Задатки. Способности. Мотивы. Потребности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 20:21, реферат

Краткое описание

Задатки – анатомо-физиологические особенности человека, являющиеся основой для формирования способностей.
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость овладения ими.

Вложенные файлы: 1 файл

Задатки.+Способности.+Мотивы.+Потребности.docx

— 19.68 Кб (Скачать файл)

Задатки. Способности. Мотивы. Потребности.

Задатки – анатомо-физиологические особенности человека, являющиеся основой для формирования способностей.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Их можно классифицировать на:

  1. Природные (или естественные) способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врождёнными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы получения условно-рефлекторных связей;
  2. Специфические человеческие особенности имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде.

Они подразделяются:

А) Общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общении, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.).

Б) Теоретические, определяющие человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственен лишь одарённым людям.

В) Учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определённой деятельности (общении) – талантом.

Г) Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно - деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одарённостью, т.е. единством общих способностей, обуславливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Способности – не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общении. Развитие способностей происходит поэтапно.

Потребность понимается как необходимость, нужда,  но не всякую нужду можно назвать потребностью.

Потребности выступают как источник активности человека. По источнику формирования все потребности делятся на:

    • Первичные (биологические);
    • Вторичные (социальные);
    • Духовные;

Первичные потребности – потребности в пище, воде, температурном комфорте, сне, сексуальные потребности. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование. Биологические потребности преобразуются под влиянием жизни в обществе, проявляют и развиваются иначе, у животных. В ходе развития человеческого общества возникают и развиваются специфические человеческие – социальные и духовные потребности.

Социальные потребности включают потребности: принадлежность к группе, в признании, уважении и любви, самоутверждении.

Духовные потребности – это потребности в познании мира, самоуважении и самореализации, эстетические потребности.

Неудовлетворение основных потребностей:  в безопасности, сопричастности, любви, уважении, тормозит развитие личности и может привести к отклонениям в развитии, фрустрации, болезни.

Жизнь личности складывается совершенно по-разному в зависимости от того, на удовлетворение каких потребностей он сосредоточена, на потребностях низших уровней или на потребности в самоактуализации, удовлетворении которой обеспечивает развитие личности и личностный рост.

Самоактуализирующиеся личности видят мир таким, каков он есть, а не таким, каким бы им хотелось его видеть, они живут в ладу с собой, ведут себя просто и естественно, не беспокоятся по пустякам, умеют спокойно переносить одиночество, не идут на поводу у людей и обстоятельств, ответственны и самостоятельны. Они умеют радоваться, сохранять способность удивляться, приходят в восторг, обладают творческими способностями.

Потребности определяют мотивы деятельности. Если потребность – это определенное направление, вызванное нуждой в чём-то, но она еще определяет направление активности субъекта, то мотив  выступает как побуждение к действию, как стремление к удовлетворению потребности, это готовность психики, направляющая к определённой цели.

Мотив может иметь такие психологические проявления, как желания, хотение, намерение, стремление. Основными характеристиками мотива являются его сила и устойчивость.

Сила мотива оценивается по степени и глубине осознания потребности и само мотива, по его интенсивности.

Аткинсон предложил формулу для оценки мотива:

 

М – сила мотива;

П – мотив достижения успеха, как свойство личности;

В – субъективно оцениваемая вероятность достижения поставленной цели;

З – значимость достижения цели для личности;

Устойчивость мотива определяется его сохранением во времени, его проявлением во всех остальных видах деятельности человека. Сила и устойчивость мотивации влияет на её успех. Усиление мотивации до определённого уровня увеличивает продуктивность и успешность деятельности при дальнейшем увеличении мотивации показатели начинают снижаться.

Функции мотивов

  • Побуждающая  (отражает направленность энергии мотива на определенный объект, что определяет выбор поведенческих стратегий);
  • Регулирующая (мотив предопределяет характер поведения, которое зависит от того, какие мотивы оказываются наиболее значимыми в каждый конкретный момент времени);

Мотивационные свойства личности – закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотива: мотив достижения (устойчивое стремление личности к достижению высоких результатов в какой-либо деятельности. Для таких людей характерна высокая активность. Уверенность  в себе, высокая самооценка. Стремясь к успеху, они ставят более сложные задачи, в большей степени рискуя, стремятся к повышению уровня своих достижений);

  • Мотив избегания неудачи (главным побуждением является стремление избежать неудачи. Такие люди выбираю чаще всего лёгкие задачи, т.к. бояться оказаться неудовлетворёнными. Они могут выбирать и очень трудные задачи, т.к. неудача в этом случае не воспринимается как личностный неуспех, а лишь как следствие обстоятельств);
  • Мотив власти (власть рассматривается как способность человека проводить свою волю вопреки сопротивлению других людей. Личность с выраженным мотивом власти получает удовлетворение от контроля над другими, от возможности судить, устанавливать нормы и правила поведения);
  • Мотив аффилиации  (стремление к контактам с другими людьми, стремление к сотрудничеству и одобрению, стремление строить взаимоотношения с людьми на основе доверительного отношения, равенства партнёров по обращению.
  • Обратной стороной этого мотива является боязнь отвержения, которая проявляется в боязни быть отвергнутым, неприятным. У людей с преобладанием мотива отвержения проявляются неуверенность в себе, скованность в ситуациях обращения);
  • Альтруистические мотивы (проявляются в потребности помогать другим на бескорыстной основе. В основе – способность на безвозмездную жертву, потребность отдавать и чувство ответственности);
  • Локус-контроль (характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет своё поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей).
    • Интеральный локус-контроль – поиск причин поведения и ответственности в самом человеке (себе);
    • Экстеральный локус-контроль – локализация таких причин и ответственности вне человека (в окружающей его  среде, судьбе);
  • Самооценка (оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Самооценка выражает степень развития чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения к тому, что входит в сферу «Я» - индивида. Она определяет не только отношение к себе, но и отношение к другим людям);
  • Уровень притязаний – желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.

 

 

 

 

 


Информация о работе Задатки. Способности. Мотивы. Потребности