Задачи кабинета практического психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 21:12, реферат

Краткое описание

Кабинет практического психолога - специфичное помещение, которое с одной стороны функционально служит определенным целям, а с другой стороны - это часть развивающей предметной среды, элемент микропространства, подчиняющийся важным закономерностям эргономики развивающейся детской деятельности. И эта среда должна отвечать общим принципам «обогащенности, наукоемкости и содержать и социокультурные средства, обеспечивающие разнообразие деятельности ребенка», а также критериям функционального комфорта.

Вложенные файлы: 1 файл

кабинет психолога.docx

— 39.77 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В образовательных учреждениях, где дети проводят большую часть времени, остро стоит вопрос о необходимости создания специальных условий для оказания психологической помощи.

В первую очередь это – организация рабочего места практического психолога. Создание рабочего места психолога многогранный процесс, включающий в себя материально-техническое оснащение, методическое и нормативно-правовое обеспечение, вопросы организации пространства и дизайна, и многое другое.

Кабинет практического психолога - специфичное помещение, которое с одной стороны функционально служит определенным целям, а с другой стороны - это часть развивающей предметной среды, элемент микропространства, подчиняющийся важным закономерностям эргономики развивающейся детской деятельности. И эта среда должна отвечать общим принципам «обогащенности, наукоемкости и содержать и социокультурные средства, обеспечивающие разнообразие деятельности ребенка», а также критериям функционального комфорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Задачи кабинета практического психолога

 

Кабинет практического психолога (КПП) – одно из звеньев единой системы психологической помощи и поддержки населения. Его задачей является оказание своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи различным категориям населения, в том числе учащимся разного уровня развития и возраста, их родителям, а также решение проблем социально-психологической реабилитации   и адаптации.

Особое значение деятельность психологического кабинета приобретает в экстремальных и критических ситуациях, когда необходимо оказать экстренную помощь детям и родителям, оказавшимся, например, в зонах экологических, техногенных катастроф, в районах радиационных загрязнений, подвергшимся насилию или террористическим актам, испытывающим потребность в психологической поддержке и в коррекции проявлений посттравматических стрессовых нарушений и их последствий.

Многофункциональность психологического кабинета позволяет решать ряд специфических задач, связанных с преодолением стрессовых нарушений и их последствий, в том числе:

  • купирование развития острых стрессовых реакций;

  • нормализация эмоционального фона деятельности;

  • снятие эффектов умственного утомления;

  • минимизация негативных последствий психоэмоционального напряжения;

  • психологический дебрифинг.

Таким образом, кабинет практического психолога можно рассматривать как структуру из двух составляющих, первая из которых решает общие задачи и является универсальной в любых условиях, а вторая выполняет специфические задачи в особых условиях экстремальных ситуаций и катастроф [1].

2. Организация помещения и интерьера кабинета

 

Для кабинета практического психолога должно быть отведено помещение или отдельный класс, площадь которого должна составлять не менее 25-30 м2, с тем чтобы одновременно в нем могли находиться 10–12 человек, работа с которыми должна проходить в комфортных условиях.

Температурный режим. Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. В зимнее время в связи с повышенной сухостью воздуха для его увлажнения и ионизации можно использовать прибор «Комфорт»; желательно иметь установку для кондиционирования воздуха.

Звукоизоляция. Для изоляции от шумов коридора комната может быть оборудована двойной дверью, а шум от работы звуковоспроизводящей аппаратуры снизит выносной пульт управления. Максимальная громкость звучания записей – 30 дБ. Во время занятий на входной двери необходимо вывесить предупреждение о соблюдении тишины.

Освещение и цвет. Интенсивность освещения должна регулироваться в широком диапазоне (от яркого освещения до полного затемнения). Максимальный уровень общей освещенности не должен превышать 1000 лк. Рекомендуется комбинированное освещение как лампами дневного света, так и лампами накаливания. До и после восстанавливающих релаксационных или развивающих занятий применяется обычное верхнее освещение; во время специальных занятий включаются боковые настенные бра со слабым зеленым светом. Сеансы релаксации проходят в полузатемненном помещении, что способствует релаксации и снятию напряжения.

Цвет стен, пола, мебели, портьер подбирается по принципу использования спокойных и нейтральных цветов, тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения или раздражения; в цветосветовом интерьере предпочтительными являются голубые и зеленые цвета (потолок голубой для имитации неба, покрытие пола в зеленых тонах).

Особенное значение в организации кабинета практического психолога имеет цветовая среда. В первую очередь это касается светоцветового оформления кабинета школьного психолога. Раньше оформители школьных классов окрашивали стены в белый цвет, панели – в грязно-зеленый, доску и парты – в черный. Такая обстановка производила весьма гнетущее впечатление. Современная архитектура стремится избавить детей от чувства замкнутости унылых тоскливых стенах школы. Исследования Института цветопсихологии в Цюрихе (Швейцария) показали, что дети отдают предпочтение тому или иному цвету в зависимости от возраста: в раннем возрасте они предпочитают красный или пурпурный, причем девочкам главным образом нравится розовый. В возрасте 9–11 интерес к красному постепенно заменяется интересом вначале к оранжевому, затем к желтому, желто-зеленому, а затем к зеленому цвету. После 12 лет любимый цвет – синий. Статистические исследования подтвердили, что синий цвет является наиболее предпочтительным для большинства взрослых. Такая смена цветов совпадает с процессами общего развития, с возникающей склонностью более глубоким цветам. Исследования Института цветопсихологии показали также следующие связи между цветом и дологическими характеристиками человека (табл. 2.1).

 

Табл. 2.1 Связь между светом и психологическими характеристиками человека

 

Возраст

(лет)

Предпочитаемый цвет

Цвет, вызывающий отрицательное отношение

Преобладающее психологическое состояние

4 – 10

 

 

Красный,

пурпурный,

розовый,

бирюзовый

Черный, темно-коричневый,

серый

Пребывание

в мире сказок

 

 

11 – 12

 

Зеленый,

желтый,

красный

Оливковый,

пастельно-

зеленый, лиловый

Преобладание

чувственного

восприятия мира

 

13 - 16

 

Ультрамарин,

синий, оранжевый (зеленый)

Фиолетовый,

лиловый

Рациональный

подход к восприятию мира, развитие

самосознания

 

17 – 19

Красно-

оранжевый

Пурпурный,

розовый

Инстинктивно

целенаправленное

восприятие мира


 

 

 

Не следует, конечно, все упрощать и схематизировать, но важно учитывать, что в отношении к среде цвет у детей и подростков играет большую роль. Тем более это важно учитывать при подборе цветов для оформления помещения для детей, и особенно помещения, где они могут успокоиться, расслабиться, настроиться на доверительный лад – таким должен быть кабинет школьного психолога. Школе нужны чистые ясные тона. Рекреационные зоны должны вызывать чувство широкого пространства, движения. В школе, оформленной в радостные и живые краски, процесс обучения менее утомителен и более приятен [1].

2.1. Фитодизайн кабинета

В кабинете педагога-психолога обязательно должны быть растения, способствующие созданию оптимальных условий для занятий и отдыха. Кроме того, цветы, цветочные стеллажи и стенки могут играть роль функциональных перегородок, разделяющих различные зоны кабинета (например, отделять зону первичного приема от игровой зоны).

В кабинете рекомендуется размещать живые цветы, зеленые травяные газоны, фитокомпозиции, которые оказывают благоприятное психологическое влияние на посетителей.

Органичным дополнением к фитодизайну является использование во время занятий записей звуков природы: шума леса, морского прибоя, пения птиц.

2.2. Техническое оснащение кабинета педагога-психолога  
Рабочее место современного специалиста немыслимо без технического оснащения, позволяющего максимально эффективно использовать рабочее время. Технические средства необходимы педагогу-психологу для проведения занятий с детьми, обработки и систематизации результатов обследований, создания банка психологических данных, тщательной подготовки к проведению диагностической и коррекционно-развивающей работы и т. д. Соответственно в кабинете педагога-психолога должны быть:

 

 

  • оргтехника (компьютер, принтер, ксерокс);

  • система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов;

  • система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей.

Кабинет педагога-психолога при любом варианте его организации, независимо от размера помещения и его материально-технического оснащения, является "лицом" работающего в нем специалиста, отражает индивидуальность как профессионала и как личности. 
В этом кабинете должно быть комфортно не только самому педагогу-психологу, но и приходящим туда детям и взрослым [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Цветовой климат  кабинета

 

Цветовой климат – важная составная часть организации деятельности специализированного кабинета детского психолога. Цветное решение интерьера можно изменить при помощи специальных технических приспособлений – светофильтров, светорегуляторов, цветодинамического панно, цветных подвижных перегородок для перепланировки пространства. Целесообразно иметь специальную цветосветовую программу, сопровождающую занятия с детьми.

В зависимости от обстоятельств тот или иной цвет психологически вызывает у нас определенные чувства. Желтый и светлый желто-зеленый цвета вызывают ощущение чего-то легкого, и наоборот, темные тона фиолетово-синего цвета – чего-то тяжелого. Мебель синего цвета создает ощущение холодного. Подсознательно возникает ощущение, что на «синем» сидеть не так «тепло», как на красном или коричневом. В помещении, окрашенном в оранжевый цвет, температура кажется выше, чем в помещении сине-зеленого цвета, хотя фактически температура в этих помещениях одинакова.

Предлагается следующая классификация цветов по их психологическому воздействию на человека.

1. Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители:

красный – волевой, жизнеутверждающий;

кармин – повелевающий, требующий;

киноварь – подавляющий;

оранжевый – теплый, уютный;

желтый – контактирующий, лучезарный

2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение:

фиолетовый – углубленный, тяжелый;

синий – подчеркивает дистанцию;

светло-синий – уводит в пространство, направляющий;

сине-зеленый – подчеркивает движение, изменчивость.

3. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета:

розовый – нежный, производящий впечатление некоторой таинственности;

лиловый – замкнутый, изолированный;

пастельно-зеленый – ласковый, мягкий;

серовато-голубоватый – сдержанный.

4. Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов:

чисто-зеленый – требовательный, освежающий;

оливковый – успокаивающий, смягчающий;

желто-зеленый – обновляющий, раскрепощающий;

пурпурный – изысканный, претенциозный.

5. Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражение (серые); гасят его (белый); помогают сосредоточиться (черный).

К ним относят две группы смешанных цветов.

6. Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение

действующие вяло, инертно:

охpa – смягчает рост раздражения;

коричневый, землистый – стабилизирующий;

темно-коричневый – смягчающий возбудимость.

7. Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение:

темно-серые, черно-синие, темные – зелено-синие.

В практике необходимо учитывать психологическую реакцию человека на цвет. Цвет, воспринимаемый человеком чисто зрительно, влияет и на его чувства. Так, резкие акустические раздражители могут быть приглушены соответствующими световыми раздражителями.

 Резкий шум будет  восприниматься более спокойно  в помещении, окрашенном в оливково-зеленый, болотно-зеленый и темно-коричневый  цвета.

Пол, окрашенный наподобие шахматной доски, человек переносит спокойно. Вид такого пола не преследует его. Но окрашенные таким же образом стены производят неприятное впечатление. Один и тот же прием оформления различных элементов помещения по-разному действует на человека. Так, осматривая помещение, часто больше внимания уделяется стенам и именно нижней их части. Цветовое расчленение стен может их оптически удлинить. При окраске стен следует применять более интенсивные цвета по сравнению с приглушенным цветом пола.

В помещении, особенно с плохим освещением, потолки и стены, окрашенные в белый цвет, кажутся обычно несколько серыми. Эта холодная окраска не создает впечатления светлого помещения психологической точки зрения окраска помещения в белый цвет утомляет и воздействует неблагоприятно. Правда, здесь плодима оговорка: в пределах одной культурно-исторической и традиции. Белый цвет применим лишь тогда, когда его «оживляют» более агрессивными тонами или когда при его посредстве меняется поверхность, которая специально должна привлекать внимание (указатели, предостережения, реклама). Логичным фоном огненно-красному или синему знаку будет белый цвет.

Информация о работе Задачи кабинета практического психолога