Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 17:29, доклад
1. Значение игры в психокоррекции, виды игротерапии, цель.
2. Стадии процесса игровой терапии, особенности поведения детей.
3. Установки игрового терапевта (по Роджерсу), принципы контакта с ребенком (по Экслайн), правила.
4. Игровая комната и материал: требования, правила подбора.
ТЕМА 8. ИГРОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
1. Значение игры в психокоррекции, виды игротерапии, цель
Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д. Б. Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.
О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. В ряде исследований игра определяется как работа ребенка.
Согласно Ж. Пиаже игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной [110]. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символами чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытывал. Иногда такая связь совершенно очевидна, а иногда она может быть не слишком явной. В любом случае, игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт и с игрой связаны те редкие моменты жизни детей, когда они чувствуют себя в безопасности и могут контролировать собственную жизнь.
Именно поэтому все большее значение приобретает игровая терапия — способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, в основу которого положена игра.
Виды:
Цели недирективной игротерапии в общем смысле согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. Так как данный вид игровой терапии сосредоточивается на личности ребенка, а не на его проблеме, основное внимание здесь уделяется тому, чтобы ребенок стал более адекватным как личность при решении текущих и будущих проблем. В этом смысле цель игровой терапии состоит в том, чтобы помочь ребенку:
1. Стать более ответственным в своих действиях и поступках.
2. Развить более позитивную Я-концепцию.
3. Стать более самоуправляемым.
4. Выработать большую способность к самопринятию.
5. Овладеть чувством контроля.
6. Развить сенситивность к процессу преодоления трудностей.
7. Развить внутренний источник оценки.
8. Обрести веру в себя [79].
Основные принципы игрового терапевта, которые образуют базис терапевтических отношений и облегчают реализацию внутренних источников роста ребенка — это естественность, безусловное принятие, сенситивное понимание
2. Стадии процесса игровой терапии, особенности поведения детей
Стадии процесса игровой
терапии возникают как
Анализируя случаи работы с детьми, страдающими различными нарушениями, Муштакас (Moustakas, 1955а) заметил, что дети проходят определенные стадии терапевтического процесса:
а) диффузные негативные чувства, выраженные в разных точках игры ребенка;
б) амбивалентные чувства,
общая тревожность или
в) прямые негативные чувства, направленные против родителей, сиблингов (СНОСКА: Сиблинги—братья и/или сестры. В англ. обозначаются одним словом словом. (Прим. ред.), других людей или выражаемые в особых регрессивных формах;
г) амбивалентные чувства, позитивные или негативные, к, родителям, сиблингам и другим людям;
д) ясные, четкие, выделенные обычно реалистические позитивные и негативные установки; при этом в игре доминируют позитивные установки.
Второе крупное исследование процесса игровой терапии провела Уити. Она обнаружила, что во время первых трех сеансов дети чаще всего проверяют, как терапевт относится к их действиям, демонстрируют высокий уровень тревожности и осуществляют вербальную, невербальную и поисковую игровую деятельность. С четвертого по шестой сеанс любопытство и исследовательская активность снижаются, в то же время агрессивная игра, голосовые эффекты достигают пика. С седьмого по девятый сеанс агрессивная игра почти исчезает, а творческая игра, выражение радости и вербальная информация о доме, школе и других сторонах своей жизни достигают кульминации. С десятого по двенадцатый сеанс максимального развития достигают игры по установлению отношений, и бессюжетная игра почти прекращается. С тринадцатого по пятнадцатый сеанс бессюжетная игра и невербальное выражение гнева достигают максимума, тревожность по сравнению с предыдущими сеансами вырастает, учащаются попытки управлять терапевтом, увеличивается число вербальных взаимодействий. Были также обнаружены различия между мальчиками и девочками. У мальчиков чаще встречались выражения гнева, агрессивные высказывания, агрессивные игры и звуковые эффекты. У девочек чаще наблюдаются творческие игры и игры, отражающие отношения между людьми, а также проявления радости, тревоги, вербальной проверки реакции терапевта и вербализация позитивных и негативных размышлений.
3. Установки
игрового терапевта (по
Установки игрового терапевта,
которые образуют базис терапевтических
отношений и облегчают
V. Axline (1947) принципы, по которым строится поведение психотерапевта: 1) принятие ребенка, достигаемое дружеской, теплой, неподавляющей манерой общения, врач не проявляет нетерпения, недовольства или несогласия, воздерживается от похвалы и одобрения, которые ограничивают свободу ребенка; 2) установление дозволенности в игре, безопасности в отношениях, что позволяет ребенку выразить свои чувства и переживания; 3) предоставление ему возможности самостоятельно выбирать линию поведения, врач чаще всего находится вне игры и лишь иногда может руководить ею по просьбе ребенка; 4) отказ от форсирования терапии, приводящего к потере контакта; 5) отражение чувств - врач отказывается от интерпретации высказываний и действий ребенка, пользуясь в игре его же символами. Психотерапевт - зеркало, в котором ребенок видит самого себя.
4. Игровая комната и материал: требования, правила подбора
Желательно, чтобы игровая комната располагалась в таком месте, где дети, с одной стороны, меньше всего мешали бы и отвлекали других, а с другой — были бы защищены от расспросов родителей или других людей о том, что же ребенок там делал. Хотя некоторые исследователи предлагают делать такую комнату звуконепроницаемой, но в реальности это чаще всего невозможно. Игровую комнату желательно располагать рядом с туалетом, что позволит снять некоторые дополнительные проблемы.
Лучше всего использовать помещение площадью примерно 3,5x4,5 м, поскольку ребенок в этом случае находится достаточно близко от терапевта в процессе игровой терапии, что позволяет создать оптимальную дистанцию между ними. Однако игровая комната подобных размеров оптимальна для работы при индивидуальной терапии. Групповая терапия в такой комнате предполагает работу одновременно не более чем с двумя детьми. Для проведения групповой игровой терапии с большим количеством детей желательна комната площадью не менее 25 кв. м.
Комната должна гарантировать ребенку защиту во время проведения сеансов игровой терапии, поэтому в ней не должно быть внутренних окон и застекленных дверей. При наличии окна на внешней стене оно должно закрываться жалюзи или занавесками.
Предпочтительным покрытием для пола является кусковой линолеум, части которого легко моются и при необходимости достаточно просто заменяются. Стены игровой комнаты желательно окрасить в светлые тона. Основное соображение здесь, как и при оформлении других элементов интерьера комнаты, — простота уборки. При этом желательно избегать навязчивых разрисовок и ярких пятен. Вдоль стен лучше расположить прикрепленные к ним полки, на которые можно поставить игрушки и другой игровой материал.
Для игровой комнаты должна быть выбрана мебель с твердой деревянной или пластиковой поверхностью. Здесь необходимы детский стол, три стула (один из них для взрослого), полки для игрушек. Подобная комната является стандартной для проведения игротерапии. Она дает хороший эффект в работе с высокотревожными детьми.
ИГРУШКИ И ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ
Выбор игрушек и игрового материала должен быть сознательным, базирующимся на серьезных логических основаниях, при этом всегда следует принимать во внимание основную идею: уровень развития ребенка естественным образом выражается в его игре и активности. Как уже указывалось, игрушки для ребенка — это его слова, а игра — язык. В связи с этим следует выбирать такие игрушки и игровой материал, которые бы облегчали самовыражение ребенка, обеспечив ему широкий спектр игровой активности. Мустакас считает, что в комнате обязательно должны присутствовать игровой материал двух типов: структурированные (пистолеты, куклы, мячи и т. д.) и неструктурированные (глина, песок, вода, краски и т. д.) [176]. Лэндрет перечисляет семь вопросов, которые могут служить важным оценочным критерием для отбора игрушек и игрового материала.
Могут ли игрушки и игровой материал:
1. Облегчить широкий спектр творческой активности ребенка?
2. Облегчить широкий спектр выражения эмоций?
3. Возбудить интерес ребенка?
4. Облегчить экспрессивную и исследовательскую игру?
5. Позволить игру без вербализации?
6. Дать возможность свободной игры?
7. Иметь жесткие конструкции для активного использования? [79]
Таким образом, игрушки и игровой материал, используемые в процессе игровой терапии, следует тщательно отбирать в зависимости от их соответствия логическим основаниям игровой терапии.
Игрушки и материал, необходимые для игротерапии, можно сгруппировать в три категории.
1. Игрушки из реальной жизни (куклы, машины, дома, классная доска и т. д.). Они решают ряд задач: делают возможным непосредственное выражение чувств ребенка; дают ребенку возможность играть в свободную игру, что особо важно для упрямых или застенчивых детей; позволяют безопасным способом передвигаться по комнате или сокращать расстояние между ребенком и терапевтом; создают атмосферу некоторой вседозволенности, что позволяет терапевту установить контакт с внутренним миром ребенка [79].
2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию (игрушечные солдатики, ружье, резиновый нож, игрушки, изображающие диких животных, и т. д.). Они могут использоваться детьми для выражения гнева, враждебности [79].
В последнее время достаточно часто приходится слышать критические замечания по поводу таких игрушек. Обычно говорится о том, что эти игрушки вырабатывают жестокость и агрессивность у детей. Достаточно сложно согласиться с подобными высказываниями, так как в целях эффективного отреа-гирования именно агрессивного поведения и используются в игровой терапии подобные игрушки.
5. Особенности построения работы с ребенком на разных этапах работы, структурирование отношений с ребенком, поведение психолога