Задержка психического развития (ЗПР). Виды и диагностика ЗПР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 12:53, реферат

Краткое описание

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.

Вложенные файлы: 1 файл

Задержка психического развития.doc

— 41.00 Кб (Скачать файл)

Задержка психического развития (ЗПР). Виды и диагностика ЗПР.

Задержка психического развития является наиболее распространенной психической проблемой среди детей. Зачастую ЗПР не является заболеванием и характеризуется лишь небольшим отставанием ребенка в развитии. Обычно обнаруживают, когда ребенку исполняется 6-7 лет, и он идет в школу. Дети с ЗПР несколько отстают от сверстников, хуже усваивают школьные знания, имеют проблемы с дисциплиной и предпочитают игровую деятельность учебной.

Задержка  психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, часто обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой пересыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Значительное  отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех детей с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.

Степень задержки развития психических функций может варьировать от легкой - до выраженной.

- При легкой  степени становление возрастных  навыков запаздывает в пределах  одного возрастного периода; 

- При средней степени становление возрастных двигательных и речевых навыков, эмоциональных реакций, ручных умений, коммуникативных взаимодействий и других нервно-психических функций задерживается более чем на один возрастной период;

- При тяжелой  степени отставание в приобретении возрастных навыков превышает два возрастных периода.

Главные клинические признаки ЗПР:

  1. запаздывание развития основных психофизических функций (моторики, речи, социального поведения);
  2. эмоциональная незрелость;
  3. неравномерность развития отдельных психических функций;
  4. функциональный, обратимый характер нарушений.

Различают

- Первичные задержки - это наиболее распространенные нарушения развития. В их основе лежат травматические, инфекционные, токсические и другие факторы, действующие на развивающийся мозг в перинатальном периоде (родовая травма, асфиксия, ранние инфекции, недоношенность, некоторые наследственные заболевания и др.), приводящие к негрубому поражению головного мозга, не достигающему четкого органического дефекта.

- Вторичные задержки развития возникают на фоне первично неповрежденного головного мозга при хронических соматических заболеваниях (например, при пороках сердца) из-за обменных нарушений и связанных с ними токсическими и гипоксическими воздействиями.

 

Выделяются четыре основных типа задержки психического

развития:

1)задержка психического  развития конституционального генеза;

2)задержка психического  развития соматогенного генеза;

3)задержка психического развития психогенного генеза;

4)задержка психического  развития церебрально-органического генеза.

• Задержка психического развития конституционального генеза. К данному

типу ЗПР относят наследственно  обусловленный психический, психофизический инфантилизм — гармонический либо дисгармонический. В обоих случаях у детей преобладают черты эмоционально-личностной незрелости, «детскость» поведения, живость мимики и поведенческих реакций. В рамках ЗПР конституционального происхождения также рассматривают наследственно обусловленную недостаточность отдельных функций (зрительная и слуховая память, речь и т.д.), которые лежат в основе формирования сложных навыков, таких, как рисование, чтение, письмо, счет и другие. В плане коррекции это один из самых благоприятных типов психического развития при ЗПР.

•        Задержка психического развития соматогенного генеза.

Данный тип задержки психического развития обусловлен хроническими

соматическими заболеваниями внутренних органов  ребенка — сердца, почек,

печени, легких, эндокринной системы и др. Часто  они связаны с хроническими заболеваниями матери. Особенно негативно на развитии детей сказываются тяжелые инфекционные, неоднократно повторяющиеся заболевания в их первый год жизни. Именно они вызывают задержку в развитии двигательных и речевых функций детей, задерживают формирование навыков самообслуживания, затрудняют смену фаз игровой деятельности.

•        Задержка психического развития психогенного генеза.

Данный вид ЗПР связывается с неблагоприятными условиями воспитания,

ограничивающими,  либо искажающими стимуляцию психического развития ребенка на ранних этапах его развития. Отклонения в психофизическом развитии детей при данном варианте определяются психотравмирующим воздействием среды. Его влияние может сказаться на ребенке еще в утробе матери, если женщина испытывает сильные, длительно действующие негативные переживания. ЗПР психогенного генеза может быть связана с социальным сиротством, культурной депривацией, безнадзорностью. Очень часто данный тип ЗПР возникает у детей, воспитываемых психически больными родителями, прежде всего матерью.  Нарушения познавательной деятельности у таких детей обусловлены бедным запасом их представлений об окружающем мире, низкой работоспособностью, несформированностью произвольной регуляции деятельности, специфическими особенностями поведения и психики. У одних детей наблюдается агрессивность, непоследовательность действий, необдуманность и импульсивность поступков, у других — робость, плаксивость, недоверчивость, страхи, отсутствие творческого воображения и выраженных интересов.

Эффективность коррекционных мероприятий при  данном типе ЗПР напрямую связана с возможностью перестройки неблагоприятного семейного климата и преодоления отвергающего ребенка типа семейного воспитания.

• Задержка психического развития церебрально-органического генеза.

Встречается у детей наиболее часто, и он же вызывает у детей наиболее выраженные нарушения в их эмоционально-волевой и познавательной деятельности в целом.

Прогноз задержки психического развития церебрально-органического генеза в значительной степени зависит от состояния высших корковых функций и типа возрастной динамики его развития.

Первичные стойкие и обширные расстройства программирования, контроля и инициирования произвольных видов психической деятельности требуют отграничения их от умственной отсталости и других серьезных психических расстройств.

Этим детям необходим особый подход.

Требования  к обучению, учитывающие особенности  детей с ЗПР:

1.      Соблюдение определенных гигиенических  требований при организации

занятий, то есть занятия  проводятся в хорошо проветриваемом помещении,

обращается внимание на уровень  освещенности и размещение детей  на занятиях.

2.      Тщательный  подбор наглядного материала  для занятий и его размещение

таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.

3.      Контроль  за организацией деятельности  детей на занятиях: важно

продумывать возможность  смены на занятиях одного вида деятельности другим,

включать  в план занятий  физкультминутки.

4.      Дефектолог  должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка

и применять индивидуальный подход.


Информация о работе Задержка психического развития (ЗПР). Виды и диагностика ЗПР