Зоопсихология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:13, реферат

Краткое описание

У многих животных — от пчёл до бизонов, волков и китов — существуют высокоразвитые общественные структуры, в которых каждая особь играет свою роль на благо всей группы. Жизнь в группе обладает рядом преимуществ, с лихвой компенсирующих неприятную необходимость делиться пищей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Николас Тинберген – зоолог и этолог ……………………………….3
2. Структура сообщества и механизмы ее поддержания..……………...8
3. Основные типы сообществ животных ……………………………….11
Заключение………………………………………………………………..16
Список литературы……………………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

зоопсихология.docx

— 37.92 Кб (Скачать файл)

Институт психологии

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине

«Зоопсихология  и сравнительная психология»

на  тему:

«Типы сообществ животных по Н. Тимбергену»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       

Выполнила:

студентка 1 курса

Факультет «Психология»

Куратова  К.А.

Проверил:

дмн, профессор В.Т. Тристан


 

 

 

Москва,  2012

Оглавление

стр.

Введение…………………………………………………………………….3

1.   Николас Тинберген – зоолог и этолог  ……………………………….3

2.   Структура сообщества и механизмы ее поддержания..……………...8

3. Основные типы сообществ животных  ……………………………….11

Заключение………………………………………………………………..16

Список литературы……………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

У многих животных — от пчёл до бизонов, волков и китов — существуют высокоразвитые общественные структуры, в которых каждая особь играет свою роль на благо всей группы. Жизнь  в группе обладает рядом преимуществ, с лихвой компенсирующих неприятную необходимость делиться пищей. На просторах  африканских саванн бродят огромные стада газелей и зебр, в которых  особые сторожа зорко высматривают хищников, позволяя остальным спокойно пастись.

Сообществом называется такой  тип внутрипопуляционных отношений, при котором особи образуют стабильные группировки, занимающие и защищающие определенную территорию. Они поддерживают постоянный обмен информацией, находятся  в некоторых относительно постоянных отношениях и скрещиваются преимущественно  друг с другом.

Сообщество включает в  себя, как правило, небольшое число  особей. Это более мелкая, чем  популяция, группа особей данного вида, которую иногда называют микропопуляцией. Для сравнительного изучения структурных  и иных особенностей сообществ животных исследователям необходимо выделить признаки, по которым группировки особей разных видов могут различаться между  собой.

Важнейшими признаками при  этом оказываются:

- устойчивость группировок во времени;

- взаимная координация действий особей в группе;

- прочность связей между особями; поддержание целостности группы (агрессия по отношению к «чужакам» своего вида).

 

  1. Николас Тинберген – зоолог и этолог

 

 

 Николас Тинберген (15 апреля 1907 г. – 21 декабря 1988 г.) получил совместно с Карлом фон Фришем и Конрадом Лоренцем Нобелевскую  премию по физиологии и медицине в 1973 г. за открытия, касающиеся установления индивидуального и социального поведения и его организации. Сформулировал положение о том, что инстинкт возникает благодаря импульсам или побуждениям, исходящим от самого животного. Инстинктивное поведение включает стереотипный набор движений – так называемый фиксированный характер действия (ФХД). 

Голландско-английский зоопсихолог  и этолог Николас Тинберген родился  в Гааге и был третьим из пяти детей в семье Дирка Корнелиуса Тинбергена, школьного учителя грамматики и истории, и Жаннет (ван Ик) Тинберген. Старший брат Тинбергена, Ян, был физиком, занявшимся позднее экономикой. Поскольку семья жила всего в часе ходьбы от морского побережья, у Николаса рано проявилась любовь к природе: он наслаждался коллекционированием морских ракушек, наблюдением за птицами, увлекался туризмом.

После окончания местной  средней школы («Я с трудом выбрался из нее», – вспоминал он позднее) Тинберген собрался поступить в университет, но ему посоветовали заняться сначала практической работой. Друзья семьи убедили отца Тинбергена послать мальчика в Вогелварте-Роззитен – орнитологический центр, где велось наблюдение за птицами и впервые были разработаны методы их кольцевания. После работы в этом заведении в течение нескольких месяцев Тинберген почувствовал себя достаточно подготовленным к продолжению обучения и поступил в Лейденский университет на биологическое отделение. Слушая лекции таких преподавателей, как натуралист Жан Верви, читая дополнительную литературу, Тинберген углублял свои знания о поведении животных. Под влиянием исследований поведения пчел Карлом фон Фришем он выбрал темой докторской диссертации вопрос об особенностях поведения пчел – убийц ос, за которыми наблюдал в летнем доме родителей в Халсхорсте вблизи Северного моря.

На основании своих  наблюдений он написал «сжатую, но интересную диссертацию в виде тезисов» (самую краткую из когда-либо принимаемых на факультете в Лейдене) и получил звание доктора философии в 1932 г. В этом же году он женился на Элизабет А. Руттен; у них было два сына и три дочери. В методологическом плане диссертация является примером его манеры вести исследования: сначала выяснить все возможное о поведении животных в естественной среде обитания путем терпеливого наблюдения, а затем провести эксперименты для подтверждения своих теорий. Например, изучая пчел-убийц ос, он удалял или повреждал естественные препятствия вблизи расположения колоний и, следя за поведением насекомых, смог показать, что они находят свой путь домой с помощью зрительных ориентиров на местности.

Вскоре после завершения его работы с целью получения  степени Тинберген и его жена отправились вместе с метеорологической экспедицией Дутча в Гренландию, где провели 14 месяцев среди эскимосов, изучая поведение арктических птиц и млекопитающих. По возвращении в Лейден в конце 1933 г. Тинберген был принят преподавателем в университет. Двумя годами позже ему предложили организовать курс для студентов последнего года обучения по исследованию поведения животных, который основывался на изучении отобранных животных и условий их жизни: колюшки (маленькой рыбки, за которой он наблюдал еще в детстве), насекомых и птиц Халсхорста, где Тинберген создал постоянную исследовательскую станцию.

Хотя к этому времени  Тинберген провел исследования по инстинктивному поведению (главным образом спариванию) ряда видов, его работа не имела очерченной целостной структуры. В 1936 г. на семинаре в Лейдене он встретился с Конрадом Лоренцем. Эта встреча стала исходной точкой основополагающей работы в области этологии (науки, изучающей поведение животных в естественных условиях). Вспоминая эту неожиданную встречу в более поздние годы, Тинберген сказал: «Мы сразу же точно подошли друг другу... удивительная интуиция Конрада и его энтузиазм были плодотворно дополнены моим критическим настроем, склонностью добираться до сути его идеи и моим неудержимым желанием проверить «подозрение» экспериментальным путем».

Когда Тинберген и его семья проводили лето в доме Лоренца недалеко от Вены, два ученых начали разработку основ теории этологического исследования. За период долгого сотрудничества они сформулировали положение о том, что инстинкт не просто представляет собой ответ на стимулы окружающей среды, а возникает благодаря импульсам или побуждениям, исходящим от самого животного. Инстинктивное поведение, считали они, включает стереотипный набор движений – так называемый фиксированный характер действия (ФХД), – который настолько различен, насколько имеет специфические анатомические черты. Животное осуществляет ФХД в ответ на определенный «освобождающий» стимул из окружающей среды, который может быть высокоспецифичным. Кроме того, они предположили, что многое в поведении животных зависит от столкновения побуждений. Например, самец колюшки ведет самку в свое «гнездо» своеобразным зигзагообразным танцем. Тинберген показал, что этот ФХД отражает конфликт между инстинктом защиты своей территории и половым инстинктом.

При других обстоятельствах  конфликт между желаниями может  привести к смещению ответной реакции, к проявлению совершенно иного инстинкта. Типичный пример наблюдается, когда  животное, защищающее свою территорию, сталкивается с атакующим животным, которое оказывается слишком  сильным для прямой конфронтации. В результате конфликт между желанием атаковать и желанием отступить  может вызвать третью форму поведения, такую, как проявляющуюся в быстром  заглатывании припасенного корма или  заигрывании.

Начало второй мировой  войны прервало совместную работу Тинбергена и Лоренца. После немецкой оккупации Тинберген продолжал преподавание в Лейдене, но в 1942 г. был арестован за протест против увольнения трех членов факультета еврейской национальности. Остаток войны он провел в лагере для интернированных лиц. После освобождения он вернулся в университет и был назначен профессором экспериментальной биологии.

В 1947 г. Тинберген читал лекции в США, где побывал еще в 1938 г., а двумя годами позже – в Оксфордском университете. Оставаясь в Оксфорде, он основал журнал «Бихевиор» («Behavior») и продолжал работу во вновь созданном отделе по изучению поведения животных. В 1955 г. он стал британским подданным, а через 5 лет начал читать лекции по поведению животных и был назначен профессором; избран членом Вольфсон-колледжа в 1966 г.

В 50-х и 60-х гг. интенсивными исследованиями чаек Тинберген основательно подтвердил разработанные им и Лоренцом довоенные теории. Занимаясь преподавательской деятельностью, он оказал влияние на многие поколения английских этологов.

Тинберген, Лоренц и Фриш разделили в 1973 г. Нобелевскую премию по физиологии и медицине «за открытия, касающиеся установления индивидуального и социального поведения и его организации». В речи на презентации Вёрдж Кронхольм из Каролинского института сказал, что, хотя премия «трем наблюдателям за животными» (как шутил Тинберген) была неожиданной, она отражает ценность работы лауреатов не только для этологии, но и для «социальной, психосоматической медицины и психиатрии». В Нобелевской лекции Тинберген рассказал о своих исследованиях связи этологии с болезнями, вызванными стрессом, включая аутизм раннего детского возраста – заболевание, которое он продолжал изучать совместно со своей женой после ухода из Оксфордского университета в 1974 г.

В 1973 г. Т. был награжден  медалью Жана Сваммердама Нидерландской  ассоциации прогресса естественных, медицинских и хирургической  наук. Он – член многих научных обществ. Помимо многочисленных публикаций, Тинберген совместно с Хьюгом Фалкусом создал для Британской корпорации радиовещания документальный фильм «Сигналы для выживания» («Signals for Survival»).

 

2. Структура сообщества и механизмы ее поддержания

 

Характер внутривидовых  взаимоотношений особей тесно связан со структурой популяций, в которых  они сосуществуют, и их распределением в пространстве.

В настоящий момент традиционно  принято делить все виды животных на одиночных и живущих группами. На деле такой взгляд достаточно далек  от истины. Как показывают многочисленные наблюдения, строго одиночных видов  практически не существует. В определенные периоды жизни все животные, так  или иначе, контактируют с представителями  своего и чужих видов, а часто  образуют более или менее устойчивые и организованные сообщества.

Биологические преимущества группового образа жизни несомненны. Животные, образующие стада или стаи, легче обеспечивают себя кормом и  затрачивают меньше энергии на пищедобывательную  деятельность.

Известно, например, что эффективность  питания многих рыб в основе стаи выше, большие синицы эффективнее  добывают корм в составе групп (или  даже пар), нежели в одиночку; стаи морских  птиц выслеживают скопления планктона  или косяки рыб с большим успехом, чем это делают одиночные особи. Массовые ночевки птиц характерны, как правило, для видов, которые  кормятся большими группами; такие  скопления увеличиваются в размерах при ухудшении условий питания.

Чрезвычайно велико значение группового образа жизни в защите от хищников. Скопление большого числа  особей существенно повышает вероятность  раннего обнаружения опасности. Свойственная стадным животным система  взаимного оповещения делает этот факт достоянием всей группы. Оповещение об опасности может быть активным. Таковы, например, тревожные звуковые сигналы птиц, копытных, обезьян и ряда других животных.

Звуковые сигналы тревоги  чаще всего не являются видоспецифическими, а представляют собой своеобразное «эсперанто» животных и воспринимаются однозначно практически всеми видами животных, обитающих в одних и  тех же местах. При этом издаваемые ими сигналы тревоги воспринимаются и многими млекопитающими.

Африканские копытные в смешанных  стадах реагируют на сигнал тревоги  независимо от того, представитель  какого вида первым его подал; в этом некоторые исследователи видят  биологический смысл смешанных  многовидовых стад копытных.

Оповещение об опасности  может осуществляться и пассивным  путем. Так, среди спокойно передвигающегося или отдыхающего стада копытных, косяка рыб или стаи птиц особь, заметившая хищника и метнувшаяся от него, немедленно привлекает внимание других особей и вызывает реакцию следования.

Помимо специфических  звуковых сигналов о замеченной опасности, такую же роль для группы играют и крики испуга или боли, издаваемые особями, схваченными хищником или  неожиданно обнаружившими опасность  в непосредственной близости. У рыб  широко известна реакция на так называемое вещество испуга, выделяющееся в воду отдельными особями и вызывающее соответствующую реакцию у остальных  особей стаи.

Подобные же вещества обнаружены у головастиков, и даже у домовых  мышей. Своевременное обнаружение  опасности и сигнализация о ней  обеспечивает эффективное избежание  нападения хищника (рассредоточение, убегание и пр.), а в ряде случаев  вызывает и активно-оборонительное поведение. При этом возможности  непосредственной обороны в составе  стаи, несомненно, выше.

Информация о работе Зоопсихология