Жизнь и философские взляды Леонардо да Винчи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 22:52, реферат

Краткое описание

В дословном переводе с греческого "философия" - любовь к мудрости. Не мудрость, а именно неодолимое сердечное влечение и страстная привязанность к ней. Что касается мудрости, то она, по Леонардо, "есть дочь опыта". Леонардо был против умозрений и в живописи видел, прежде всего, опыт — опыт познания, в котором взаимодействие человека с окружающим миром утоляет его любовь к этому миру. Любящий, писал он в своих заметках, движим любимой вещью. В творчестве, считал он, происходит обоюдное соединение взаимно любящих сторон - природы (мира) и человека, опыт освоения ее (его) он брал себе в наставники, нарочито противопоставляя себя книжникам-философам: "Скажут, что, не имея книжного образования, я не смогу хорошо сказать то, о чем хочу трактовать... Не знают они, что мои предметы более чем из чужих слов должны быть почерпнуты из опыта, который был наставником тех, кто хорошо писал..." В его собственном опыте искусство освоения мира было едино во всех своих ипостасях художественно-эстетической, инженерно-технической и научно-познавательной.

Содержание

ВСТУПЛЕНИЕ
1.Краткая биография
2.Леонардо и его мир
3.Его дневники и зеркальное письмо
4. Леонардо союз науки и искусства
ВЫВОД:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Леонардо да Винчи.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Минестерство образования и науки Украины

Бердянский государственный педагогический университет

                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему:

 

« Жизнь и философские взляды Леонардо да Винчи »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки

203 группи

Димитровой Кристины

Преподователь:

Швачунова О.С

 

 

 

Бердянск,  2014

 

ПЛАН

ВСТУПЛЕНИЕ

1.Краткая биография

2.Леонардо и его мир

3.Его дневники и зеркальное  письмо

4. Леонардо союз науки  и искусства

 ВЫВОД:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  
ВСТУПЛЕНИЕ

"Взгляни на свет и вглядись в его красоту. Мигни глазом, глядя на него, - тот свет, который ты видишь, раньше не был, и того, который был, теперь уже нет. Что его воссоздает, если создатель непрерывно умирает?"  
          Поразительная фраза, подобных которой немало в записках Леонардо да Винчи, но, главное, в ней приоткрывается тайна восприятия бытия, мира, космоса этим, в общем-то, закрытым для окружавших его людей, мыслителем. Был ли он философом? Считал ли себя таковым? 
            В дословном переводе с греческого "философия" - любовь к мудрости. Не мудрость, а именно неодолимое сердечное влечение и страстная привязанность к ней. Что касается мудрости, то она, по Леонардо, "есть дочь опыта". Леонардо был против умозрений и в живописи видел, прежде всего, опыт — опыт познания, в котором взаимодействие человека с окружающим миром утоляет его любовь к этому миру. Любящий, писал он в своих заметках, движим любимой вещью. В творчестве, считал он, происходит обоюдное соединение взаимно любящих сторон - природы (мира) и человека, опыт освоения ее (его) он брал себе в наставники, нарочито противопоставляя себя книжникам-философам: "Скажут, что, не имея книжного образования, я не смогу хорошо сказать то, о чем хочу трактовать... Не знают они, что мои предметы более чем из чужих слов должны быть почерпнуты из опыта, который был наставником тех, кто хорошо писал..." В его собственном опыте искусство освоения мира было едино во всех своих ипостасях художественно-эстетической, инженерно-технической и научно-познавательной. Это было для него не просто одно, но жило своими гранями, органично переходящими друг в друга. 
    Итак, познание движимо любовью. Но и "любовь есть дочь познания", считал он. Одно в другом, обоюдно. В этом брачном отношении постижения сути вещей происходит восхождение к идеалу, к всеобщему. 

 

1.Краткая биография

В одном из каменных домов городка Винчи , расположенного в горах Тосканы, 15 апреля 1452 года родился, пожалуй, самый многогранный гений Возрождения  Леонардо. Исследователь загадочных явлений, создатель,   тревожащих воображение улыбок, за которыми кроется, непознаваемая глубина, и рук, указующих в неизвестность, в горные выси, он казал   временникам волшебником. Люди последующих поколений называли его   итальянским Фаустом.  
Загадка Леонардо начинается с его рождения. Он был незаконно рожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно. Мы не знаем ни ее фамилии, ни возраста, ни внешности, не знаем, была ли она умна или глупа, училась ли чему или нет. Биографы называют ее  молодой крестьянкой. Пусть это так и будет. В Винчи существует традиция называть ее хозяйкой таверны. Она знакома нам под именем Катерина.  
           Об отце Леонардо, Пьеро да Винчи, известно гораздо больше, но тоже недостаточно. Он был нотариусом и происходил из семьи, которая обосновалась в Винчи, по крайней, мере, в XIII столетии. Четыре поколения его предков также были нотариусами, были достаточно бережливыми, чтобы стать землевладельцами и войти в число состоятельных горожан, носящих титул Сеньор, который уже по наследству перешел и   к отцу Леонардо. 

О том, как проходило детство Леонардо в Винчи, нам ничего неизвестно. В более поздние годы он увлекался ботаникой, геологией, наблюдениями за полетом птиц, игрой солнечного света и тени, движением воды. Все это свидетельствует о его любознательности и еще о том, что в молодости он много времени проводил на свежем воздухе, прогуливаясь по окрестностям городка. Эти окрестности, которые мало изменились за последние пятьсот лет, и сейчас чуть ли не самые живописные в Италии.

 

2.Леонардо и его мир

Среди более семи тысяч страниц рукописей и рисунков Леонардо, сохранившихся до наших дней, нет ни одной, которая касалась бы его юности. У него вообще чрезвычайно мало заметок, имеющих отношение к собственной жизни. Однажды, излагая на бумаге теорию формирования рек, он обронил название деревни, в которой жил в детстве  Анхиано,   и тут же зачеркнул это слово,

Его образование, очевидно, было таким, как у всякого живущего в маленьком городке мальчика из хорошей семьи: чтение, письмо, начало математики, латынь. Латынь никак ему не давалась, он вынужден был бороться с ней до конца своих дней: большая часть книг, представлявших для него ценность, была написана именно на этом языке, хотя эпоха  Возрождения дала сильнейший толчок к использованию народного итальянского языка в литературе и ко времени его смерти на итальянском было опубликовано множество книг. Леонардо прекрасно сознавал недостатки своего образования, отсутствие в нем системы и глубины и впоследствии чувствовал необходимость защищаться от безымянных критиков, которые говорили, что он не эрудит.

Его почерк удивителен, Он пишет справа налево, буквы перевернуты так, что текст легче читать с помощью зеркала. Имеется множество версий, почему он писал именно таким образом, Одна из них гласит, что он хотел защитить свои научные идеи от любопытствующих, другая, что он был еретиком и постоянно жил в страхе разоблачения и наказания. Однако на самом деле он был еретиком не больше, чем многие другие люди его времени, к тому же был весьма далек от мысли скрывать свои идеи, даже наоборот, при возможности всячески стремился их публиковать. Наиболее логичное объяснение его почерка: он был левша, и для него было просто удобнее так писать. При необходимости, например, когда он обращался к кому-то с письмом или давал письменные указания, он писал, как все люди.  

Философские воззрения Леонардо существенны, таким образом, не в свете исторической перспективы, а прежде всего как  явление своего времени, рассматриваемое в своем историческом контексте в качестве особого , оригинального   выражение  главнейших тенденций ренессансной мысли Леонардо сформировался вне университетской профессиональной научно- философской среды конца 15 в. Главным источником формирования научных и философских интересов молодого  Леонардо была несомненно  боттега – мастерская. Близкое знакомство Леонардо  со многими его современниками – учеными, математиками, мастерами, строителями, медиками, архитекторами, астрономами, в сочетании с напряженным интересом к самым острым и важным проблемам наук о природе позволило ему быть в курсе современного состояния знаний о мире. 

Стремление охватить все богатство и разнообразие природных явлений в своих наблюдениях, все понять, проанализировать, не подчиняя их в то же время привычной устоявшейся схеме, приводило к тому, что Леонардо и не ставил перед собой задачи создания некоего всеобъемлющего свода. Для сведения воедино материала, им лихорадочно собираемого, не могло хватить и десятка таких богато заполненных  неперестанной работой жизней. Главное в незавершенных поисках Леонардо – попытка создания нового метода познания.

 

3.Его дневники и зеркальное  письмо

Когда Леонардо умер, он оставил после себя более 5000 страниц заметок и эскизов. Он писал свои дневники "секретным" зеркальным методом, которому научился сам. Почему он замаскировывал свои заметки? Может быть таким образом он защищал себя от церкви? 
           Мы не должны забывать, что хотя Ренессанс и был периодом просвещения церковь оставалась могущественной организацией. Большая часть того, что написал Леонардо, шло против учений церкви и удивительно, что он не попал в большую беду. Другая теория та, что будучи левшой, эксцентричный Леонардо нашел более удобным писать таким методом и ни один учитель не пытался изменить его. 
 
4. Леонардо союз науки и искусства

"Тот не является гармоничным, кто не имеет равного острого интереса ко всем вещам в пределах границы картины",писал Леонардо в своих записках. Леонардо определенно имел интерес "ко всем вещам". Биология, анатомия, ботаника и инженерное искусство являлись частью его картин. Возьмем, например, его полотно "Поклонение Волхвам", написанную в 1481-82 годах, в которой младенец Иисус впервые предстал перед миром. На картине мы видим несколько десятков мужчин и женщин, несколько лошадей, верблюда, деревья, скалы, строения с колоннами, ступеньками и арками. Когда Леонардо писал человека, склонившегося в поклоне, он детально выписывал каждый мускул. Чтобы правильно изобразить каждую деталь, необходимо знать и понимать человеческое тело. Чтобы правильно написать поднявшуюся на дыбы лошадь, необходимо было знание анатомии лошади.      Не были также пропущены детали деревьев и скал. Здание на заднем плане выглядит изящно с точными архитектурными деталями, что показывает глубокие познания Леонардо в области архитектуры и инженерного искусства. Для Леонардо написание картин являлось таким же упражнением в науке как и в искусстве

Важная часть его заметок являлась учебным пособием по живописи. Он верил, что в живописи существуют правила также, как и в законах математики. Его "Трактат о живописи" включает изучение геометрии, оптики, перспективы и пропорций, которые являлись центральными акцентами его работ. Хотя он никогда не заканчивал свои записи по тому или иному предмету, любой современный художник может найти много полезных для себя вещей в этих записях. 
             Одним из величайших вкладов Леонардо в науку явилось изучение человеческой анатомии. В то время как большинство художников расценивали анатомию в качестве инструмента для своих рисунков, Леонардо заинтересовался пониманием работы, совершаемой человеческим телом. Его не напугало негативное отношение Церкви к анатомическому изучению мертвого тела. В общем Леонардо изучил более тридцати тел методом резекции. В результате этих изучений он смог сделать модель человеческого сердца, глаза и мозга. Он произвел детальное описание своих исследований при рассечении тел, которые показали, что его знания о человеческом теле намного опережали его время. В процессе исследований Леонардо сделал множество зарисовок. Одним из них является рисунок вскрытого чрева с эмбрионом человека внутри. Положение пуповины эмбриона удивительно правильное. Он был одним из первых, кто сделал зарисовки частей тела в сечении, давая название индивидуальных частей. Этим методом пользуются и сегодня. 
             Он уделял особое внимание человеческому глазу и понял то, что сейчас известно как основные принципы оптики. Он правильно заметил, что образы обратно на сетчатке человеческого глаза и высказал мнение о свойстве преломления света. Он также понял, что глаз является линзой, которая присоединяется к мозгу с помощью нервов.

 

          ВЫВОД:

Многие открытия и изобретения Леонардо были поистине удивительными. Когда он был еще молодым, он писал: "Я хочу сделать чудо". Понимал ли он , что его желание осуществилось? Ренессанс был веком, когда люди только начали открывать новое и заново открывать старое в мироздании. Были художники, музыканты, ученые, архитекторы, математики, инженеры, изобретатели и философы, но только Леонардо да Винчи был единственным, кто объединял в себе все эти качества. Как только он начинал один проект, его тут же охватывала идея другого. У него было неиссякаемое воображение и "оригинальность мышления". "Тот, кто при обсуждении цитирует авторитет, тот пользуется не интеллектом, а памятью", писал он. Леонардо , истинный сын Ренессанса, использовал свой интеллект, чтобы заглянуть в будущее и помочь сотворить мир, в котором мы сейчас живем.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.http://www.imss.fi.it/index.html   “ Institute and Museum of the History of Science”  Florence, Italy

2. “Материалы Международной научной конференции посвященной 550-летнему юбилею со дня рождения Леонардо да Винчи и 130-летия Политехнического Музея ”  г. Москве ,2002г.

        3. Б. Нардини “Жизнь Леонардо” г. Москва, 2003г.

4. Воронков Ю.С., Кувшинов С.В. «Современное образование: между прошлым и будущим. Чем нам может помочь Леонардо да Винчи?», г.Москва,2005 гг.

         5. Л. да Винчи. «Суждения о науке и искусстве».


Информация о работе Жизнь и философские взляды Леонардо да Винчи