Зарождение российской психологии в середине XIX века. Два направления в ее развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 10:01, реферат

Краткое описание

История психологии - это динамично развивающаяся область психологического знания и в ходе проводимых учеными исследований возможно получение новых, ранее неизвестных данных о развитии психологической мысли и уточнение уже известных результатов и оценок.
Широко известно, что психология как самостоятельная наука оформилась сравнительно недавно: как принято считать, во второй половине XIX в. Но не менее хорошо известно, что и раньше, в течение многих столетий и даже тысячелетий, происходило накопление и теоретическое осмысление психологических знаний. У Аристотеля, величайшего энциклопедиста античной Греции, «наука о душе» выступает как область знаний, значительно более отчетливо очерченная и систематизированная, чем многие другие, впоследствии далеко обогнавшие психологию как самостоятельные науки. Психология - очень молодая наука, но очень древняя область знаний.

Содержание

Введение .........................................................................................................3
1. Состояние психологической науки в середине XIX века.....................6
2. Формирование психологического знания в XIX веке .........................8
Заключение....................................................................................................20
Список использованных источников и литературы...............................23

Вложенные файлы: 1 файл

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ.docx

— 43.71 Кб (Скачать файл)

 

 

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«МНОГОУРОВНЕВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

«ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»

 

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Зарождение российской психологии в середине XIX века. Два направления в ее развитии

 

 

 

Выполнила: студентка 3 курса БПС132

Демчук Татьяна

Научный руководитель:

ст. преподаватель

Василенко Ольга Владимировна

 

 

Россошь

2014г.

Оглавление

Введение .........................................................................................................3

1. Состояние психологической  науки в середине XIX века.....................6

2. Формирование  психологического знания в XIX веке .........................8

Заключение....................................................................................................20

Список использованных источников и литературы...............................23

 

Введение

История психологии - это динамично развивающаяся область психологического знания и в ходе проводимых учеными исследований возможно получение новых, ранее неизвестных данных о развитии психологической мысли и уточнение уже известных результатов и оценок.

Широко известно, что психология как самостоятельная наука оформилась сравнительно недавно: как принято считать, во второй половине XIX в. Но не менее хорошо известно, что и раньше, в течение многих столетий и даже тысячелетий, происходило накопление и теоретическое осмысление психологических знаний. У Аристотеля, величайшего энциклопедиста античной Греции, «наука о душе» выступает как область знаний, значительно более отчетливо очерченная и систематизированная, чем многие другие, впоследствии далеко обогнавшие психологию как самостоятельные науки. Психология - очень молодая наука, но очень древняя область знаний.

Результатом такого рода размышлений является возникновение психологического познания, которое, уходя своими корнями в ранние этапы человеческой истории, сопровождает и все дальнейшее ее развитие, вплоть до настоящего времени.

Изучению истории становления научного психологического знания в России посвящены труды многих ученых: Б.Г.Ананьева, Е.А.Будиловой, Б.М.Теплова, В.В.Большакова, Г.С,Костюк, А.А.Никольской, А.В.Петровского, М.М. и С.Л.Рубинштейнов, А.А.Смирнова, В.А.Якунина, М.Г.Ярошевского, Т.Д.Марцинковской, А.В.Петровского, В.А.Кольцовой, Ю.Н.Олейника, О.Б.Серовой, А.А.Гостева, В.А.Елисеева, А.Н.Ждан, Е.А.Климова, О.Е.Носковой, Л.И.Анцыферовой, М.В.Соколова, В.А.Роменца, А.Н.Ткаченко, А.С.Гучаса, К.К.Платонова, Г.А.Мазилова, В.А.Каращана, Ю.Н.Олейника и др.

Отечественная психология не развивалась в отрыве от мировой, связь между ними была очень тесной, отечественные ученые постоянно ездили на стажировку в лучшие европейские лаборатории. Выходившие за рубежом книги переводились практически мгновенно и печатались в течение нескольких месяцев после появления на родине. Обзоры научных открытий и дискуссий публиковались и в журналах, например в «Вестнике Европы».

Однако есть необходимость проанализировать целостную картину становления психологии в нашей стране, ее специфику по сравнению с зарубежной и дать анализ тех факторов, которые определили и ее своеобразие, и динамику ее развития. В соответствии с этим выделить временные периоды, характеризующие определенные точки в развитии российской психологической науки.

Таким образом, актуальность проблемы изучения истории психологии сомнений не вызывает.

Объект данного исследования - история становления психологи в России.

Предметом исследования является развитие психологического знания в России в середине XIX века.

Цель - проследить специфику становления психологии и выделения ее в отдельную область знаний в России в XIX веке.

В соответствии с поставленной целью в работе решены следующие задачи:

- собран и систематизирован  материал по проблеме;

- выявлены этапы развития отечественной  психологии на рубеже XIX века;

- проанализированы основные концепции  психологических направлений рассматриваемого  периода.

При исследовании для раскрытия темы были использованы работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблеме истории психологии, материалы периодических изданий, научные доклады, монографии, а также ресурсы Интернет.

Гипотеза. На формирование психологического знания в России оказала влияние самобытность русской психологической мысли, обобщившей достижения мировой психологии и создавшей новые пути в развитии науки, связанные с передовой русской общественной мыслью, классического философского материализма и передового естествознания.

 

1. Состояние психологической науки начала XIX века

Уходящий XVIII век зародил в умах ученых скептицизм относительно возможности чисто рационалистического объяснения физического мира. И, как справедливо отмечается исследователями, первая половина XIX века ознаменовалась рядом таких научных открытий и обобщений, которые не только существенно изменили представления в отдельных отраслях знания, но и подготовили почву для создания во второй половине рассматриваемого периода новой картины мира [2, с.137].

С началом XIX века в науке стали складываться принципиально новые воззрения, противоречащие идеям неизменяемости природы, все более явно стали обнаруживаться переходы от одного ряда явлений к другому и формироваться, соответствующие представления о единстве и развитии природы. По мере того как росла потребность в более глубоком проникновении в законы природы, накапливались новые данные, противоречившие старым представлениям, становилась все яснее необходимость новых методов исследования, нового подхода к изучению окружающего мира и, главное, новых воззрений на природу и ее познание. Все это привело к формированию устойчивого интереса естествоиспытателей и философов в первой половине XIX века к проблемам метода исследования природы и другим общим вопросам научного познания.

Как известно, начало XIX века в России связано с формированием основ анатомо-физиологической науки, формируются новые подходы к психике. Все это свидетельствует о востребованности отечественной наукой передовых знаний о работе нервно-анатомических структур человека.

Отдельные прогрессивные идеи российских ученых и философов сформировали достаточно целостные концепции, которые подготовили почву для дальнейшего развития материалистических и демократических традиций в психологии в XIX веке, и нашли свое отражение в трудах последователей.

Таким образом, перечисленные выше открытия исследователей-естествоиспытателей в области рефлекторной теории, учений об органах чувств и головном мозге закладывали основы новых естественно-научных открытий, которые и сыграли определяющую роль в обособлении психологии от философии и преобразовании ее в самостоятельную область научного знания на рубеже XIX века.

 

2. Формирование психологического знания в XIX веке

XIX век - один из самых знаменательных  этапов в русской истории и  русской науке. Ослабление цензурного  гнета, открытие многих либеральных  изданий, возобновление университетских  курсов по философии и психологии  пробудили надежды прогрессивной  части общества на то, что и  в России, наконец, произойдет реформирование  уклада и просвещение. Он открывает  новую страницу в истории не  только психологического знания, но в области всего научного  познания.

Середина XIX века - период, связанный с формированием собственных взглядов на человека и его роль в обществе, а главное - с развитием рефлексии своей самобытности, своих научных и психических особенностей, начала формироваться и самобытная отечественная психология, начался поиск путей ее построения, ее методологии и собственно предмета, ее отличий от других наук и различий с европейской психологией.

Как отмечает историк науки, «характерным изменением в общем миросозерцании, происшедшим в XIX веке, является постоянно прогрессирующее и теперь представляющееся принципиально законченным обособление психологии от философии. Это обособление было результатом быстрого упадка метафизического интереса и метафизического мышления… Лишившись, таким образом, общей основы, психология была уже не в состоянии оказать сопротивление вторжению естественно-научного метода…» [7. С.530].

XIX век - период выделения психологии из философии и естествознания, перехода ее на самостоятельный путь развитая, оформления психологии как самостоятельной науки. Преобразование психологии в самостоятельную дисциплину нашло свое выражение в разработке теоретических программ, открытии первых экспериментальных лабораторий, образовании психологических обществ, основании специальных журналов, организации всемирных психологических конгрессов, в проведении собственно психологических исследований и создании специальных приборов и экспериментальной техники.

Необходимо было разработать методологию новой науки, понять, какой ей надлежит быть - естественной или гуманитарной. Из ответа на этот вопрос вытекало и то, на основе такой науки следует формировать психологию - на основе философии, с которой она и была связана главным образом до того времени, или на основе физиологии, как того требовали новые веяния науки и общественные предпочтения. Практически было предложено две концепции построения психологии.

У истоков каждой из них стояли выдающиеся мыслители.

У первой - Николай Чернышевский, у второй - Памфил Юркевич и Владимир Соловьев. Они заложили в России традиции человекопознания исходя из противостоявших друг другу способов осмысления природы личности. На взрыхленной каждым направлением почве рождались в дальнейшем учения, развивавшие их исходное идейное содержание в новых социокультурных условиях и соответственно запросам логики научного творчества. К антропологическому принципу Чернышевского восходит русский путь в науке о поведении - от И.М.Сеченова до И.Л.Павлова и А.А.Ухтомского. К теологическому принципу В.С.Соловьева восходит апология «нового религиозного сознания» в трудах Н.А.Бердяева, С.Н. и Е.Н.Трубецких, С.Л.Франка и др. И новое учение о поведении, и апология «нового религиозного сознания» являлись плодами русской мысли, двух ее мощных течений - естественнонаучного и религиозно-философского.

Динамика обоих течений пронизывала представления о человеке, складывавшиеся в этот период в русском общественном сознании. Те, чьей интеллектуальной активностью строился этот образ, прежде чем занять собственную, противостоящую другой идейную позицию, испытали неудовлетворенность этой другой.

Предпосылкой понимания природы человека согласно этому принципу является отклонение дуализма. «Никакого дуализма в человеке не видно. Если бы человек имел, кроме реальности своей натуры, другую натуру, то эта другая натура непременно обнаружилась бы в чем-нибудь, а так как она не обнаруживается ни в чем, так как все происходящее в человеке происходит по одной реальной его натуре, то другой натуры в нем нет», - полагал Чернышевский. Идея единства человеческого организма обосновывалась и онтологически (он является сгустком природных сил и элементов, присущих мирозданию в целом), и гносеологически (он познается тем же способом, как и остальные реалии этого мироздания). Соответственно и психика, как один из жизненных процессов этого организма, не является самостоятельной сущностью и не требует, чтобы быть познанной, иных средств, чем те, которыми наука добывает истину о других вещах.

Первым оппонентом Чернышевского выступил философ П.Д.Юркевич. Главным его аргументом против идеи единства организма служило учение о «двух опытах». «Сколько бы мы ни толковали об единстве человеческого организма, писал Юркевич, - мы всегда будем познавать человеческое существо двояко: внешними чувствами - тело, его органы и внутренним чувством - душевные явления».

Юркевич отстаивал «опытную психологию», согласно которой психические явления принадлежат к миру, лишенному всех определений, свойственных физическим телам, и познаваемы в своей сущности только субъектом, который непосредственно их переживает.

Слово «опыт» давало повод говорить, что психология, использующая этот внутренний опыт, является эмпирической областью знания и тем самым обретает достоинство других строго опытных наук. Антропологический принцип Чернышевского отвергал этот эмпиризм, создавая философскую почву для утверждения взамен субъективного метода - объективного. Этот же принцип, постулируя единство человеческой природы во всех ее проявлениях (стало быть, и психических), отвергал прежнюю, восходящую к Декарту концепцию рефлекса, согласно которой организм расщеплялся на два яруса - автоматических телесных движений (рефлексов) и действий, управляемых сознанием и вслед.

Противники Чернышевского полагали, что имеется только одна альтернатива этой «двухъярусной» модели поведения, а именно - воззрение на это поведение как чисто рефлекторное. Человек, тем самым, обретал образ нервно-мышечного аппарата. По Чернышевскому же, следует идти другим путем: признавая родство телесных и психических явлений, использовать достижения физиологии для раскрытия своеобразия последних.

Обращаясь к спору между Чернышевским и Юркевичем, захватившему в начале 60-х годов русскую печать, мы оказываемся у истоков всего последующего развития русской психологической мысли. Идеи антропологического принципа привели к новой науке о поведении. Она строилась на объективном методе в противовес субъективному (который, как мы видели, определил программы разработки психологии на Западе). Наука о поведении использовала открытое физиологией детерминистское понятие о рефлексе, чтобы преобразовать его в целях объяснения психических процессов на новой основе, сохранившей по завету антропологического принципа организм как целостность, где телесное и духовное нераздельны и неслиянны. Опираясь на положения, высвеченные конфронтацией двух направлений русской философско-психологической мысли, свой подход к разработке коренных проблем психологии предложил Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) - один из наиболее интересных и значительных ученых того времени.

Информация о работе Зарождение российской психологии в середине XIX века. Два направления в ее развитии