Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 10:25, доклад
Задумываясь над темой жестокости детей и подростков, сразу на ум приходят такие вопросы как: Почему проявляется жестокость в детском и подростковом возрасте, откуда столько агрессии у современных подростков? Что это – влияние телевидения, дань моде, вызов обществу, попытка самоутвердиться? Как уберечь своего ребенка от проявлений агрессии? Как воспитать человеком, который не поднимет руку на слабого?
И конечно же сложно, а порой невозможно ответить на эти вопросы, которые с ужасом задают себе родители, видящие множество роликов со сценами насилия в школе.
Жестокости детей и подростков
Задумываясь над темой жестокости
детей и подростков, сразу на ум приходят
такие вопросы как: Почему проявляется
жестокость в детском и подростковом возрасте,
откуда столько агрессии у современных
подростков? Что это – влияние телевидения,
дань моде, вызов обществу, попытка самоутвердиться?
Как уберечь своего ребенка от проявлений
агрессии? Как воспитать человеком, который
не поднимет руку на слабого?
И конечно же сложно, а порой невозможно
ответить на эти вопросы, которые с ужасом
задают себе родители, видящие множество
роликов со сценами насилия в школе.
Истоки жестокого поведения мы можем
найти и в школе, и дома. Доказано, что чаще
всего агрессию проявляют дети, чьи родители
уделяют им мало внимания, ориентированы
на карьеру. В данном случае, жестокость – это способ
ребенка доказать миру, что он может быть
независимым, что он отвергает ценности
этого общества. В данном случае жестокость
– это выплеск злости, обиды на недополученную
ласку, внимание. К такому же результату приводит
проявление жестокости в семье, как морального,
так и физического подавления ребенка.
В этом случае ребенок мстит окружающим
за полученные травмы, моральное унижение.
Но это еще далеко не все: дети, родители
которых позволяют им все, также могут
стать еще более жестокими и агрессивными.
Они не понимают, что могут быть наказаны
за какой-либо поступок, состоятельность
родителей часто дает «иммунитет» перед
работниками полиции. В таких ситуациях
жестокость является следствием безнаказанности.
Но даже благополучная семья – не
гарантия того, что подросток не будет
проявлять жестокость. Как ни печально,
но часто виновата школа. Учителя не замечают
конфликтов внутри класса, закрывают на
них глаза, хотя именно учителя и классные
руководители отвечают за атмосферу в
классе и легко могут заметить отклонения
от нормальных взаимоотношений между
школьниками. Скажем прямо, некоторые
боятся, некоторые не хотят лишних хлопот
и ответственности. Они оправдывают себя
тем, что всегда в классе есть дети, которые
становятся «козлами отпущения» и есть
агрессоры, лидеры. Но разве это повод
отпускать ситуацию на самотек, разве
мало сейчас случаев самоубийства среди
школьников, доведенных издевательствами
одноклассников до предела?
Ситуация, когда в классе начинается травля новенького или ребенка, который чем-то отличается от других, ненормальна. Ее можно избежать и контролировать. Опыт показывает, что беседы с детьми на эту тему приведут к положительному результату в подавляющем большинстве случаев. Чаще всего агрессия в классе появляется тогда, когда школьниками не интересуются, не пытаются найти индивидуальный подход к ним и привить какие-то моральные нормы. И тогда травля слабых и «не таких» расцветает вовсю. Если не пытаться исправить ситуацию, то могут быть печальные последствия..
А еще важно донести до подростка, что есть не только жертва и обидчик, есть еще соучастники – все те, кто бездействует. Те, кто просто смотрит или смущенно отводит глаза. Что родители могут сделать, чтобы их ребенок не проявлял жестокость по отношению к другим? Как ни банально звучит – подавать ему пример своим поведением. Разговаривать с ребенком, не игнорировать его проблемы, не злоупотреблять наказаниями, не требовать идеального поведения – вот некоторые правила. Подростку иногда бывает нужно выплеснуть энергию, пусть он это сделает без вреда для окружающих: на занятиях спортом, например. А еще ребенку с детства надо объяснить, что есть не только «я так хочу», но и обязанности, необходимость считаться с другими людьми.
Подростковая жестокость во всем мире приобретает ужасающие формы и масштабы: школьники расстреливают одноклассников; избивают сверстников, снимая действие на мобильный телефон и выкладывая видео в интернет; доводят одноклассников до самоубийства. Вот только некоторые факты, подтверждающие это:
Россия. В одной из школ Благовещенска ученики 8-го класса избили свою соученицу, сняли избиение на видео и выложили в интернете. Девочку толпой пинали и оплёвывали.
Россия. В Тюмени 14-летняя школьница Наташа Суворова выпрыгнула с 8-го этажа, не выдержав издевательств со стороны одноклассниц.
Польша. 14-летняя ученица 2-й гимназии города Гданьска повесилась после того, как одноклассники во время урока раздели ее догола и сняли на видеокамеру мобильного телефона. В настоящее время в отношении пяти ее одноклассников возбуждено уголовное дело по статье “Доведение до самоубийства”.
Россия. 19-летний Сергей Андрюшин в девять утра на узкой ульяновской дорожке повздорил с группой ребят помладше. Сергей приехал из другого района, по одной из версий, этого оказалось достаточно, чтобы на школьном дворе его забили железными прутьями и арматурой.
Россия. Стая детдомовцев нанесла мужчине около 47 повреждений различной степени тяжести в области головы, на туловище — около 130 и на конечностях — около 160. Всего — более 300. Экспертиза показала, что погибшего не только жестоко убили, но еще и частично съели.
Великобритания. В январе 2005 года в Великобритании завершился процесс над двумя школьницами, которые взяли в плен свою 12-летнюю подружку и издевались над ней в течение трех часов.
Великобритания. В октябре прошлого года 12-летней ученице колледжа в Шиффелде изрезали лицо ножом только потому, что ее успехи в учебе кому-то из одноклассников не нравились.
О том, чем вызвана агрессивность у подростков, рассказал практический психолог Олег Зонтов.
Эмоциональная нестабильность. Подростки не могут себя контролировать во время конфликта и зачастую идут до конца. Там, где взрослый может остановиться, подросток полезет в драку и будет бить, пока не выплеснет эмоции.
“Потому что мы стая”. Главное в таком возрасте - находиться в группе, “стае” и не стать “белой вороной”. При этом “стая” сама выбирает жертву и чаще всего по физиологическому признаку: “толстая”, “худая”, “очкарик”.
“Кодекс чести”. У подростков есть нормы и правила поведения в группе, и того, кто их нарушает, сразу же отторгают и подвергают агрессии. Агрессия, кроме физической (применение физической силы) и вербальной (оскорбления), может выражаться в форме раздражительности, подозрительности, обидчивости. Это тоже проявления агрессии, только выраженные по-другому.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила коэффициент подростковой жестокости в 35 странах Европы и Северной Америки. В ходе исследования выяснилось, что в Венгрии живут самые жестокие девочки, а в Чехии - мальчики.
Определение агрессивности подростков - в возрасте с 11 до 15 лет - было произведено в рамках традиционного изучения поведения детей школьного возраста, результаты которого ВОЗ публикует каждые четыре года.
В этот раз ученые исследовали 161 000 школьников из 35 стран.
Социологи определили, что 32% венгерских девочек и 69% чешских мальчиков за прошедший год были вовлечены хотя бы в одну драку. Соответственно, обе страны получили самый высокий коэффициент подростковой жестокости. Эстония, Литва и Бельгия также вошли в пятерку стран с высочайшим коэффициентом агрессивности среди девочек, а Литва, Латвия и Израиль - среди мальчиков.
Страной самых мирных подростков оказалась Финляндия, в которой лишь 13% девочек и 37% мальчиков дрались в 2005 году.
Чтобы предупредить подростковую жестокость, взрослому необходимо сотрудничать с подростком, ценить его как личность.
Ошибаются те, кто считают, что детская жестокость – это естественная возрастная особенность. И устранится сама собой по мере взросления. Если ребёнок бесконтрольно и безнаказанно совершает жестокие поступки, то такое поведение может войти в привычку и закрепиться в старшем возрасте. Поэтому с малых лет необходимо пресекать проявления жестокости, а главное - активно формировать способность к сочувствию и сопереживанию. Ребёнка, который проявил жестокость по неосторожности или незнанию, не следует наказывать. Ему надо доступно объяснить, какой ущерб он причинил, вызвать у него эмоциональное переживание, заставить задуматься над последствиями своих действий. Дети нередко бывают, жестоки по отношению друг к другу, поскольку ещё не вполне освоили навыки конструктивного общения и сотрудничества. Серьёзной ошибкой родителей и педагогов является попустительство или даже поощрение жестокого отношения детей к сверстнику, который им чем-то не угодил или просто чем-то от них отличается (например, особенностями внешности, речи и т.п.). Задача старших - формирование здоровых отношений между детьми, где никто не отвергнут и не унижен. Взрослым также необходимо самим являть пример доброты и гуманности в человеческих отношениях, прежде всего в отношении к детям. Поэтому необходимо контролировать круг интересов детей, исключая насилие и жестокость.
В большинстве
цивилизованных стран
А с другой стороны, проблема детской жестокости – это вопрос к нынешнему обществу. Пока наше общество не измениться, никакие программы не помогут.