Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 20:21, реферат
Задатки – анатомо-физиологические особенности человека, являющиеся основой для формирования способностей.
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость овладения ими.
Задатки. Способности. Мотивы. Потребности.
Задатки – анатомо-физиологические особенности человека, являющиеся основой для формирования способностей.
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.
Их можно классифицировать на:
Они подразделяются:
А) Общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общении, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.).
Б) Теоретические, определяющие человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственен лишь одарённым людям.
В) Учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирование качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определённой деятельности (общении) – талантом.
Г) Способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно - деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.
Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает общей одарённостью, т.е. единством общих способностей, обуславливающих диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.
Способности – не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общении. Развитие способностей происходит поэтапно.
Потребность понимается как необходимость, нужда, но не всякую нужду можно назвать потребностью.
Потребности выступают как источник активности человека. По источнику формирования все потребности делятся на:
Первичные потребности – потребности в пище, воде, температурном комфорте, сне, сексуальные потребности. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование. Биологические потребности преобразуются под влиянием жизни в обществе, проявляют и развиваются иначе, у животных. В ходе развития человеческого общества возникают и развиваются специфические человеческие – социальные и духовные потребности.
Социальные потребности включают потребности: принадлежность к группе, в признании, уважении и любви, самоутверждении.
Духовные потребности – это потребности в познании мира, самоуважении и самореализации, эстетические потребности.
Неудовлетворение основных потребностей: в безопасности, сопричастности, любви, уважении, тормозит развитие личности и может привести к отклонениям в развитии, фрустрации, болезни.
Жизнь личности складывается совершенно по-разному в зависимости от того, на удовлетворение каких потребностей он сосредоточена, на потребностях низших уровней или на потребности в самоактуализации, удовлетворении которой обеспечивает развитие личности и личностный рост.
Самоактуализирующиеся личности видят мир таким, каков он есть, а не таким, каким бы им хотелось его видеть, они живут в ладу с собой, ведут себя просто и естественно, не беспокоятся по пустякам, умеют спокойно переносить одиночество, не идут на поводу у людей и обстоятельств, ответственны и самостоятельны. Они умеют радоваться, сохранять способность удивляться, приходят в восторг, обладают творческими способностями.
Потребности определяют мотивы деятельности. Если потребность – это определенное направление, вызванное нуждой в чём-то, но она еще определяет направление активности субъекта, то мотив выступает как побуждение к действию, как стремление к удовлетворению потребности, это готовность психики, направляющая к определённой цели.
Мотив может иметь такие психологические проявления, как желания, хотение, намерение, стремление. Основными характеристиками мотива являются его сила и устойчивость.
Сила мотива оценивается по степени и глубине осознания потребности и само мотива, по его интенсивности.
Аткинсон предложил формулу для оценки мотива:
М – сила мотива;
П – мотив достижения успеха, как свойство личности;
В – субъективно оцениваемая вероятность достижения поставленной цели;
З – значимость достижения цели для личности;
Устойчивость мотива определяется его сохранением во времени, его проявлением во всех остальных видах деятельности человека. Сила и устойчивость мотивации влияет на её успех. Усиление мотивации до определённого уровня увеличивает продуктивность и успешность деятельности при дальнейшем увеличении мотивации показатели начинают снижаться.
Функции мотивов
Мотивационные свойства личности – закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотива: мотив достижения (устойчивое стремление личности к достижению высоких результатов в какой-либо деятельности. Для таких людей характерна высокая активность. Уверенность в себе, высокая самооценка. Стремясь к успеху, они ставят более сложные задачи, в большей степени рискуя, стремятся к повышению уровня своих достижений);
Информация о работе Задатки. Способности. Мотивы. Потребности