Зигмунд Фрейд. Возрастная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 06:30, реферат

Краткое описание

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие мировой культуры, не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания и в этом его огромная заслуга перед человечеством.

Содержание

Введение
Биографические сведения
Случай Анны О.
Роль Фрейда в развитии возрастной психологии
Самоанализ Фрейда и толкование сновидений
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_Psikhologia_Freyd.docx

— 42.39 Кб (Скачать файл)

Министерство здравоохранения  и социального развития РФ Государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени  И.М.СЕЧЕНОВА

Кафедра истории медицины, истории отечества и культурологии

 

 

 

 

 

Реферат:

«Зигмунд Фрейд. Возрастная психология»

 

 

 

Подготовил:

студент лечебного факультета, I курса, 17 группы

Гончарук Юлия Романовна

Проверил:

Карпенко Игорь Владимирович

 

 

 

Москва, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

  1. Биографические сведения
  2. Случай Анны О.
  3. Роль Фрейда в развитии возрастной психологии
  4. Самоанализ Фрейда и толкование сновидений

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Культурологическое понимание  учения Фрейда связано, прежде всего, с  выявлением последовательности перехода ученого от узконаучного знания к формированию комплекса идей, которые относятся к философии, эстетике, этике, религии, шире - теории и истории всей человеческой культуры.

Хотя не все аспекты  теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний  день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической  науке, невозможно не признать, что  его идеи повлияли на развитие мировой  культуры, не только психологии, но и  искусства, медицины, социологии. Фрейд  открыл целый мир, который лежит  за пределами нашего сознания и в  этом его огромная заслуга перед  человечеством.

Ни одно психологическое  направление не приобрело столь  широкую известность за пределами  этой науки, как фрейдизм. Это объясняется  влиянием его идей на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие отрасли  науки, связанные с человеком.

З.Фрейд назвал свое учение психоанализом – по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов.

Многие отечественные  и зарубежные психологи (Юнг К., Кон  И.С., Обухова Л.Ф. и многие другие) интересовались деятельностью Фрейда, вследствие чего появилось много  литературы по этой теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Биографические сведения

Зигмунд Фрейд - создатель  направления, которое приобрело  известность под именем глубинной  психологии и психоанализа, родился 6 мая 1856 г. в небольшом городе Фрейбурге  в семье небогатого торговца шерстью. В 1860 г. семья переехала в Вену, где будущий знаменитый ученый прожил около 80 лет. В большой семье было 8 детей, но только Зигмунд выделялся  своими исключительными способностями, удивительно острым умом и страстью к чтению. Поэтому родители стремились создать для него лучшие условия. Если другие дети учили уроки при  свечах, то Зигмунду выделили керосиновую  лампу. Чтобы дети ему не мешали, им не позволяли при нем музицировать. Он окончил гимназию с отличием в 17 лет, а в 1873 году под влиянием Гете и Дарвина поступил в знаменитый Венский университет на медицинский  факультет. В те годы он работал в физиологической лаборатории доктора Э.Брюке. Эта работа во многом определила будущую уверенность Фрейда в роли биологических основ психики, его внимания к физиологическим параметрам, определяющим бессознательные мотивы человека. Получив в 26 лет докторскую степень, Фрейд вследствие материальных затруднений вынужден был заняться частной практикой. Вначале он работает хирургом, однако, прослушав курс по психиатрии, он всерьез заинтересовывается этой областью, прежде всего, связью между психическими симптомами и физическими болезнями. К 1885 году он добивается престижного положения лектора в Венском университете. При помощи Брюке Фрейд получил стипендию для поездки в Париж в клинику Шарко. Эта стажировка не только доказала Фрейду роль гипноза в лечении истерии, но и приоткрыла впервые завесу над бессознательным, продемонстрировав в сеансах гипноза роль неосознанных мотивов в поступках человека. По возвращении в Вену он совместно с известным психиатром Брейером начинает исследовать динамику истерии, опубликовав несколько работ на эту тему. Однако постепенно он отходит от Брейера, который настороженно отнесся к предположениям Фрейда о связи неврозов с сексуальными отклонениями. Также настороженно Брейер отнесся и к новому, предложенному Фрейдом вместо гипноза методу лечения истерии – психоанализу, хотя и соглашался с тем, что гипноз неэффективен. Впоследствии, анализируя свой научный путь, Фрейд писал, что он боялся принять ответственность за сделанное им открытие и старался разделить его с другими, боялся и самого этого открытия, той ответственности, которая с ним связана. Фрейд считал, что в своих отношениях с Брюке, Шарко и, особенно, с Брейером он трансформировал свои отношения с отцом. Стремление заменить реального отца учителем вызвало и двойное отношение Фрейда к учителям - с одной стороны восхищенное поклонение, а с другой – желание найти свой собственный путь в науке, превзойти своих учителей. Так постепенно вырисовываются контуры концепции Фрейда о трансфере и Эдиповом комплексе, которые затем займут важное место в его теории личности.

Впервые Фрейд заговорил  о психоанализе в 1896 году, а в 1897 он начал проводить систематические  самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга «Толкование  сновидений», в которой он впервые  опубликовал важнейшие положения  своей концепции, дополненные в  его последующих книгах «Психопатология  обыденной жизни» (1901), «Я и Оно» (1923), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого "Я"» (1921). Постепенно его идеи приобретали признание. В 1910 г. в Нюрнберге собрался первый международный конгресс по психоанализу. Правда, вскоре среди этого сообщества, которое объявило психоанализ особой наукой, отличной от психологии, начались распри, приведшие к его распаду. Многие вчерашние ближайшие сподвижники Фрейда порвали с ним и создали собственные школы и направления. Среди них были такие, в частности, ставшие крупными психологами исследователи, как Альфред Адлер и Карл Юнг. Большинство рассталось с Фрейдом из-за его приверженности принципу всемогущества сексуального инстинкта. Против этого догмата говорили как факты психотерапии, так и их теоретическое осмысление.

Вскоре и самому Фрейду пришлось вносить коррективы в свою схему. К этому вынудила жизнь. Грянула  первая мировая война. Среди военных  врачей имелись и знакомые с методами психоанализа. Пациенты, которые теперь у них появились, страдали от неврозов, сопряженных не с сексуальными переживаниями, а с травмировавшими их испытаниями  военного времени. С этими пациентами сталкивается и Фрейд. Его прежняя  концепция сновидений невротика, возникшая  под впечатлением лечения венских  буржуа в конце XIX века, оказалась  непригодной, чтобы истолковать  психические травмы, возникшие в  боевых условиях у вчерашних солдат и офицеров. Фиксация новых пациентов Фрейда на этих травмах, вызванных встречей со смертью, дала ему повод выдвинуть версию об особом влечении, провоцирующем болезненную фиксацию на событиях, вызывающих тревогу и т. п. Этот особый инстинкт, лежащий, наряду с сексуальным, в фундаменте любых форм поведения, Фрейд обозначил древнегреческим термином Танатос, как антипод Эросу - силе, обозначающей, согласно философии Платона, любовь в широком смысле слова, стало быть, не только половую любовь. Под именем Танатоса имелось в виду особое тяготение к смерти, к уничтожению либо других, либо себя. Тем самым агрессивность возводилась в ранг извечного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения. Представление об исконной агрессивности человека еще раз обнажило антиисторизм концепции Фрейда, пронизанной неверием в возможность устранить причины, порождающие насилие.

Наряду с социальными  обстоятельствами (военные неврозы) у Фрейда имелись и личные мотивы обращения к этой проблеме. В начале 20-х годов на него обрушилась тяжелая  болезнь, вызванная тем, что он был  злостным курильщиком сигар. Терпеливо  перенося одну мучительную операцию за другой, он продолжал напряженно работать. В 1915-1917 гг. он выступил в Венском  университете с большим курсом, опубликованным под названием "Вводные лекции в психоанализ". Курс требовал дополнений, их он опубликовал в виде 8 лекций в 1933 г.

В 1933 г. в Германии к власти пришел фашизм. Среди сожженных идеологами "нового порядка" книг оказались  и книги Фрейда. Узнав об этом, Фрейд воскликнул: "Какого прогресса  мы достигли! В средние века они  сожгли бы меня, в наши дни они  удовлетворились тем, что сожгли мои книги". Он не подозревал, что  пройдет несколько лет, и в  печах Освенцима и Майданека  погибнут миллионы евреев и других жертв нацизма, и среди них - четыре сестры Фрейда. Его самого, всемирно известного ученого, ждала бы после  захвата Австрии нацистами та же участь, если бы при посредничестве американского посла во Франции  не удалось добиться разрешения на его эмиграцию в Англию. Перед  отъездом он должен был дать расписку в том, что гестапо обращалось с ним вежливо и заботливо, и у него нет оснований жаловаться. Ставя свою подпись, Фрейд спросил: нельзя ли к этому добавить, что он может каждому сердечно рекомендовать гестапо? В Англии Фрейда встретили восторженно, но дни его были сочтены. Он мучился от болей, и по его просьбе его лечащий врач сделал два укола, положившие конец страданиям. Это произошло в Лондоне.

 

 

 

 

 

 

 

2. Случай Анны О.

Неплохо устроенный в жизни  и уже ею умудренный, Брейер часто давал молодому Фрейду разнообразные советы и даже одалживал деньги. Для Фрейда он был чем-то вроде отца, символической фигурой. Брейер же, по-видимому, относился к Фрейду, как к не по годам развитому младшему брату. «Интеллект Фрейда парит в заоблачных высотах, - писал Брейер одному из своих друзей. - Я иногда смотрю на него, как курица на ястреба». Они часто обсуждали вместе трудные случаи из практики  лечения неврозов, в том числе и случай Анны О. Именно этим событиям суждено было сыграть решающую роль в становлении психоанализа и стать легендой для многих поколений психоаналитиков.

Интеллигентная и привлекательная  женщина 21 года, Анна О. страдала от целого ряда тяжелых симптомов истерического  невроза. Она жаловалась на паралич, потерю памяти, умственные расстройства, тошноту, нарушения зрения и речи. Эти симптомы впервые появились  тогда, когда она ухаживала за умирающим отцом. Брейер лечил ее при помощи гипноза. Он обнаружил, что под гипнозом пациентка могла вспомнить те переживания, которые, возможно, и являлись причиной названных симптомов. Последующее обсуждение ее переживаний в состоянии гипноза, казалось, способствовало улучшению состояния.

Брейер как психотерапевт виделся с Анной О. ежедневно в течение года. Во время этих встреч Анна О. вспоминала те травмирующие переживания, которые ей доводилось пережить в течение дня. И каждый раз после подобных обсуждений она сообщала об улучшении самочувствия. Она относилась к психотерапии с Брейером как к «очищению», или «целительным беседам». По мере того как лечение продолжалось, Брейер понял (и рассказал об этом Фрейду), что те переживания, о которых Анна вспоминала под гипнозом, часто включали в себя мысли и события, которые она расценивала как отвратительные. Освобождение под гипнозом от травмирующих переживаний снижало или совсем устраняло болезненные симптомы.

Со временем жена Брейера стала проявлять все больше и больше беспокойства и ревности по поводу излишне тесной эмоциональной близости между своим мужем и Анной. С Анной в психотерапии происходило то, что впоследствии получило название позитивного переноса. Иными словами, она переносила свои чувства по отношению к отцу на врача, тем более что они были несколько похожи внешне. Брейер же, возможно, также испытывал эмоциональную привязанность к своей пациентке. «Ее обаяние юности, очаровательная беспомощность, даже самое ее имя... пробудили в Брейере дремлющее эдипово влечение к собственной матери».

Но, в конце концов, Брейер оценил сложившуюся ситуацию как опасную и вынужден был объявить Анне, что прекращает лечение. Несколько часов спустя у Анны начались истерика и боли как при родовых схватках. Брейеру удалось снять симптомы под гипнозом. Согласно легенде, после этого он устроил своей жене второй медовый месяц в Венеции, где она благополучно забеременела.

Но на самом деле это  не более чем миф. Миф, который  разделяли несколько поколений  психоаналитиков и историков  науки. Миф, который просуществовал более ста лет. Вполне возможно, что  Брейер и его жена действительно отправились в Венецию, но даты рождения его детей убедительно показывают, что ни один из них не мог быть зачат в то время.

Кроме того, последующие  исследования показали, что в действительности Брейеру, как психотерапевту, не удалось окончательно вылечить Анну О. (ее настоящее имя Берта Паппенхайм) при помощи своего катарсического метода. После того, как Брейер прекратил свое лечение, она была помещена в стационарную лечебницу. Там она часами могла сидеть возле портрета отца, рассказывая о том, как ходила на его могилу. Брейер говорил о ней Фрейду как о безнадежно сумасшедшей и высказывал надежду, что только скорая смерть сможет избавить бедняжку от страданий. Неизвестно, как именно ей удалось вылечиться, но впоследствии Анна О. стала заметным деятелем социального движения, феминисткой, ратующей за образование женщин. Она писала короткие рассказы о «мудрости, страсти и неунывающем характере", а также опубликовала пьесу в защиту прав женщин.

Информация о работе Зигмунд Фрейд. Возрастная психология