Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:55, реферат
Все, что человек непосредственно отражает с помощью процессов ощущения и восприятия, фиксируется, сохраняется в его мозгу, образуя индивидуальной опыт. Этот опыт при необходимости используется и в дальнейшей деятельности. Опыт является рациональным элементом познания, обеспечивает целостное восприятие объектов действительности (апперцепция) и предоставляет процессу отображения динамической характеристики. Без сохранения следов предыдущих впечатлений каждое ощущение и восприятие переживалось бы такое, что вы возникло впервые.
1. Общие сведения о памяти
2. Виды памяти
2.1. Виды памяти с точки зрения сохранения материала
2.2. Виды памяти с точки зрения преобладания органов восприятия
2.3. Произвольная и непроизвольная память
3. Процессы памяти
4. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие
5. Нарушение памяти
Список литературы
Реферат
Индивидуальные особенности личности и нарушения памяти
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие сведения о памяти
2. Виды памяти
2.1. Виды памяти с
точки зрения сохранения
2.2. Виды памяти с
точки зрения преобладания орга
2.3. Произвольная и непроизвольная память
3. Процессы памяти
4. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие
5. Нарушение памяти
Список литературы
Введение
Все, что человек непосредственно отражает с помощью процессов ощущения и восприятия, фиксируется, сохраняется в его мозгу, образуя индивидуальной опыт. Этот опыт при необходимости используется и в дальнейшей деятельности. Опыт является рациональным элементом познания, обеспечивает целостное восприятие объектов действительности (апперцепция) и предоставляет процессу отображения динамической характеристики. Без сохранения следов предыдущих впечатлений каждое ощущение и восприятие переживалось бы такое, что вы возникло впервые.
Накопление индивидуального чувственного и рационального опыта, а также опора на информационный опыт общества является важным условием прогрессивного развития психики человека, постепенного обогащения ее деятельности. Опора на опыт позволяет решать все более сложные задачи, лучше ориентироваться в новых условиях, действовать более предусмотрительно и утвердительно. Чтобы успешно оперировать понятиями и представлениями на уровне мышления, необходимо хранить их в упорядоченном и мобильном состоянии, ибо новые сдвиги в развитии психики всегда основываются на результатах предшествующего развития. Деятельность человека во многом зависит от богатства ее памяти.
Память - своеобразная база
индивидуального опыта
Память - самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно упущенное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемых только в ту ускользающую секунду, тот миг реально переживаемых ощущений, которую мы называем "настоящей". Однако настоящее - это продолжение прошлого, оно растет из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее.
1. Общие сведения о памяти
Память - это отражение
предметов и явлений
Материальной основой процессов памяти является способность мозга образовывать временные нервные связи, закреплять и восстанавливать следы прошлых впечатлений. Запоминание и хранение основываются на образовании и закреплении временных нервных связей, забывание - на их торможении, воспроизведение - на их восстановлении.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом ».
Память лежит у основ и способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни лица, ни общества. Благодаря своей памяти ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Память определяется как способность к получению, сохранению и воспроизведению жизненного опыта. Без постоянного обновления такого опыта в соответствующих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше.
Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. У человека есть только два вида памяти: генетическая и механическая.
2. Виды памяти
Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – это деление памяти по времени хранения материала, другое - по доминирующему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатора. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, обонятельной, зрительной, слуховой, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.
2.1. Виды памяти с точки зрения сохранения материала
Мгновенная память, как следует из ее названия, это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память - непосредственное отражение информации органами чувств. Следы в ней хранятся только очень короткое время (от 0,1 до 0,5 с.)
Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это память-образ.
Кратковременная память возникает в том случае, если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течение короткого промежутка времени сохраняться, и за это время мозг ее обрабатывает и интерпретирует. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться на долговременное хранение.
В случае, если информация не вводится повторно либо не повторяется, она после какого-то промежутка времени исчезает, не оставляя заметных следов.
Емкость памяти (количество информации, которую человек может одновременно запомнить без каких-либо специальных мнемонических приемов) ограничена семью цифрами, семью буквами или же названиями семи предметов. Память в среднем не может хранить одновременно более семи элементов, в зависимости от сложности элементов это число может колебаться в пределах от 5 до 9.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение другой информации к заданному сроку, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и по своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долгосрочной.
Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилище длительной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое повторение данной информации только укрепляет ее следы в долговременной памяти. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко необходимо мышления и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.
Генетическое память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Генетическая память у человека - единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через научение и воспитание.
2.2. Виды памяти с точки зрения преобладания органов восприятия
Зрительная память связана
с сохранением и
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этим видом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ.
Двигательная память является запоминанием и хранением, а при необходимости и воспроизведением с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.
Эмоциональная память - это память на переживания. Она принимает участие в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На этом виде памяти основана прочность запоминания материала: то, что в человеке вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
Касательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особенную роль в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению с другими видами памяти ограничены. Их роль - удовлетворение биологических потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.
2.3. Произвольная и непроизвольная память
По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную.
Запоминание бывает произвольное и непроизвольное. При произвольном запоминании мы ставим перед собой задачу что-то запомнить. При самопроизвольном запоминании человек, запоминая информацию, не осознает, что делает. Непроизвольная память имеет личную направленность.
То есть в первом случае имеют заключенных аге такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без поставки им перед собой специальной мнемической задачи. В другом случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Любое произвольное запоминание предполагает использование средств для запоминания.
Непроизвольное запоминание обязательно слабее, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Непроизвольно лучше запоминается также материал, с которым связана интересная и умственная работа. Показано, что в том случае, когда с материалом, запоминающийся проводится значительная работа по его осмысленными ню, преобразованию, классификации, образованию определенных внутреннего НИП (структура) и внешних (ассоциативных) связей, непроизвольно он может запоминаться лучше, чем произвольно. Это особенно характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Таким образом, память человека
развивается по линии совершенствования
использования средств
3. Процессы памяти
Процессы памяти содержат 4 этапа:
Запоминание - закрепление образов восприятия, представлений, мыслей, действий, переживаний и т.д..
Сохранение - процесс удержания в памяти сведений, полученных в ходе приобретения опыта. Процесс закрепления информации в памяти.
Забывание является процессом, который противоположен запоминанию. Проявляется оно в том, что актуализация забытых образов или мыслей усложняется или вообще невозможна.
Воспроизведение можно охарактеризовать как процесс восстановления информации, возвращения из «хранилища» в сознание.
Эти процессы связаны
между собой, их связь характеризует
взаимопроникновение и
Процесс запоминания подразделяется на 2 вида - это смысловое (логическое) и механическое. Смысловое запоминание - осознанное запоминание. Механическое - заучивание, часто без последовательного и осмысленного содержания. Кроме того процесс запоминания делятся на непроизвольное (запоминание без особых усилий) и произвольное (запоминание, где необходима постановка цели и воля).
Информация о работе Индивидуальные особенности личности и нарушения памяти