Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 10:13, реферат
Воображение имеет субъективную сторону связанную с индивидуально-личностными характеристиками человека (в частности, с его доминирующим полушарием головного мозга, типом нервной системы, особенностями мышления и др.). В этом плане люди различаются по:
- яркости образов (от явлений четкого «видения» образов до бедности представлений);
- по глубине переработки образов реальности в воображении (от полной неузнаваемости воображаемого образа до примитивных отличий от реального оригинала);
- по типу доминирующего канала воображения (например, по преобладанию слуховых или зрительных образов воображения).
Реферат по теме:
«Индивидуальные особенности воображения и его развитие»
Выполнила
студентка 2 курса
2А группы
специальности «Изобразительное
искусство и черчение»
Скрипаль А.С.
Проверил
Преподаватель психологии
Расулова Е.М.
Воображение имеет субъективную сторону
связанную с индивидуально-личностными
характеристиками человека (в частности,
с его доминирующим полушарием головного
мозга, типом нервной системы, особенностями
мышления и др.). В этом плане люди различаются
по:
- яркости образов (от явлений четкого
«видения» образов до бедности представлений);
- по глубине переработки образов реальности
в воображении (от полной неузнаваемости
воображаемого образа до примитивных
отличий от реального оригинала);
- по типу доминирующего канала воображения
(например, по преобладанию слуховых или
зрительных образов воображения).
Считается, что развивать процессы воображения
полезно, но в рамках пределов, связанных
с генотипически обусловленными возможностями
человека. Развитие воображения предусматривает его совершенствование по следующим
признакам:
- по разнообразию, разнохарактерности
процессов воображения;
- по оригинальности образов воображения,
оцениваемой другими людьми;
- по уровню детализации построения образов
воображения;
- по уровню интеллектуализированности
образов воображения, проявляющемуся
в их мысленной интерпретации другими
людьми;
- по эмоциональности реакций других людей
на продукты воображения данного индивида.
У некоторых детей воображение проявляется уже в 2-3 года без специального обучения в этом направлении. Другим даже в более позднем возрасте не помогают специальные приемы. Психологи в этой связи высказывают гипотезу об определенной врожденности воображения. Однако у людей, которые обладают воображением и заняты творческой деятельностью, наблюдается улучшение качественных характеристик процессов воображения. Это говорит о возможности развивать воображение. Конечно, в реальной жизни не обходится без «сюрпризов». Так, например, А. Эйнштейн в детстве не проявлял высокого уровня воображения. Впоследствии же он разработал ту сферу научного знания, где успех не мог быть достигнут без богатого воображения, - теорию относительности. Кстати, сам ученый сказал, что больше, чем любой мыслитель, ему в творчестве помог Ф. Достоевский с его безудержной игрой воображения, стремлением ставить своих героев в предельные: психологические ситуации.
Общие закономерности развития воображения заключаются в следующем.
Первые образы воображения у ребенка связаны с процессами восприятия и его игровой деятельностью. Полуторагодовалому ребенку еще неинтересно слушать рассказы (сказки) взрослых, так как у него еще отсутствует опыт, порождающий процессы восприятия. Вместе с тем можно наблюдать, как в воображении играющего ребенка чемодан, например, превращается в поезд, безмолвная, равнодушная ко всему происходящему кукла - в плачущего, обиженного кем-то человечка, подушечка - в ласкового друга.
В период формирования речи ребенок еще более активно использует в своих играх воображение, ибо его жизненные наблюдения резко расширяются. Однако все это происходит как бы само собой, непреднамеренно.
От 3 до 5 лет «подрастают» произвольные формы воображения. Образы воображения могут появляться либо как реакция на внешний стимул (например, по просьбе окружающих), либо инициироваться самим ребенком. При этом воображаемые ситуации носят зачастую целенаправленный характер, с конечной целью и заранее продуманным сценарием.
Школьный период характеризуется бурным развитием воображения, обусловленным интенсивным процессом приобретения разносторонних знаний и их использования на практике.
Индивидуальные особенности воображения ярко проявляются в процессе творчества. В этой сфере человеческой деятельности воображение по значимости ставится наравне с мышлением. Важно, что для развития воображения необходимо создавать человеку условия, при которых проявляются свобода действий, самостоятельность, инициативность, раскованность.
Воображение у людей развито по-разному,
и оно по-разному проявляется в их деятельности
и общественной жизни. Индивидуальные
особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по
степени развития воображения и по типу
образов, которыми они оперируют чаще
всего.
Степень развития воображения характеризуется
яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются
данные прошлого опыта, а также новизной
и осмысленностью результатов этой переработки.
Сила и живость воображения легко оценивается,
когда продуктом воображения являются
неправдоподобные и причудливые образы,
например у авторов волшебных сказок.
Слабое развитие воображения выражается
в низком уровне переработки представлений.
Слабое воображение влечет за собой затруднения
в решении мыслительных задач, которые
требуют умения наглядно представить
себе конкретную ситуацию. При недостаточном
уровне развития воображения невозможна
богатая и разносторонняя в эмоциональном
плане жизнь.
Наиболее отчетливо люди различаются
по степени яркости образов воображения.
Если предположить, что существует соответствующая
шкала, то на одном полюс окажутся люди
с чрезвычайно высокими показателями
яркости образов воображения, которые
переживаются ими как видение, а на другом
полюсе будут люди с крайне бледными представлениями.
Как правило, высокий уровень развития
воображения мы встречаем у людей, занимающихся
творческим трудом, — писателей, художников,
музыкантов, ученых.
Существенные различия между людьми выявляются
в отношении характера доминирующего
типа воображения. Чаще всего встречаются
люди с преобладанием зрительных, слуховых
или двигательных образов воображения.
Но есть люди, у которых отмечается высокое
развитие всех или большинства типов воображения.
Эти люди могут быть отнесены к так называемому
смешанному типу. Принадлежность к тому
или иному типу воображения очень существенно
отражается на индивидуально-психологических
особенностях человека. Например, люди
слухового или двигательного типа очень
часто драматизируют ситуацию в своих
размышлениях, представляя себе несуществующего
оппонента.
Следует отметить, что человек не рождается
с развитым воображением. Развитие воображения
осуществляется в ходе онтогенеза человека
и требует накопления известного запаса
представлений, которые в дальнейшем могут
служить материалом для создания образов
воображения. Воображение развивается
в тесной связи с развитием всей личности,
в процессе обучения и воспитания, а также
в единстве с мышлением, памятью, волей
и чувствами.
Определить какие-либо конкретные возрастные
границы, характеризующие динамику развития
воображения, очень трудно. Существуют
примеры чрезвычайно раннего развития
воображения. Например, Моцарт начал сочинять
музыку в четыре года, Репин и Серов уже
в шесть лет хорошо рисовали. С другой
стороны, позднее развитие воображения
не означает, что этот процесс в более
зрелые годы будет стоять на низком уровне.
Истории известны случаи, когда великие
люди, например Эйнштейн, в детстве не
отличались развитым воображением, однако
со временем о них стали говорить как о
гениях.
Несмотря на сложность определения этапов
развития воображения у человека, можно
выделить определенные закономерности
в его формировании. Так, первые проявления
воображения тесно связаны с процессом
восприятия. Например, дети в возрасте
полутора лет не способны еще слушать
даже самые простые рассказы или сказки,
они постоянно отвлекаются или засыпают,
но с удовольствием слушают рассказы о
том, что они сами пережили. В этом явлении
достаточно ясно видна связь воображения
и восприятия. Ребенок слушает рассказ
о своих переживаниях потому, что отчетливо
представляет то, о чем идет речь. Связь
между восприятием и воображением сохраняется
и на следующей ступени развития, когда
ребенок в своих играх начинает перерабатывать
полученные впечатления, видоизменяя
в воображении воспринимаемые ранее предметы.
Стул превращается в пещеру или самолет,
коробочка — в автомашину. Однако следует
отметить, что первые образы воображения
ребенка всегда связаны с деятельностью.
Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный
образ в свою деятельность, даже несмотря
на то, что эта деятельность — игра.
Важный этап в развитии воображения связан
с тем возрастом, когда ребенок овладевает
речью. Речь позволяет ребенку включить
в воображение не только конкретные образы,
но и более отвлеченные представления
и понятия. Более того, речь позволяет
ребенку перейти от выражения образов
воображения в деятельности к непосредственному
их выражению в речи.
Этап овладения речью сопровождается
увеличением практического опыта и развитием
внимания, что позволяет ребенку легче
выделять отдельные части предмета, которые
он воспринимает уже как самостоятельные
и которыми все чаще оперирует в своем
воображении. Однако синтез происходит
со значительными искажениями действительности.
Из-за отсутствия достаточного опыта и
недостаточной критичности мышления ребенок
не может создать образ, близкий к реальной
действительности. Главной особенностью
данного этапа является непроизвольный
характер возникновения образов воображения.
Чаще всего образы воображения формируются
у ребенка данного возраста непроизвольно,
в соответствии с ситуацией, в которой
он находится.
Следующий этап развития воображения
связан с появлением его активных форм.
На этом этапе процесс воображения становится
произвольным. Возникновение активных
форм воображения вначале связано с побуждающей
инициативой со стороны взрослого. Например,
когда взрослый человек просит ребенка
что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить
из кубиков дом и т. д.), он активизирует
процесс воображения. Для того чтобы выполнить
просьбу взрослого человека, ребенок вначале
должен создать, или воссоздать, в своем
воображении определенный образ. Причем
этот процесс воображения по своей природе
уже является произвольным, поскольку
ребенок пытается его контролировать.
Позднее ребенок начинает использовать
произвольное воображение без всякого
участия взрослого. Этот скачок в развитии
воображения находит свое отображение
прежде всего в характере игр ребенка.
Они становятся целенаправленными и сюжетными.
Окружающие ребенка вещи становятся не
просто стимулами к развертыванию предметной
деятельности, а выступают в виде материала
для воплощения образов его воображения.
Ребенок в четырех-пятилетнем возрасте
начинает рисовать, строить, лепить переставлять
вещи и комбинировать их в соответствии
со своим замыслом.
Другой важнейший сдвиг в воображении
происходит в школьном возрасте Необходимость
понимания учебного материала обусловливает
активизацию процесса воссоздающего воображения.
Для того чтобы усвоить знания, которые
даются в школе, ребенок активно использует
свое воображение, что вызывает прогрессирующее
развитие способностей переработки образов
восприятия в образы воображения.
Другой причиной бурного развития воображения
в школьные годы является то, что в процессе
обучения ребенок активно получает новые
и разносторонние представления об объектах
и явлениях реального мира. Эти представления
служат необходимой основой для воображения
и стимулируют творческую деятельность
школьника.
Информация о работе Индивидуальные особенности воображения и его развитие