Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2014 в 12:38, курсовая работа
Цель работы - изучение связи ораганизационого поведения с особенностями направленности личности.
Задачи:
1. Проанализировать теоретическое состояние изучаемой проблемы
2. Рассмотреть понятие личности
3. Изучить основные индивидуальные характеристики личности и методы их оценки
4. Изучить направленность личности на примере студенческой группы
5. Разработать рекомендации, позволяющие учитывать индивидуальные особенности личности в управленческом общении.
Введение…………………………………………………………………………...3§
1. «Понятие личности, профессиональная направленность»……….………..5
1.1 Содержание и структура понятия «личность»…………………………..….5
1.2 Направленность личности в профессиональной деятельности, личность как субъект организационного поведения………………………………………9
§ 2. Результаты исследования направленности личности в студенческой группе…………………………………………………………………………….14
§ 3. Рекомендации менеджеру по персоналу ………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………..24
Список использованной литературы………………………………………….25
Приложения…………………………………………………………………….28
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1 Содержание и структура понятия «личность»…………………………..….5
1.2 Направленность личности в профессиональной деятельности, личность как субъект организационного поведения………………………………………9
§ 2. Результаты исследования
направленности личности в студенческой
группе………………………………………………………………
§ 3. Рекомендации менеджеру по персоналу ………………………………..18
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….25
Приложения……………………………………………………
Введение
Актуальность. Создание производства мирового класса всегда связано с людьми, которые работают на предприятии. Правильные принципы организации производства, оптимальные системы и процедуры играют, конечно же важную роль, но реализация всех возможностей, заложенных в новых методах управления, зависит уже от конкретных людей, от их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотивации, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению.
Рост конкуренции, совершенствование технологий, борьба за потребителя и качество продукции заставляют предприятие по-новому рассматривать весь комплекс вопросов управления. Изменились и требования к работнику.
Главным здесь
является признание высокой социальной
ответственности, лежащей на всех сотрудниках
организации и в первую очередь на управляющих.
Современная организация - это адекватная
реакция на быстрые перемены, непрерывно
меняющиеся технологии и неопределенность
среды. Современный подход к организации
представляет собой сбалансированное
сочетание человеческих ценностей, организационных
изменений и непрерывных адаптации к изменениям
внешней среды. Все это потребовало существенных
изменений в принципах, методах и формах
работы с человеком в организации.
Человеческий потенциал,
способность руководителя правильно поставить
цель и эффективно распорядиться ресурсами
становятся главным фактором успеха организации.
На первый план выдвигаются проблемы управления
человеческими ресурсами организации.
Объектом исследования в данной работе выступает организационное поведение.
Предмет исследования – связь организационного поведения с индивидуальными особенности, влияющими на процесс деятельности работников в организации.
Цель работы - изучение связи ораганизационого поведения с особенностями направленности личности.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что формирование образа будущей профессиональной деятельности студента обеспечивается профессиональной направленностью личности.
Задачи:
Методы исследования: анализ документов, анкетирование, психодиагностика, методы качественной и количественной обработки данных.
Теоретико-методологическая база: При написании данной работы были использованы труды таких авторов как: Э. Шейн, Соломанидина Т.О., Стародубов В.И., Яськов Е.Ф. и другие.
Опытная база и структура: исследование проводилось на базе института управления НИУ БелГУ. В исследовании принимали участие студенты группы 05001242. Объем выборки – 27 человек, из них 20 девушек и 7 юношей. Работа состоит из трех параграфов, введения, заключения, списка используемой литературы и приложений.
§ 1. Понятие личности, профессиональная направленность
1.1 Содержание и структура понятия «личность»
Личность — это прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих своеобразное для данного человека мышление и поведение. Такое определение было предложено еще Г. Олпортом (1897 - 1967), американским психологом, автором одной из самых известных концепций личности.
Проблеме личности уделяется исключительное значение. Широкое признание нашли несколько десятков теорий личности, среди авторов которых З.Фрейд, К. Роджерс, А. Маслоу, Э.Эриксон, Э. Фромм, К.Юнг, Р. Кеттел и многие другие. Отсутствие единой общепризнанной теории личности, видимо, нужно признать закономерным, однако это создает для нас вполне определенные проблемы. Наличие множества теорий личности можно объяснить сложностью, объемностью главного объекта этих теорий, а также несоответствием масштаба авторов теорий и самого объекта. Механизм появления такого множества теорий, видимо, легко понять: каждый автор вводит собственные признаки личности, при этом достаточность или избыточность предлагаемой системы признаков не всегда может быть объективно оценена. Однако нужно признать, что известные сегодня теории скорее дополняют, чем противоречат друг другу. Возможно, что путь к познанию личности это путь агностика: сам предмет - личность настолько сложен и масштабен, что не существует конечной стадии его познания, роль науки ограничивается лишь познанием его внешних проявлений. Психологические ресурсы менеджера включают стиль делового поведения и связанный с ним способ мышления. Не отрывая друг от друга, стиль поведения и способ мышления, полагается, что они могут быть описаны набором устойчивых характеристик, внешнее проявление которых легко обнаружить при анализе практической деятельности менеджера.
Система личных качеств включает такие характеристики как компетентность, работоспособность, деловитость, организованность, деловую ответственность, готовность к рискам, способность к системному мышлению, лояльность и конформизм. Вполне естественно, что этот перечень, хотя и включает важнейшие психологические характеристики, не может претендовать на исключительную полноту. В зависимости от особенностей управленческой иерархии не менее важными могут считаться иные качества личности, не включенные нами в этот набор.
Личность – это совокупность определенных свойств внутренней жизни данного индивида, которая приводит к тому, что в одних и тех же условиях материальная и духовная жизнь одних индивидов отличается от жизни или деятельности других.
Взаимоотношение между индивидом, как продуктом антропогенеза (происхождение и развитие всех видов и подвидов рода Человек (Homo) в генетическом, психическом и социокультурном отношении), личностью, усвоившей общественно-исторический опыт и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».
Коренным или родовым, исходным понятием является понятие человек. Человек – это биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. В отличие от других животных, этот вид наделен сознанием, т. е. способностью познавать сущность, как внешнего мира, так и свою собственную природу, и в соответствии с этим поступать и действовать разумно. Человек как биологический вид характеризуется особой телесной организацией, существенными признаками которой являются: прямохождение, наличие рук, приспособленных к познанию и труду и высокоразвитый мозг, способный отражать мир в понятиях и преобразовывать его сообразно своим потребностям, интересам и идеалам.
Под «индивидом» понимают данного конкретного человека со всеми присущими ему особенностями. В понятии индивид воплощена родовая принадлежность человека. Сказать о конкретном человеке, что он индивид, значит сказать очень немного. По существу этим сказано, что он потенциально человек.
Индивидуальность обычно рассматривается как совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие.
Индивидуальность не есть что-то над- или сверхличностное. Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляются очень ярко, выпукло, других – малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности[14, c.21].
Для объяснения того, что представляют собой люди, персонологи предложили некую мозаику, составленную из концепций. Самая популярная из которых – это концепция черт личности. Черты рассматриваются как устойчивые качества или склонности человека вести себя определенным образом в разнообразных ситуациях. Распространенные черты личности – импульсивность, честность, чувствительность, робость. Г. Олпорт, Р. Кеттел и Г. Айзенк полагали, что структуру личности лучше всего схематически представить в терминах гипотетических качеств, лежащих в основе поведения.
Следующий уровень анализа структуры личности может быть описан при помощи концепции типа личности. В психологии имеется несколько общепринятых положений относительно личности:
1. Личность присуща каждому человеку.
2. Личность есть, то, что отличает человека от животных, у которых личности нет.
3. Личность есть продукт
исторического развития, т.е. возникает
на определенной ступени
4. Личность есть индивидуальная
отличительная характеристика
Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личного склада.
Тип личности описывается в виде совокупности множества различных черт, образующих самостоятельную категорию с четко очерченными границами. Подобная концепция подразумевает более постоянные и более обобщенные поведенческие характеристики. Люди наделены многими чертами, выраженными в разной степени, поэтому их обычно описывают как принадлежащих к тому или иному типу. Так К.Г.Юнг считал, что люди разделяются на две категории: интровертов и экстравертов.
В целом структура личности может быть представленна в теоретическом плане следуюющим образом:
А. Общечеловеческие свойства - ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции.
Б. Социально – специфические черты – социальные установки, роли, ценностные ориентации.
В. Индивидуально – неповторимые черты - темперамент, сочетание ролей, самосознание.
В качестве относительно самостоятельных комплексов структуры личности можно выделить следующие подструктуры:
1. Динамика ее психических процессов – темперамент.
2. Психические возможности
личности, в отдельных видах
3. Направленность личности
- характерные для нее
4. Проявления в соответствующих
обобщенных способах поведения,
направленность обусловливает
1.2 Направленность личности в профессиональной деятельности
По мнению большинства психологов, направленность личности является сложным мотивационным образованием. Понятие «направленность личности» ввел в научный обиход С.Л. Рубинштейн как характеристику основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека.
Проблема направленности личности разрабатывалась многими зарубежными и отечественными психологами. Практически все психологи под направленностью личности понимают совокупность или систему каких-либо мотивационных образований, явлений. В понимании Б.И. Додонова – это система потребностей. По мнению К.К. Платонова – это совокупность влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрения, убеждений. Л.И. Божович и Р.С. Немов считают, что направленности личности – это система или совокупность мотивов и т.д. Однако понимание направлен-ности личности как совокупности или системы мотивационных образований - это лишь одна сторона ее сущности. Другая сторона заключается в том, что эта система опреде-ляет направление поведения и деятельности человека, ориентирует его, детерминирует тенденции поведения и действий и, в конечном итоге, определяет облик человека в со-циальном плане (В.С. Мерлин). Последнее связано с тем, что направленность личности представляет собой устойчиво доминирующую систему мотивов, или мотивационных образований (Л.И. Божович), т. е. отражает доминанту, становящуюся вектором поведения (А.А. Ухтомский).
Направленность личности, как отмечает В.С. Мерлин, может проявляться в отношении: к другим людям, к обществу, к самому себе. М.С. Неймарк, например, выде-лены личная, коллективистская и деловая направленности личности[14, c.32].
Д.И. Фельдштейн (1995) и И.Д. Егорычева (1994) выделяют следующие типы личностной направленности: гуманистическую, эгоистическую, депрессивную и суицидальную. Гуманистическая направленность характеризуется положительным отношением личности к себе и к обществу в целом. Эгоистическая направленность характеризуется положительным отношением к себе и отрицательным – к обществу. Депрессивная направленность личности характеризуется тем, что для человека он сам не представляет никакой ценности, а его отношение к обществу можно охарактеризовать как терпимое. Суицидальная направленность наблюдается в тех случаях, когда ни общество, ни личность для самой себя не представляют никакой ценности.
Такое выделение типов направленности показывает, что она может определяться не комплексом каких-то факторов, а только одним из них, например личностной или коллективистской установкой и т.п. Таким образом, структура направленности личности может быть простой и сложной, но главное в ней – это устойчивое доминирование какой-то потребности, интереса[5, c.99]
Информация о работе Изучение направленности личности работников