос концентрировано
выражена еще одна особенность русской
философии серебряного века.
Вторая особенность
русской философии XIX—XX вв. —
её борьба против абстрактности
классической мысли, против "отвлеченных
начал".
Это была тема,
талантливо заявленная И. Киреевским,
В. Соловьевым и подхваченная
другими выдающимися философами
России. Неверно было бы полагать,
что в западной философии не
было сходных мотивов. А. Шопенгауэр,
С. Кьеркегор, Ф. Ницше в XIX
в. начали свою борьбу против
диктата рационалистических систем
с их абстрактными, т. е. односторонними
принципами, против их претензий
на универсальную власть над
человеческой жизнью. Но такие
философы долгое время были
как бы на обочине западного
философского процесса. Философия
жизни формировалась в начале
столетия — по существу параллельно
с оригинальным философствованием
русских мыслителей. В русской
же мысли специфическая философия
жизни, настаивавшая на первенстве
жизненно-практического начала по
отношению к абстрактно-теоретическому,
стояла в центре философствования уже
в конце XIX и самом начале XX в. При этом
русские мыслители подхватили идею немецких
идеалистов о примате практического разума
перед теоретическим. Однако, полагали
они, надо пойти дальше и утвердить примат
жизни, реальной практики по отношению
к разуму, теоретическому или практическому.
Русское мышление, отмечал С. Л. Франк в
статье "Этические, философско-правовые
и социально-философские течения в современной
русской философии вне СССР" (1936), никогда
не удовлетворялось абстрактно-теоретическим
познанием, но всегда устремлялось к конкретному
религиозно-этическому мировоззрению,
непременно включавшему тему спасения
человека и человечества.
Русские философы
конца XIX — начала XX в. не были
в ряду тех, кто первым выступил
против преувеличенных претензий
рационализма и сциентизма нового
времени. Но они оказались среди
первых европейских мыслителей,
увязавших кризис нововременного
рационализма и сциентизма с общим кризисом
западной цивилизации. Во фронтальной
критике рационализма западной философии
нового времени правомерно усматривать
третью особенность русской философии
и предвосхищение ею антисциентистских,
антирационалистических движений европейской
мысли, оформившихся между двумя мировыми
войнами. Сегодня, когда философия "постмодерна"
пытается критически осмыслить суть "модерна"
— культуры и философии нового времени,
некоторые обращенные против модерна
критические возражения объективно выглядят
как повторение уже сказанного русскими
философами. Предвосхищением ряда более
поздних тенденций стала инициированная
В. Соловьевым и поддержанная другими
русскими мыслителями линия философствования,
в соответствии с которой философия должна
осмыслить рациональное познание в его
органическом единстве с внерациональными
формами освоения мира — непосредственной
"явленностью" мира, открытостью
Бытия мира и Бога благодаря "прозрению",
"интуиции", "озарению".
Четвертая особенность
русской философии заключалась
в том, что тема изначально
и объективно данного единства
космоса, природы, человека. Бога,
единства жизни, истории и познания
была центральной в русской
религиозно-космологической метафизике,
ведущей свое происхождение от
ряда идей и течений мировой
мысли, но особенно — от
философских идей метафизики
Всеединства и Богочеловечества
В. Соловьева. Конечно, отнюдь
не вся русская философия серебряного
века была направлена на разработку
этой метафизики. Но можно с
уверенностью утверждать, что наиболее
крупные философы России XX в. —
Н. Бердяев, Л.Шестов, С. Булгаков,
И. Ильин, С. Франк, Н. Лосский, П. Флоренский
— оригинально мыслили именно в духе такой
философии. Здесь прослеживаются аналогии
с рядом учений западной религиозной философии
XX в., которые, однако, оформились позже,
чем идеи русской религиозной метафизики.
Религиозный идеализм
(даже в случаях, когда он, как
у С. Булгакова или П. Флоренского,
перерастал в теологию) оставался
высокопрофессиональным, даже изощренным
философствованием. Нельзя забывать,
что в России того же времени
религиозно-идеалистической метафизике
решительно противостоял, став ее
главным идейным противником,
материалистический атеизм, воплощенный
главным образом в быстро распространявшемся
марксизме. Философские работы
Г. Плеханова, В. Ленина, в начале
века известные лишь в узких
марксистских кружках, приобретали
все большую популярность. Некоторые
из религиозных философов, будущих
выдающихся мыслителей России (Н.
Бердяев, С. Булгаков, П. Струве
и др.), прошли через увлечение
марксизмом. В конце XIX в. они
примыкали к так называемому
легальному марксизму. Однако
грянула первая русская революция
1905г., показавшая всю опасность
российского бунта, и пришли
отрезвление и покаяние. Отступление
от религии, отказ от Бога
были восприняты этими философами
как главнейшая причина социальных,
духовных, нравственных потрясений,
уже постигших и еще ожидающих
Россию. Новый синтез Бого- и миропознания,
воплощение Бога в мире и человеке (что
В. Соловьев называл "свободной теургией")
начали интересовать русских религиозных
идеалистов в первую очередь.
Пятая особенность
русской философии заключалась
в стремлении мыслителей России
органически объединить гносеологию,
новую онтологию со смысложизненными,
этическими, эстетическими измерениями
бытия и познания. При этом экзистенциально-персоналистические
акценты, опять-таки объединенные с религиозными
началами, оказались в центре внимания.
Необходимо подчеркнуть, что онтологический
и экзистенциально-персоналистский повороты
в российской мысли также состоялись раньше,
чем в западной философии. "...Употребляя
современное выражение, — писал Н. А. Бердяев
в "Русской идее" (1946), — можно было
бы сказать, что русская философия, религиозно
окрашенная, хотела быть экзистенциальной,
в ней сам познающий и философствующий
был экзистенциален, выражал свой духовный
и моральный опыт, целостный, а не разорванный
опыт. Величайшим русским метафизиком
и наиболее экзистенциальным был Достоевский".
О самом Н. Бердяеве и о Л. Шестове нередко
говорят как о ранних экзистенциалистах
и персоналистах. Русская экзистенциально-персоналистская
мысль проделала часть своего пути прежде,
чем течения экзистенциализма и персонализма
появились на Западе. К сожалению, по разным
причинам, а в особенности из-за языкового
барьера, русская философия даже в серебряный
век была мало известна на Западе. Лишь
в редких случаях можно говорить о непосредственном
влиянии русских мыслителей на философов
Запада. (Так, один из основателей персонализма
Э. Мунье, выдающийся философ М. Шелер испытали
воздействие философии Н. Бердяева. К.
Леви-Стросс признавал влияние русских
ученых Р. Якобсона и Н. Трубецкого на формирование
структурализма.)
Новый антропологический
поворот был выражен, например,
в призыве Н. Бердяева написать
"антроподицею", оправдание человека.
Внимание концентрировалось на мире личности.
Поворот к человеку и личности соединялся
в русской философии с резкой критикой
западных субъективистско-индивидуалистических
концепций.
Некоторые историки
считают эту особенность русской
философии определяющей и связывают
ее с пристальным интересом
русских мыслителей к проблемам
философии истории. В. В. Зеньковский
писал:
«Если уже нужно
давать какие-либо общие характеристики
русской философии — что само
по себе никогда не может
претендовать на точность и
полноту, — то я бы на
первый план выдвинул антропоцентризм
русских философских исканий.
Русская философия не теоцентрична
(хотя в значительной части своих представителей
глубоко и существенно религиозна), не
космоцентрична (хотя вопросы натурфилософии
очень рано привлекали к себе внимание
русских философов), — она больше всего
занята темой о человеке, о судьбе и путях,
о смысле и целях истории. Прежде всего
это сказывается в том, насколько всюду
доминирует (даже в отвлеченных проблемах)
моральная установка: здесь лежит один
из самых действенных и творческих истоков
русского философствования. Тот "панморализм",
который в своих философских сочинениях
выразил с исключительной силой Лев Толстой,
с известным правом, с известными ограничениями
может быть найден почти у всех русских
мыслителей... С этим связано и напряженное
внимание к социальной проблеме, но ярче
всего это обнаруживается в чрезвычайном,
решающем внимании к проблемам ucmopuocoфии.
Русская мысль сплошь историософична,
она постоянно обращена к вопросам о "смысле"
истории, конце истории и т.д.»