Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 18:30, реферат
Вопрос защитных механизмов очень актуален в наше время т.к. в обычной жизни любого человека возникают те или иные эмоционально напряженные и негативные ситуации, переживание которых приводит к различного рода личностным нарушениям, неприятностям, отрицательным эффектам, деструкции. Когда желания, интересы, потребности человека не могут быть удовлетворены, несмотря на значительные усилия, возникают состояния эмоционального напряжения - стрессы и фрустрации
Введение……………………………………………………………………..…3стр.
1.Понятие психологической защиты в концепции З. Фрейда………..…5 стр.
2. Механизмы защиты по З. Фрейду…………………………………….…8стр.
3. Сравнение понятия «психологические защиты» в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса………………………………………………………….……..13стр.
Заключение……………………………………………………………...……15стр.
Библиографический список…………………………………….…………..17стр.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Липецкий государственный технический университет»
Кафедра психологии
Реферат
По дисциплине: «Психология и педагогика»
На тему: «Защитные механизмы по З. Фрейду»
Выполнил:
Студентка группы ОЗМН-09: Огурцова И.А.
Проверил:
Преподаватель:
Липецк 2012
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1.Понятие психологической защиты в концепции З. Фрейда………..…5 стр.
2. Механизмы защиты по З. Фрейду…………………………………….…8стр.
3. Сравнение понятия «психологические защиты» в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………….…………..
Введение.
Концепция психологической защиты была и остается одним из наиболее важных вкладов психоанализа в теорию личности и в теорию психологической адаптации. Как научный факт феномен психологической защиты, будучи впервой зафиксирован в парадигме психоаналитических теорий, позже активно изучался в различных ответвлениях глубинной психологии направление, отношение к которому продолжает оставаться довольно сложным. Защитные процессы сугубо индивидуальны, многообразны и плохо поддаются рефлексии. Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются защитные механизмы психики. Эти механизмы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях. Психологическая броня -это различного рода приспособительные процессы, свойства и качества, которые приобретает личность при своей социализации. Термины "психологическая защита", "защитные механизмы" были введены в психологический лексикон З. Фрейдом, а далее продолжены, интерпретированы, трансформированы и модернизированы как представителями разных поколений исследователей и психотерапевтов психоаналитической ориентации, так и других психологических направлений - экзистенциональной психологии, гуманистической психологии, гештальтпсихологии и др. Перечень защитных механизмов разнообразен и персонально специфичен. Нет единства и в терминологии. Но существование защитных механизмов считается экспериментально подтвержденным, наличие не отрицается. Кроме того, они обширно используются в теории и практике психологии, психотерапии, психиатрии.
Вопрос защитных механизмов очень актуален в наше время т.к. в обычной жизни любого человека возникают те или иные эмоционально напряженные и негативные ситуации, переживание которых приводит к различного рода личностным нарушениям, неприятностям, отрицательным эффектам, деструкции. Когда желания, интересы, потребности человека не могут быть удовлетворены, несмотря на значительные усилия, возникают состояния эмоционального напряжения - стрессы и фрустрации. Нередко все предпринятые конструктивные попытки не приводят личность к желаемой цели. Напряжение продолжает расти и человек перестает замечать альтернативные пути. Кроме того, рост напряжения часто сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам выбора: человек волнуется, впадает в панику, нервничает, теряет контроль над собой и появляются разнообразные деструктивные последствия. Во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психологических защит. Цель этой работы заключается в изучении подходов к пониманию психологических защитных механизмов в концепции Зигмунда Фрейда.
1. Понятие психологической защиты в концепции З.Фрейда.
Впервые З.Фрейд обратился к понятию психологической защиты в работе «Нейропсихология защиты» (1894). Рассмотрим, в контексте какой практической и научной работы и для решения каких проблем было введено это понятие.
Как известно, исторические и логические истоки психоанализа лежат в совместной работе З.Фрейда и И.Брейера по изучению природы истерии и ее лечения. Ее результаты были изложены авторами в работе «Этюды об истерии», основой для которой явилось открытие И.Брейером смысла невротических симптомов. Оказалось, что истерический симптом ведет свое происхождение не из неизвестных источников анатомической и физиологической природы, как это полагало прежнее научное воззрение, но из имеющих высокую эффективную ценность психических переживаний, которые были амнезированы. На основе этого была создана концепция истерии и разработан метод лечения. К.Г.Юнг следующим образом излагает ее: «...травма создает некоторое раздражение, от которого при нормальных обстоятельствах освобождаются отводной реакцией, в случае же истерии травма переживается не во всей полноте, вследствие чего происходит задержание раздражения или вщемление аффекта». Энергия раздражения, постоянно находящаяся наготове, поддерживает симптомы, причем они при посредстве механизма конверсии переводятся в телесную область. «Терапия имела своей задачей, согласно этому воззрению (речь идет о истерии З.Фрейда и И.Брейера), разрядить задержанное раздражение, т.е. в известной мере высвободить конверсированные суммы аффектов из симптомов. Эта терапия носила поэтому подходящее название «очистительной», или катарсической, и ее целью было вызвать отводную реакцию вщемленных аффектов».
В этой концепции отношение между симптомом и сознанием сводится к тому, что симптом может существовать лишь в том случае, если в сознании он замещает некоторые задержанные и амнезированные аффективные переживания. И стоит только бессознательные процессы, замещаемые симптомом, сделать сознательными как симптом исчезает. Отсюда и вытекает особая процедура лечения. Терапевт, обратившись в гипнозе к состоянию психики клиента, когда у того произошла замена содержания сознания симптомом, должен вернуть в сознание то, что было из него изъято вследствие невозможности отреагирования; возвращенное в сознание содержание делает существование симптома невозможным.
Важно подчеркнуть, что терапевтическая практика излечения истерии в гипнозе была определяющей по отношению к теоретическим построениям, дававшим естественнонаучное объяснение полученным феноменам. Затруднения в практике, а именно ненадежность результатов лечения гипнозом, как известно, вынудили Фрейда искать другие пути к достижению катарсиса. В то же время теоретические конструкции вполне удовлетворяли Фрейда и поиск новой практики он вел в рамках старой теоретической модели.
Изыскивая новый метод достижения катарсиса, т.е. перевода травмирующих переживаний из бессознательного в сознание и отреагирование их, З.Фрейд обратился к технике «настаивания» И.Бернгейма. Эта техника «делала возможным в бодрственном состоянии пробудить воспоминание об испытанном сомнамбулизме. Когда он их (пациентов) спрашивал относительно пережитого в сомнамбулическом состоянии, они действительно сначала утверждали, что ничего не знают, но, когда он не успокаивался, настаивал на своем, уверял их, что они все же знают, те забытые воспоминания всякий раз воскресали. Таким путем, без применения гипноза удавалось узнать от больного все то, что было необходимо для установления связи между забытыми патогенными сценами и ставшимися от них симптомами». Ядро этой техники - настроение - стало одним из краеугольных камней психоанализа, что определило директивность и конфликт при взаимодействии психоаналитика и пациента.
Применяя эту технику, З.Фрейд столкнулся с сопротивлением, которое оказали пациенты попыткам врача «бессознательные воспоминания привести в сознание. Чувствовалась сила, которая поддерживала болезненное состояние, а именно сопротивление больного». Именно на этой идее сопротивления Фрейд построил свое понимание психических процессов при истерии. Он предположил, что для выздоровления необходимо уничтожить сопротивление. На основе феноменов сопротивления З.Фрейд вводит понятие вытеснения: «Те самые силы, которые теперь препятствуют, как сопротивление, забытому войти в сознание, в свое время были причиной забвения и вытеснили из памяти соответствующие патогенные переживания. Я назвал этот предполагаемый мною процесс вытеснением и рассматривал его как доказанный неоспоримым существованием сопротивления». Можно заметить, что введенные Фрейдом представления позволили ему осмыслить и объяснить, апеллируя к устройству психики человека, собственную психотерапевтическую практику. В этом смысле они являлись психотехническими схемами (средствами), которые затем трактовались как теоретические представления о самом объекте - психике человека. Действительно, Фрейд вводит понятие вытесненного бессознательного, которое уже по своему определению находится в конфликте с сознанием. Первоначально вытеснение было единственным выделяемым способом защиты. Дифференциация психологической защиты произошла только в 1923 году в работе З.Фрейда «Страх», в которой опять же на основе дифференциации сопротивлений (сопротивление бессознательного, сопротивление из перенесения, сопротивление, исходящее из выгоды от болезни, сопротивление Супер-Эго) он выделил такие способы защиты, как изоляция, отрицание, проекция и др.
Вводя понятие вытеснения на основе феноменов сопротивления, которые проявляются «здесь и теперь» в ситуации взаимодействия врача и пациента, З.Фрейд определил эмпирическую реальность (все, что происходит при психоаналитической коммуникации, включая и аутокоммуникацию (случая анализа терапевтом самого себя), на основе которой водились основные понятия клинического психоанализа (перенос, вытеснение и др.). Однако события в этой реальности понимались таким образом, что все происходящее в общении было представлено как внутрипсихические явления, например конфликт не между врачом и пациентом, а между сознательным и бессознательным, сопротивление не психоаналитику, а осознанию, не эмоциональный контакт, а перенесение. Все события рассматриваются не в пространстве общения, а в проекции на плоскость психики.
Почему З.Фрейд представил конфликт и в целом взаимодействие пациента с врачом как взаимодействие разных сил внутри самой психики пациента? Вероятно потому, что он был не только врачом, но и ученым, ориентированным естественнонаучно, который стремится понять природу изучаемого объекта (психики). Но еще и потому, что он хотел действовать не традиционно, а как «инженер», т.е. строить свои действия, опираясь на научные знания о психике человека. Именно поэтому все знания, полученные в психотерапевтической практике на психотехнической схеме, З.Фрейд начинает трактовать как знания о самой психике, ее природе и устройстве. В результате психотехническая схема, в основе которой лежат конфликт в общении, сопротивление, преодоление сопротивления для осознания и от реагирования бессознательного материала, постепенно стала рассматриваться как представление самой психики, как ее теоретическая модель. Критерием правильности такой схемы становится не ее эффективность в плане лечения, а истинность теоретического построения (теории психики), внутренняя согласованность описания объекта, возможность понять процессы и механизмы, действующие в психике, и т.д.
Поскольку психику Фрейд изначально рассматривал в аспекте взаимодействия сознания и бессознательного, то понятие вытеснения, объясняющее феномены сопротивления, в устройстве психики отражает пространственное отношение двух различных сфер психики. На основе понятия вытеснения он выделяет особую сферу в бессознательном - вытесненное бессознательное, остальная часть бессознательного получила название подсознательного. Таким образом, на основе психотехнической схемы была сформирована первая модель психики - топографическая, состоящая из трех систем: сознание, бессознательное, предсознательное.
В ней бессознательное и сознание, по определению, находятся в конфликте. Защита реализует взаимоотношения в этом конфликте. Сознание воздействует на бессознательное посредством вытеснения, что является защитой сознания от неприемлемых инстинктивных влечений. Бессознательное воздействует на сознание посредством механизмов защиты, трансформирующих вытесненные влечения в формы, приемлемые для реализации в поведении и сознании (рационализация, проекция, изоляция и др.). Чтобы эта модель была прогностической (предсказывала поведение и реакции пациента), необходимо было, следуя логике научно-инженерного мышления, жёстко зафиксировать бессознательное, т.е. представить психику как работающий механизм.
Если бы З.Фрейд перенёс в модель внутрипсихического конфликта всё многообразие сил, действующих во внешнем конфликте (человек - культура, врач - пациент), с которыми он сталкивался в процессе психоаналитической практики, то на такой модели невозможно было бы ввести процессы и механизмы, которые определяли бы её функционирование как объекта со своей структурой, энергией, механизмами. Только сведя всё многообразие сил, исходящих из бессознательного к либидо и противоположных им - к цензуре, З.Фрейд смог чётко ввести понятие защитного механизма и описать действие конкретных механизмов защиты.
Таким образом, в теоретической конструкции понятие защиты обозначает определённую функцию в структуре психики. С объективацией теоретической конструкции защита начинает пониматься и как естественный (реально работающий в психике) механизм. Но необходимо учитывать что эти механизмы имеют право на существование только в рамках породившей их психоаналитической практики и теоретической конструкции.
2. Механизмы защиты по З. Фрейду.
Изучая структуру личности, Фрейд выделил: ид- бессознательное; эго - сознание и предсознательное; суперэго - сознание, предсознательное и бессознательное. Фрейд определял защитные механизмы эго как сознательную стратегию, которую использует индивид для защиты от открытого выражения импульсов ид и встречного давления со стороны суперэго. Фрейд полагал, что эго реагирует на угрозу прорыва импульсов ид двумя путями: 1) блокированием выражения импульсов в сознательном поведении или 2) искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность приметно снизилась или отклонилась в сторону.
Иными словами, "СВЕРХ - Я" не пускает инстинкты в "Я", и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания). Таким образом, происходит сублимация, т.е. преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе. Если энергия "либидо" (сексуальная энергия) не находит выхода, то у человека будут психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конфликта между "Я" и "ОНО" применяются средства психологической защиты. Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого человека, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т. п.), позволяет "уйти от угрожающей реальности", иногда преобразовать эту угрозу.
Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: