Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 19:27, статья
Вообще самосознание человека охватывает широкое поле человеческого бытия, от природных проявлений до ценностных ориентиров мировоззрения. Самосознание является одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека.
Самосознание – не сумма частных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе. Как и всякая установка, она включает в себя когнитивный элемент (представление о своих качествах и сущности), эмоционально-аффективный элемент (самоотношение, самолюбие) и оценочно-волевой (определенная самооценка). Самосознание – следствие длительного развития индивида, превращения его в самостоятельного субъекта деятельности, устанавливающего определенные взаимоотношения с обществом и природой. Становление самоопределения на прямую связана с формированием самосознания в юношеском возрасте.
Д. Журавлева
Изучение особенностей формирования самосознания в раннем юношеском возрасте
Научный руководитель – к.п.н., доцент И.В.Фокина
Ранняя юность это период от 15 до 17 лет. В этот период начинает формироваться самосознание как система знаний о себе.
Вообще самосознание человека охватывает широкое поле человеческого бытия, от природных проявлений до ценностных ориентиров мировоззрения. Самосознание является одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека.
Самосознание – не сумма частных характеристик, а целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе. Как и всякая установка, она включает в себя когнитивный элемент (представление о своих качествах и сущности), эмоционально-аффективный элемент (самоотношение, самолюбие) и оценочно-волевой (определенная самооценка). Самосознание – следствие длительного развития индивида, превращения его в самостоятельного субъекта деятельности, устанавливающего определенные взаимоотношения с обществом и природой. Становление самоопределения на прямую связана с формированием самосознания в юношеском возрасте.
Актуальность статьи определяется выбором возрастного этапа, для которого, с одной стороны, характерно появление самосознания как системного образования, определяющего и направляющего развитие личности, а, с другой стороны, – этапа, предшествующего достижению зрелости, на котором происходят наиболее важные, существенные с точки зрения дальнейшего развития личности человека, преобразования и изменения. На данный момент все еще недостаточно психологических исследований, в которых раскрываются особенности самосознания в раннем юношеском возрасте, хотя во многих из них и отмечается решающая роль данного возрастного периода, с точки зрения развития личности и самосознания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, B.C. Столин, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и д.р.).
В настоящее время существует целый ряд определений самосознания. Мы же будем опираться на определение данное в психологическом словаре: «Самосознание – осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям».
В определениях самосознания выделяются, как правило, два момента: во-первых, подчеркивается, что самосознание является свойством личности как социального существа, во-вторых, указывается, что объектом самосознания является сам познающий субъект – человек, осознающий различные стороны своей психической деятельности и проявления собственной активности.
Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от имеющихся ситуаций способна оставаться самой собой. Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: он помнит о прошлом, переживает настоящее, имеет надежды на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое [2].
Личность – это конкретный человек, как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в процессе становления человека, в общении и жизнедеятельности. Каждая личность индивидуальна и оригинальна совокупностью своих свойств. На раннем этапе формирования личности уровень субъективно-личностных отношений диктуется главным образом взрослыми, а в раннем юношеском возрасте они определяются расширяющимися общественными обязанностями, учением и ростом индивидуального самосознания.
Известно, что в раннем юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания [3].
Период отрочества – юности совпадает с рядом физиологических изменений, в результате которых тело ребенка превращается в тело взрослого человека. Эти изменения происходят резку, поэтому юношам, девушкам и членам их семей приходится быстро адаптироваться к новому образу, говорящему о том, что детство осталось позади [1].
Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного "я" ( "Кто я?", "Какой я?" "Каковы мои способности?", "За что я могу себя уважать?"), а с другой – осознание своего положения в мире ( "Каков мой жизненный идеал?", "Кто мои друзья и враги?", "Кем я хочу стать?", "Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?"). Первые, обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже не ребенок. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения [1].
Трудность данного возрастного периода заключается в том, что ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая. Ответ на нее содержится как внутри человека, так и вне его – в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности. Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертами невротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностями предшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты).
Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой [1].
С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции. Социальный статус юношества неоднороден. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств. Главная социальная задача этого возраста – выбор профессии.
Для юношей успешность личностного самоопределения связана с осознанием себя как уверенного в себе человека, энергичного, деятельного, обладающего определенными деловыми качествами: смелость, склонность к риску, предприимчивость, сдержанность, рассудительность, дипломатичность, расчетливость. Также имеет место значимость развития эмоционально-волевых сторон своей личности – самоконтроль и самодисциплина, эмоциональная устойчивость [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что в раннем юношеском возрасте развивается стремление к познанию всеобщих вопросов о мире, жизни и о человечестве в целом, а заканчивается это личностным самоопределением и вступлением уже во «взрослую» и самостоятельную жизнь.
1 Возрастная и педагогическая психология /Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др./ Под ред. Петровского, 2-е издание, 1979г.
2 Гордеева О.В Представления Выготского Л.С. о самосознании. / Психологический журнал. - 1996. - № 5 - с. 31-42.
3 Фонарева А. М. Развитие личности ребенка, М.: Прогресс. 1987г., 272 стр.
4 Янушева. Становление личности
в ранней юности: [Электронный ресурс].URL:http://psinovo.ru/
Информация о работе Изучение особенностей формирования самосознания в раннем юношеском возрасте